18+
18+
Краеведение, Томск исторический, Фотофонд, исторические фото томск фотофонд токм краеведческий музей извозчики Фотофонд. Извозчики в Старом Томске

Фотофонд.
Извозчики в Старом Томске

Спецпроект
Фотофонд
Совместный проект интернет-издания Томский Обзор и Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.

Извозчики в Старом Томске долгие годы были единственным городским транспортом — и легковым, и грузовым такси.

И зимой и летом в ожидании пассажиров они стояли на специальных стоянках-биржах, самые крупные из которых находились на Думском мосту, Базарной площади, у католического костела и в других бойких местах. На биржах стояла очередь извозчиков, примерно как сейчас на конечных остановках маршруток. Ехал на заказ тот, чья очередь подходила следующей.

Извозчики делились на три разряда, в зависимости от состояния экипажа и лошадей. Перворазрядники платили в управу 24 рубля в год, второразрядники — 20, третий разряд — 16. Соответственно, перворазрядники стояли на хороших стоянках в центре, где обреталась порядочная публика, а третьеразрядники — на окраинах.

Они ездят еще на допотопных экипажах. Плохие лошаденки еле-еле передвигают ноги. Большинство из третьеразрядников, потеряв всякую надежду залучить хорошего пассажира, обращаются в «рыбаков», то есть разъезжают по улицам и ловят случайных пассажиров. О цене в этих случаях не рядятся. Только бы увезти и заработать лишний гривенник.

К «рыбакам» относятся презрительно. За ними следят, чтобы не «перебивали руку». И горе «рыбаку», если он вздумает подать на глазах биржи. Ему наперед устремляется очередной извозчик с соседней стоянки и старается отогнать подальше непрошеного гостя. «Рыбак» обычно не протестует, пытается поскорее ретироваться, улизнуть куда-нибудь в первый попавшийся переулок. В противном случае на него обрушится вся биржа, и тогда дело может кончиться вытряхиванием «невода».

«Утро Сибири», 28 апреля 1913 года, № 93

Хорошие извозчики зарабатывали в месяц до ста рублей. Плохие — не больше 60-70 рублей, хотя зимой и в ненастную погоду заработки были лучше.

Извозчики любили возить шансоньеток — они хорошо платили. С удовольствием ездили встречать приезжих на вокзал, причем отвозили их в те гостиницы, хозяева которых им за это приплачивали. А вот пьяных и чиновников не жаловали, так как те и другие имели привычку куражиться.

Для разных категорий пассажиров у извозчиков были свои прозвища.

«Выжигой» называли любящих «рядиться по „таксе“».
«Кукушками» — тех, кто занимает экипаж по часам.
«Лягашами» — пользующихся оплошностью возницы и скрывающихся, не уплатив проездных денег.

Права и обязанности извозчиков, а также размер платы в казну регулировались постановлениями Томской городской думы. Первое из них было принято в 1879 году.

Из обязательного постановления Томской городской думы о производстве легкого извозного промысла в г. Томске
2 мая 1879 года

Извозчики должны быть одеты прилично и иметь прочные и всегда в порядке и опрятности содержимые экипажи.

При езде извозчики обязаны держаться правой стороны улицы с таким расчетом, чтоб середина ее всегда была совершенно свободна […]; не останавливаться по середине улицы у мостов, не ездить по два вряд и более, а также останавливаться для пропуска пешеходов и поперечно идущих экипажей.

Воспрещается ездить вскачь, в перегонку, а также обгонять экипажи в местах, где от этого может произойти стеснение, или беспорядок, причем обгонять впереди тихо идущий экипаж только лишь с левой стороны, оставляя его с правой.

С пассажирами должны обращаться вежливо и не позволять себе наносить кому-либо грубости и оскорбления.

Забытые седоками на экипажах вещи извозчики обязаны немедленно доставлять по принадлежности или представлять в ближайшую полицейскую часть

ГАТО. Ф.127. Оп.2 Д.2888 Л.23, а — 23 м.

Извозчики сохранялись в Томске вплоть до 20-30-х годов, затем, как и во всей стране, постепенно уступили место городскому транспорту.

Литература, использованная при подготовке материала:

Г.В. Скворцов. «Томские извозчики (наброски)». // «Утро Сибири», 28 апреля 1913 года, № 93.
А.Г.Караваева. «Извозчики на маршруте». Государственный архив Томской области

Площадь у часовни Иверской иконы Божией Матери
Из фондов ТОКМ

Почтовые карточки фототипии Шерер, Набгольц и Ко. 1903 г. Мужская гимназия
Из фондов ТОКМ

У театра Королёва
Из фондов ТОКМ

Алексеевское реальное училище
Из фондов ТОКМ

Ул. Еланская, 33. Дети едут в школу
Из фондов ТОКМ

Набор фотографий «Виды города Томска». 1897 г. Фотограф В.А. Петкевич
Из фондов ТОКМ

Набор фотографий «Виды города Томска». 1897 г. Фотограф В.А. Петкевич
Из фондов ТОКМ

Набор фотографий «Виды города Томска». 1897 г. Фотограф В.А. Петкевич
Из фондов ТОКМ

ул. Магистратская, конец XIX в.
Из фондов ТОКМ

Стереопара. Томск, ул. Почтамтская. 1900–1904 гг.
Из фондов ТОКМ

Лист из альбома «Виды Томска и Алтая». 1910 г. Почтамтская ул.
Из фондов ТОКМ

Набережная Ушайки 1920-е гг.
Фото: Иван Иванов

Ленинский проспект. 1920-е гг.
Из фондов ТОКМ

Почтамт. Конец 1920-х гг.
Из фондов ТОКМ

Иллюстративный ряд проекта — фотографии из фондов Томского областного краеведческого музея. Это ценное и информативное собрание, формирование которого началось с первых лет существования музея. Сегодня оно насчитывает порядка 40 000 музейных предметов. Разноплановые и разноформатные изображения позволяют увидеть, почувствовать, стать частью повседневной жизни и значимых событий из истории Томска, Томской губернии, Томской области, Сибири, начиная с конца XIX столетия по настоящее время.
Тэги/темы: