18+
18+
Креативные индустрии, Томск комиксы супергерои марвел черепашки-ниндьзя майор гром Андеграундные супергерои: как рисовать, обозревать и издавать комиксы в Сибири

Андеграундные супергерои: как рисовать, обозревать и издавать комиксы в Сибири

Аудитория комиксов и супергероев растет и взрослеет, как и сама индустрия.

Новые художники, сценаристы и их новые истории в российском андеграундном комиксе появляются все чаще и чаще, а интерес массовой аудитории к изданиям больших тиражей не прекращает расти из года в год. В Томске теперь есть не только свои авторы, но и издатели комиксов, и обозревающие их работы блогеры.

Почему они посвящают себя этой теме, как устроен рабочий процесс, и что происходит на локальном рынке комикс-индустрии? Об этом «Томскому Обзору» рассказали Кирилл Черкай и Сергей Потапов - томские авторы комиксов, Степан Пинжин и Никита Воронин - youtube-блогеры, авторы канала “Tatorio & Vendy” и Арсений Дубаков, директор издательства «Illusion Studios».

Создатели

Как создаются, издаются и распространяются комиксы? Где продвигаются локальные работы в России?

Кирилл Черкай и Сергей Потапов — томские авторы комиксов

Сергей: Мейнстрима в комиксах, как такового, в России нет, есть косплей и переводные книжки. Что касается событий, то есть фестиваль Бумфест в Санкт-Петербурге, туда возят много крутых комиксистов, художников и вообще людей, которые связаны с современным искусством. Есть фестиваль Comic Arts Tyumen в Тюмени, который сделали два парня на чистом энтузиазме. Они позвали кучу русских комиксистов абсолютно разного плана, разного уровня, просто перезнакомили всех и уже сейчас это вытекает в новое сотрудничество и новые проекты. В Томске есть тусовочка комиксистов, но довольно узкая. Многие просто смотрели мангу и теперь рисуют похожее.

Сергей: Концепт нашего комикса — максимально плохая графика, в этом сама суть. Общая технология изготовления комиксов — карандаш, тушь, а потом уже цвет. Хаос первых выпусков не мешает, наверно, никому кроме читателей.

Сюжет всегда обсуждается с художником. Сейчас у нас есть общий скрипт, мы садимся, рисуем раскадровку, более или менее раскидываем диалог, Кирилл рисует, потом я делаю облачка и текст. Поначалу выпуск делался за один вечер, теперь уходят недели. Один рисовали больше месяца.

Кирилл: Трудно окупить производство комикса — это, пожалуй, главная проблема. Любой издательский процесс — долгоокупаемый. Все должно доехать до магазина, постоять на полочке, прежде чем его купят. От станка до прилавка проходит довольно длинный путь, в течение которого ты ничего не имеешь.

Свои работы мы отправляем оптовику в Питер, а тот работает со всеми комикс-шопами России. От Москвы до Владивостока магазины решают, надо нас заказывать или нет. Кто возьмет — тот молодец.

Сергей: К слову, в России за Уралом только одно издательство — «Illusion Studios»

Блогеры

Канал «Tatorio & Vendy» с обзорами российских и зарубежных комиксов работает на YouTube с 2012 г. Сейчас у канала более 21 000 подписчиков и более 160 обзоров.

Степан Пинжин и Никита Воронин — youtube-блогеры, авторы канала «Tatorio & Vendy».

Никита: Чтобы снять выпуск видеоблога, надо рано утром встать, приготовиться, взять с собой планшет с комиксом, ехать к Степану и снимать весь день. Надо устанавливать свет и прочее.

Перед тем как снимать ролик, придется много прочитать. Ты хочешь про рассказать про кульминацию большой истории? К такому глобальному событию есть еще какие-нибудь приквелы, последствия и так далее. Это тоже нужно прочитать, чтобы лучше понимать тему целиком, хотя не факт, что ты об этом будешь рассказывать. После чего надо весь собранный материал снова пересмотреть, чтобы отобрать определенные картинки и страницы.

Для наглядности у нас в видео вставлены отсканированные страницы оригинальных выпусков. Искать такие сканы приходится в интернете. Со старыми изданиями сложно: бывает, что их нет даже у издателя, то есть они их потеряли или не стали оставлять. Есть сервисы вроде comiXology — это сайт с цифровыми комиксами, но и у них не всегда всё есть.

Степан: С первыми выпусками и старыми изданиями (печати 40-х годов, например) есть такая проблема — при ремастеринге, то есть при переиздании чего-то старого на новую платформу никак нельзя менять оригинал. Например, первый издатель написал, что у него должен быть кислотно-зеленый цвет — в старых комиксах это нужно было из-за плохой бумаги. Соответственно, в цифровом издании его нельзя поменять, и приходится при переиздании делать слишком яркие цвета, а это тяжело воспринимать.

Для обозревателей комиксов проблемы обычно возникают с поисками материала. В остальном заниматься комиксами, наверно, гораздо проще, чем играми и фильмами, потому что у тебя нет проблем с авторскими правами, тебя никто не будет блокировать. По крайней мере, у нас такого не было. Хотя нам приходилось пару раз переделывать ролик, потому что некоторые моменты из трейлера фильма нельзя было показывать. Однажды мы сделали ролик, специально повысили тональность песни, когда вставляли музыку, чтобы YouTube ее не просчитывал. Всё 31-е декабря Никита перезаливал видео — даже в измененном состоянии сервис обнаружил и просто закрыл всю аудиодорожку. Получалось «тихое видео», «немое кино». Пришлось поставить кавер, тоже измененный, потому что каждый исполнитель — еще и правообладатель.

Никита: Что касается трендов, то в основном, они связаны с релизами фильмов. Например, выходила «Чудо-женщина», мы нашли старый комикс про Вандервуман, где она сражается с человеком-яйцом, он азиат и расист. А когда «Война бесконечности» выходила, мы рассказывали по космической вселенной Марвел забавные случаи вроде тех, где главного злодея арестовали полицейские.

Степан: Если говорить о сфере комиксов в стране, то я считаю, что у нас все еще не развилась культура русского комикса. В Европе, например, меньше людей читает американские комиксы, а французские популярны, они более развиты — это их культура. В Японии это для них какой-то андеграунд.

Культура русского комикса, она пока что как раз андеграунд-среда, которая еще не успела стать популярно-массовой. Мне кажется, во многом потому, что у нас это либо постмодернистские, подземные и малоизвестные ребята со своей идей, которую они пытаются для своего узкого круга преподнести, либо это ребята, которые калькируют Запад.

Но начиная с выхода «Железного человека» в 2008 году, в России проснулся интерес к комиксам. Это сформировало определенный вкус, потом появились и издательства. Мне кажется, интерес сейчас дошел у людей до такой степени, что они начинают сами вливаться в эту культуру: находят что-то непопулярное и читают или ходят на фестивали. Мы открыли канал в 2012 году, и если поначалу это был более или менее продукт для своих, и нас смотрели, в основном, люди, которые и до этого что-то искали по теме, то уже через год появился массовый зритель, массовая аудитория.

Никита: После выхода "Мстителей" появился массовый интерес. И Comic Con появился, и конвенты стали больше не в манга, не в аниме, не в косплей, а с комикс-тематикой себя связывать. Но в Томске ее мало замечаю, у нас даже на CON.Версии очень много приезжих людей. В Сибири комикс-культура все еще про аниме, здесь эта эстетика популярна.

Издатель

«Illusion Studios» выпускает комиксы на русском языке с 2014 года. Первой публикацией стал ежемесячный журнал классических комиксов о Черепашках-Ниндзя, в настоящее время в пакет лицензий издательства входят и успешно издаются комиксы о Черепашках-Ниндзя, Аватаре Аанге, а также авторские комиксы американского художника Джима Лоусона.

Арсений Дубаков, директор издательства «Illusion Studios».

Арсений: В первую очередь, требуется получение лицензии на издание комикса. Поскольку мы издаем зарубежные комиксы, нужно найти людей, которые являются правообладателями, договориться с ними, согласовать все, убедить их в том, что кто, если не мы, будем издавать их комиксы в России. Дальше уже механический процесс, обработка файлов (у нас формат немного другой в отличие от оригинальных изданий).

Проблемы при производстве возникают всегда. Обычно технического плана: сбой в печати, брак. Где-то по вине типографии, где-то по нашей вине.

Ни одно издание от нашего издательства не соответствует американскому. То есть, каждое издание мы дополняем чем-нибудь или полностью перерабатываем. К примеру, комикс про динозавров в Америке выходил черно-белым, а мы его красили. Порядок чтения выстраиваем так, чтобы все было грамотно, понятно читателю, который не знаком с серией. Желательно, чтобы в конечном счете читатель получил от тебя больше, чем он ожидает.

В коллаборации с американским фан-сообществом мы заканчивали одну из серий классических Черепашек-нинздя, в свое время не законченную. Хронологию комикса продолжили без нее и Эндрю Моди, увлекшийся ей автор из Сиэтла написал завершение, которое возвращало выпуск к хронологии. В этом проекте я участвовал, был главным художником. Была нарисована история на два выпуска — эпилог, который мы издали мини-тиражом и он достаточно успешен до сих пор, периодически продается на EBay. В Америку, естественно, но куда я его только не отправлял — и в Китай, и в Австралию и в Великобританию.

Есть трендовые супергерои вроде Дедпула и Человека-паука, которые всегда продаются. Когда «Рик и Морти» выходит на русском языке в формате комикса, он просто сметается, даже у нас в Томске. Год назад трендом был «Adventure time». Но есть и классика. «Человека-паука» будут покупать еще сто и двести лет. Есть комикс «Маус», это единственный комикс — лауреат Пулитцеровской премии и он действительно хорош, может быть, не такими тиражами уходит, как «Рик и Морти», но стабильно, и я думаю, что он будет так же продаваться еще много лет.

Авторы русских комиксов тоже были, но это было настолько невыгодно в коммерческом плане, что это всегда были энтузиасты, которые делали свое издание. В течение последних нескольких лет — фан-зины. То есть, такие комиксы, которые на коленочке рисуют. Пользуются популярностью — авторы могут издавать комиксы самостоятельно, кто-то на домашнем принтере, кто-то уже небольшими тиражами.

Возрождение случилось как раз после запуска издательства BUBBLE — изначально русских комиксов, достаточно хорошо нарисованных, с хорошим подходом к сюжету, к сценариям и так далее. Скоро выходит первый полнометражный фильм по их комиксам — «Майор Гром». В общем-то, даже крупные издатели, монополисты рынка заинтересовались темой. Это тоже говорит о том, что комиксы стали более востребованы в России.

Текст, фото: Алена Мельникова

Материал подготовлен в рамках студенческой практики учащихся Высшей школы журналистики ТГУ

Тэги/темы: