18+
18+
Краеведение, Фотофонд, исторические фото томск фотофонд токм краеведческий музей мизеров изостудия Фотофонд. Художественная студия Мизерова в Томске. 20-40-е годы

Фотофонд. Художественная студия Мизерова в Томске. 20-40-е годы

Спецпроект
Фотофонд
Совместный проект интернет-издания Томский Обзор и Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.

Вадим Мизеров — один из лучших акварелистов Сибири. «Томский Обзор» уже писал о его жизни и творчестве, а сегодня вместе с краеведческим музеем мы расскажем о художественной студии, которой Мизеров руководил с 1920 по 1948 год.

Художественное образование Мизеров получил в Казанском художественном училище, где учился у великого живописца Николая Фешина. В Томск художник приехал в 1920 году и остался здесь навсегда. Вадим Мизеров — признанный мастер акварели, его произведения всегда отличались стилем, художественным вкусом и техническим мастерством. Большая часть его работ посвящена Томску — это пейзажи с уютными улицами и центральными проспектами, акварели яркой ночной жизни города.

Мизеров вел активную общественную жизнь: он был членом общества охраны памятников искусства и старины, организатором и председателем Томского филиала общества художников «Новая Сибирь», преподавал рисунок и перспективу, читал лекции по искусству в томских вузах. В одном из писем его друг художник Иван Тютиков писал: «По 30-й год вся художественная жизнь города в области ИЗО искусства держалась на тебе».

Преподавание было важной частью жизни художника. Мизеров организует детскую и юношескую изостудию, и в течении многих лет руководит ею.

Осенью 1922 в Томске по ул. Торговой, в доме № 14 арендуется часть комнат верхнего этажа двухэтажного дома, где устраивается художественная студия для детей. В первый год она имела две группы, а затем четыре. Иногда в группе было по четыре-пять мальчиков из бывших беспризорников. Некоторые группы состояли целиком из воспитанников детдомов.

Из воспоминаний Валентины Гладковой, супруги художника

Мизеров занимался не только с детьми. В художественной студии для взрослых, которой он руководил с 1920 по 1948 год, занимались рабочие, служащие, студенты и учащиеся. Художественная студия располагалась во Дворце труда (бывший Пассаж Второва), затем в Доме ученых. Летом занятия студии проходили на открытом воздухе, прежде всего потому, что сам художник был большим любителем пленэра и живых впечатлений и обошел с альбомом весь Томск.

Вадим Мизеров запомнился ученикам как внимательный, чуткий педагог с большим художественным вкусом.

Обладая художественным дарованием и будучи достаточно опытным учителем рисования, Вадим Матвеевич посвятил многие годы разработке методики преподавания рисования и графики. И в этом он добился немалого. В первые годы пребывания в Томске В. М. Мизеров не мог в полной мере осуществить задуманные планы, так как в средних школах и вузах в 20-е гг. лишь нащупывались правильные пути перестройки старой школы. В эти годы к преподаванию таких предметов, как рисование и черчение, требования были снижены.

Для Вадима Матвеевича это были трудные годы. Не желая расставаться с любимым делом, он вынужден был изыскивать дополнительные средства к существованию, так как ничтожное число учебных часов рисования в средних школах Томска не обеспечивало необходимого жизненного уровня. О реализации своих творческих устремлений было трудно думать. Однако, как бы материально трудно не было, Вадим Матвеевич не оставил своей привязанности.

Из воспоминаний Валентины Гладковой, супруги художника

Среди его выпускников известные художники и архитекторы — омский художник, член-корреспондент Академии художеств, Алексей Либеров, новосибирский профессор архитектуры Евгений Ащепков, главный архитектор города Москвы Михаил Посохин. Учились у Мизерова многие томские художники — Владимир Гроховский, Василий Попов, Матвей Горбатенко, Геннадий Ламанов.

Мизеров был для своих учеников прежде всего примером настоящего художника.

Михаил Посохин так пишет о своем учителе: «Вадим Матвеевич обладал редким талантом художника и, прежде всего, секретом и необыкновенным мастерством чистой акварели. Кроме того, велика его заслуга в передаче молодым своего большого опыта и знаний в художественной студии. Был период в юношестве, когда для меня сибирский художник Мизеров был почти кумиром. Внешность у него была именно такой, каким я представлял себе настоящего художника: крупные черты лица, удлиненные густые волосы, темная блуза в виде толстовки с большим бантом на шее и какая-то спокойная, с достоинством постановка фигуры и выразительной головы».

Литература, использованная при подготовке материала:

Гладкова В.М. Художник В.М. Мизеров. Воспоминания о педагогической деятельности //Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945). Новосибирск, 1984.

Микуцкая Т.Н. Мизеров Вадим Матвеевич — художник, сотрудник Томского краевого музея. Томские музеи. Художественный музей. Томск, 2012.

П. Муратов. Три художника. Новосибирск, 1969.

Выставка произведений художника В.М. Мизерова. Сост. Думенко О.И. Томск, 1968

Вадим Мизеров. 1930-е годы
Из фондов ТОКМ

На одной из первых фотографий можно увидеть Мизерова в комнате, стены которой увешаны рисунками воспитанников, а сам художник сидит среди них и пишет этюд.

Занятия в детской изостудии. 1924 год
Из фондов ТОКМ

Изостудия за работой
Из фондов ТОКМ

Изостудия при Доме ученых. На пленэре
Из фондов ТОКМ

Изостудия при Доме ученых. На пленэре
Из фондов ТОКМ
Открытка, адресованная В. Мизерову. 1928 год
Из фондов ТОКМ
Иллюстративный ряд проекта — фотографии из фондов Томского областного краеведческого музея. Это ценное и информативное собрание, формирование которого началось с первых лет существования музея. Сегодня оно насчитывает порядка 40 000 музейных предметов. Разноплановые и разноформатные изображения позволяют увидеть, почувствовать, стать частью повседневной жизни и значимых событий из истории Томска, Томской губернии, Томской области, Сибири, начиная с конца XIX столетия по настоящее время.

Текст: Лукия Мурина

Тэги/темы: