18+
18+
90-е в Томске, Краеведение, Люди, Мария Симонова, Международное сотрудничество, Путешествия, Рассказано, Томские путешественники, Томск Китай Пекин СССР КНР Далянь китайская лапша сотрудничество путешествия Истории 90-х:Как Томск не стал центром производства «китайской лапши»
РЕКЛАМА

Истории 90-х:
Как Томск не стал центром производства «китайской лапши»

В 1990-е в Томске, как и в других городах вчерашнего СССР, возникало много самых удивительных бизнес-проектов. Так, однажды Томск чуть не стал первым в России центром производства лапши быстрого приготовления.

«Китайская лапша» — такое название закрепилось в народе за лапшой быстрого приготовления, ставшей одним из знаковых продуктов 1990-х. Именно она потеснила картошку и макароны на столе у томских студентов (да и не только). Первоначально лапшу действительно импортировали из КНР, позднее в России появились собственные производства этого продукта.

С приходом 90-х и распадом СССР отношения с Китаем вступили в новую фазу. Предыдущие полвека они больше напоминали качели: Советский Союз первым признал Китайскую Народную Республику, на 1949–1956 год пришелся расцвет советско-китайских отношений. Но с приходом к власти в СССР Никиты Хрущева ситуация изменилась, вплоть до разрыва отношений в 1964 году. Лишь в 80-е ситуация понемногу начала налаживаться — в 1989 году в Китай прилетел Михаил Горбачев, началась, говоря официальным языком, «нормализация отношений». А с распадом СССР в 1991 году нормализация постепенно стала перерастать в партнерство.

В это время томич Сергей Харламов, ученый и любитель путешествий, решил отправиться на восток.

— Но как? Туризм туда еще не был организован, — рассказывает Сергей. — В то время я как раз зарегистрировал свое предприятие — научно-производственный кооператив «Природа». В журнале «Китай» нашел адрес редакции и отправил туда письмо, где написал: «Очень хочу с вами, китайцами, сотрудничать». И через несколько месяцев получил ответ от сотрудника редакции журнала, Цзя Хуан Ченя. Он приглашал в Китай и просил выслать состав делегации. Но единственным сотрудником кооператива был я сам. Позвонил другу-юристу: «Поедешь со мной в Китай?». Тот согласился, и нам прислали приглашение на русском языке, на тонкой бумаге с большой красной китайской печатью со звездой.

Поезд «Москва-Пекин» увез путешественников в столицу КНР. Гостей встретили, провезли по Пекину, через Великую китайскую стену, проходящую по хребту Бадалин, и доставили в уезд Яньчин — пригород столицы.

— Руководство уезда встретило нас очень радушно. Показали нам местные предприятия, интересные места Пекина, и, разумеется, стену. Договорились, что теперь мы их ждем в Томске.

Через некоторое время китайская сторона воспользовалась приглашением:

— Тогда китайцы еще были у нас в диковинку. Я организовал гостям встречу в мэрии — тогда еще горсовете, потом они побывали на некоторых предприятиях. Китайцы предлагали сотрудничество. Например, на «Томские мельницы» они предложили поставить оборудование для производства лапши быстрого приготовления. В Китае я как раз побывал на таком предприятии — очень простая технология, и, полагаю, оборудование не дорогое, — вспоминает томич.

Но наши отказались — или желания не было, или, скорее всего, валюты, говорит Сергей Харламов. Сослались на то, что не известно, будет ли лапша пользоваться спросом. Это сейчас полки магазинов завалены пакетиками с ней, а тогда у нас такого никто еще не видел.

Китай в 1990-е

Сергей Харламов на площади Тяньаньмэнь — одной из самых больших площадей мира. На заднем плане — Запретный город, главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин
Фото из архива Сергея Харламова

Очередь в Мавзолей Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь
Фото из архива Сергея Харламова

Такое жилище можно было увидеть в самом центре Пекина
Фото из архива Сергея Харламова
«На улицах Пекина витают запахи еды. Вообще китайцы едят постоянно и везде»
Фото из архива Сергея Харламова

Торговые ряды на улицах Пекина
Фото из архива Сергея Харламова

Продуктовый развал у гостиницы
Фото из архива Сергея Харламова

Продавцы птиц и рыбок
Фото из архива Сергея Харламова

Реклама — двигатель торговли
Фото из архива Сергея Харламова

Пекинский «ГУМА»
Фото из архива Сергея Харламова

«В Пекине выпал кратковременный снег. Велосипедист на скользком асфальте не удержал равновесия и попал под колеса»
Фото из архива Сергея Харламова

Вечерний моцион пекинских тетушек
Фото из архива Сергея Харламова

Уличные игры
Фото из архива Сергея Харламова

Уличная цирюльня
Фото из архива Сергея Харламова

Во время перемены в пекинской школе
Фото из архива Сергея Харламова

«Френда, поехали», — так приглашают местные рикши
Фото из архива Сергея Харламова

С местным полицейским
Фото из архива Сергея Харламова



«В гостях у друга Джао. Мне говорили что Джао богатый, по его квартире это не скажешь: прихожая, она же столовая, одна комната на троих, где помещаются и велосипеды, маленькая (ну очень маленькая) кухня, туалет — он же душ и раковина, проникать надо боком»
Фото из архива Сергея Харламова

Вся семья Джао на площади Тэньаньмэнь
Фото из архива Сергея Харламова

Встреча с Джао в пекинском ресторане
Фото из архива Сергея Харламова



«Заключаем договор сотрудничества с одной из пекинских турфирм»
Фото из архива Сергея Харламова

В компании симпатичных китаянок
Фото из архива Сергея Харламова

У вагона поезда «Пекин-Далянь». «Проводница знала, видимо, только одну фразу по-русски (кто научил не знаю) — «Я тебя люблю!»"
Фото из архива Сергея Харламова

На берегу Желтого моря в Даляне
Фото из архива Сергея Харламова

Один из престижных районов Даляна, где жил Сергей Харламов
Фото из архива Сергея Харламова

На фабрике мягкой игрушки в Даляне
Фото из архива Сергея Харламова

Обратная дорога в Пекин, с китайскими попутчиками и проводницей
Фото из архива Сергея Харламова

«Я уже спал на своей второй полке по дороге в Пекин. Но на какой-то станции в купе подсел веселый попутчик (слева) с сеткой водки и пива. Спать мне не дал, пока я не согласился составить им компанию», — рассказывает Сергей Харламов.
Фото из архива Сергея Харламова

Текст: Мария Симонова, Анна Мацковская

Иллюстрация: Алина Малютена

Фото из личного архива Сергея Харламова

Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Люди

Сохранить историю. Как в 1990-е годы инженер-конструктор Владимир Кирсанов помогал восстанавливать томские здания

2 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

После вмешательства прокуратуры запустили авиарейс «Томск — Кедровый»

24 апреля 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Томские новости

Поезд Томск-2 — Асино возобновит курсирование в воскресенье

23 апреля 2024
Томские новости

Томский аэропорт переходит на весенне-летнее расписание

30 марта 2024
Рассказано

Крячков и Лыгин против конструктивизма. Как в Томске студенты СТИ боролись за признание «новой» архитектурной школы

11 апреля 2024
Люди

Самолет в натуральную величину и премьера в аэропорту. Как томичи готовят спектакль-перформанс о выдающемся летчике Харитоне Славороссове

27 марта 2024