18+
18+
РЕКЛАМА

Тоска медицинская. Андрей Остров

Мне кажется, роль травматологов в жизни общества сильно преуменьшена.

Ведь, в сущности, кто такой современный акушер-гинеколог, как не человек, выпускающий в большую жизнь доходяг и недоношенных. Раньше рожали в поле, и народ был здоровее. Хороши также хирурги, которые могут отрезать все, что хочешь, но и пришить это могут хоть куда. Я сам видел, как пугались немцы, когда им показывали большой палец ноги, пришитый нашими хирургами к руке. Родной отрезало циркуляркой. А немцы, они, я вам скажу, много чего повидали в войну у нас в России.

Терапевты вообще злобные шарлатаны, которые действуют методом проб и ошибок. Организм посылает самые разно образные сигналы, которые мы с разной степенью осмысленности описываем терапевту, поскольку любая «мысль изреченная есть ложь». Для одного здесь саднит, для другого ноет, третьему дергает, у четвертого раскалывается голова, у пятого вообще боль невыносимая. И все это может быть банальной ОРВИ. При всем богатстве выбора терапевт склоняется, на основании наших слов, к аспирину.!cut 

Педиатры – еще хуже терапевтов, поскольку ребеночек ничего вразумительного сказать не может, а только плачет. Мама тушит слезой лесные пожары в окрестностях, а папа (если он есть), хочет убить педиатра, так как он только что сказал о необходимости принимать в младенческий организм кавинтон и диакарб, а то маленькому «головочку разорвет». Это реальный случай.

Психиатров, в виду расширения психической нормы надо вообще отменить. С недовольными хипстерами отлично справляются правоохранительные органы. А буйных, мой знакомый санитар с психи Борис, по профессии токарь-фрезеровщик, видел еще конце коридора своего строгого режима 10-го отделения, где сидели на принудительном лечении уголовники.

- Конечно, я их пизжу, - делился Борис со мной опытом лечебной работы. – Но! Исключительно по справедливости. Поэтому плохие санитары вечно ходят в синяках, а хорошие – с руками в карманах халата. Посмотри внимательно на клиента: вот у него пошло возбуждение, глазки заблестели, голос изменился, но он еще тебя слушается. Бери его тогда под белы рученьки, веди в коечку, прибитую к полу, вяжи мягкой вязкой и пусть медсестренка скорее колет аминазин. Когда клиент вступает в острую стадию – он уже безопасен.

Аллергологов придумали фармацевтические компании. В этом был убежден главный врач элитной московской клиники, у которого я работал.

- Подрегулируй поджелудочную, наведи порядок в организме, насыть кислородом – где будет твоя аллергия? – спрашивал он, глядя на меня черными глазами горского еврея. Медицинского образования у него, правда, не было, что не мешало ему давать советы врачам с 20-летним стажем в нейрореанимации. Отсутствие профильного образования кандидат физ-мат. наук и международный гроссмейстер по шахматам объяснял просто, но с кавказским акцентом:

- Я в Баку родылся, панимаешь? Там мальчики в мэдыцинский не поступали, патаму что если в приличнай бакинской симье радилась девочка, ей еще в детском саду покупали место в медынституте… А я биль из бедной семьи.

Невропатологи у него имели право на жизнь только потому, что фармацевтические компании придумали их еще раньше аллергологов, чтобы продавать свои антидепрессанты. Причем из зависти к производителям алкоголя.

Теперь вернемся снова к травматологам. Они незаменимы. Моя любимая «травмочка» в 3-ей горбольнице. Где бы я ни жил, я всегда возвращаюсь в нее. Прописан-то я в Кировском районе.

А в волейбольную «картошку» играю на Сенной курье. Один мальчик лет 12-13-ти из нашего круга неудачно упал на руку и сломал ее. Она моментально покраснела, опухла, а мальчик хоть и терпел, но слезы его капали на песочек, оставляя маленькие кратеры. На пляж он пришел пешком. Телефона с собой не взял и наизусть родительский не помнил. Как-то так получалось, что в травмпункт везти его надо было мне. Ситуация осложнялась тем, что по пляжу бродил мой собственный 6-летний сын. Брать его с собой в короткое путешествие до ближайшего травмпункта смысла я не видел, поэтому поручил следить за ним двум разбитным и, видимо, бездетным разведенкам.

- Это не к нам, - сказали мне в моей любимой травмочке, глядя на опухшую руку и глаза пацана. – Это вам на Олега Кошевого надо, в четвертую детскую. Там детский травмпункт.

Был выходной день. Посетителей в травмпункте не наблюдалось. Я начал уговаривать и понял: детская травма отличается от взрослой так же, как клятва Гиппократа от воинской присяги. Пришлось ехать через полгорода на Олега Кошевого, потом отвезти загипсованного уже пацана домой. Угадайте, с какой скоростью я ехал обратно на пляж спустя полтора часа? Я уже видел, как дикие гуси-лебеди посадили моего мальчика на крылья и уносят в далекие страны, как злобные цыганки уводят его, пряча меж широких юбок, как разбитные разведенки учат моего ребенка плохому, а именно игре в 66 и девятку….

Это в мою любимую травмочку я поднимался на двух руках и одной ноге по обледенелым ступеням, высоко неся сломанную на футболе нижнюю конечность. Перил на крыльце, кстати, в моей любимой травмочке до сих пор нет. Как и въезда для инвалидов-колясочников, хотя у главного входа в больницу он прекрасен. Разве инвалиды не получают травмы?

Запах спирта в тот вечер я принял за типовой запах любой больницы и, как выяснилось, зря. Анестезию принял не мой организм, а травматолог.

- Ушиб, - сказал он, сильно повертев мою опухшую ступню. – Просто сильный ушиб. Езжайте домой. Если будет болеть, опускайте в тазик с холодной водой.

Через два дня тазик уже не помогал. Тогдашняя жена тоже. Пришлось вызывать знакомого хирурга, бывшего главного травматолога области.

- Снимок покажи, - с порога сказал он.

Показывать было нечего. Матерясь, он спустил меня в свой белый, видавший виды, по-моему, фольксваген. (Недавно он подвозил меня на дорогущей иномарке. Валерий, спасибо и за то, и за это!)

Оказалось, что первое правило травматолога в случаях обращений граждан, не пить спирт, а сделать рентген. Спустя полчаса у меня был гипс и месячный бюллетень. Первые дни было очень больно: гипс наложили поздно. «Я лежу болею, сам себя жалею», - писала в таких случаях незабвенный знаток мужской психологии Агния Барто. И действительно, пожалеть меня оказалось некому. Даже если любовь в браке ушла, никто не отменял жалость и заботу – так отдавалась в мозгу боль в ноге. Ну, хотя бы спросить про мое самочувствие можно?! Я понял: меня не любят в моем же доме, потому что я просто беспомощное и ничего не зарабатывающее больное тело.

На третий день я вызвал такси и уехал в только мне известном направлении, где, казалось, меня любили и жалели. И сразу вокруг меня забегали строители с новыми квартирами, ювелиры с колечками, торговцы мехом с шубами, дилеры с автомобилями… В обществе пошла движуха! И все это благодаря скромному обаянию травматологов.

Но последний случАй всех злее, как говаривал герой сказок Писахова. Спасибо тому чудному человеку, который сбросил обломки железобетонных труб в акватории загородного лагеря «Сибиряк», что в благословенном Киреевске. Ну, остались после ремонта забора лагеря, не вывозить же на свалку! Спасибо водолазам, которые проверили дно ровно до того места, где «вам по энто дело будет», по меткому выражению старшины из фильма «А зори здесь тихие». Попытка самостоятельно расширить и расчистить пляж хотя бы по грудь, привела к чувствительному удару в стопу и легкой хромоте всю вторую смену «Томского коллайдера», девизом которого был абсолютно неправдивый слоган: «Встречи, которые изменят вашу жизнь».

Нашу жизнь меняют травматологи.

Так или иначе, уехать с Коллайдера невозможно. Во-первых, интересно! Во-вторых, люди-то какие! Ну и в-третьих, чего не потерпеть недельку ради всего этого?

Перед отправкой с Коллайдера я уже с трудом ходил. По приезду в Томск, куда я пошел? Вернее, поехал на такси? Ходить и ездить в маршрутке было уже невозможно. Знакомое крылечко приветливо встретило меня, а так же мой паспорт и медицинский полис. Я тщательно готовился к встрече!

- А давно ногу рассадили? – приветливо сказала мне медсестра. Я еще не чувствовал подвоха.

- Неделю назад, - сказал я, гордясь потенциалом томского молодежного форума и собственной самоотверженностью.

- Так вам на Бела Куна надо, во 2-ю медсанчасть. Там гнойными ранами занимаются.

Денег на такси, конечно, было не жалко. И доехали быстро, благодаря выходному дню и новой развязке через улицу Клюева. Просто во второй медсанчасти несказанно удивились:

- Там такой же травмпункт, как у нас.

Ну и снимок сделали, и перевязали. И дали направление обратно, туда же, в мой любимый травмпункт – на перевязку.

Всю ночь я обдумывал план мести. Как зайду завтра с забинтованной ногой, уличу предыдущую смену в безразличии к человеческим страданиям, чтобы не от меня, а от своих коллег они услышали слова профессионального презрения.

Назавтра на перевязку меня отправили в другое крыло, в приемный покой больницы. Месть не задалась. Очередь была небольшая – человек 30. За час дошла до меня, благодаря гендерному принципу работы медсестричек: принимали не по одному, а по двое: если дошла очередь до женщины, тут же вне очереди шла вторая. Так к одному очередному мужику вне очереди подсел и я.

Что я хочу сказать?

Маша и Юля! Моя письменная благодарность оставлена в приемной главврача. Спасибо вам за быструю слаженную работу и неиссякаемый оптимизм. Это вы сказали, что я буду жить долго, счастливо и умру с кем-нибудь в один день, если кто согласится, конечно. Вы же не знали, что согласная уже есть и честно прошла со мной всю эту эпопею. Зав. хирургией, конечно, потом кое-что подправил, сняв вашу повязку (спасибо профессионалам 3-ей горки!), но это уже совсем другая история.

История о том, что не травматологи должны менять нашу жизнь, а мы что-то должны изменить в нашей травматологии. Во-первых, она стала маргинальной. Особенно хорошо это видно субботним утром, когда в официальные травмпункты приходят жертвы пьяных падений и разборок, бомжи, гастарбайтеры с ближайших строек народного хозяйства. Люди приличные по таким местам уже не ходят, предпочитая «знакомых хирургов». Во-вторых, маргинализация клиентуры привела к особому стилю общения врачей с пациентами под предлогом: «иначе они не понимают». В-третьих, оборудуя пандусами центральные входы в больницы и приемные отделения, давайте не забывать про входы в травмпукты. И что-то надо делать с полом. Здоровый человек не то что зимой, когда скользко, летом на таких полах может навернуться. Керамическая плитка, полированный мрамор, видимо, устраивают гигиенистов и клининговые службы, но думать-то надо все-таки о пациентах. В- четвертых, не относящееся к делу замечание о восприимчивости медицинской общественности к инновациям. Любимой моей знакомые врачи подарили нанобинты. Как явствует из аннотации – это новый чудный перевязочный материал с уникальными свойствами, быстро заживляющий любые раны. На очередной перевязке я предложил принести их, чтобы врачи и медсестры хотя бы их оценили.

- Оставьте себе, - сказали мне.

В пятых. У нас что, травмпункты исключены из системы ОМС? Полис ни разу не спросили. Может, поэтому у врачей нет интереса принимать пациентов? Я понимаю, что у маргиналов полиса, как правило, нет. Тогда давайте придумаем, как заинтересовать травматологов в пациенте.

Последнее: преамбулу о врачах всерьез не воспринимайте. Я их люблю, очень. И продолжаю следовать давнему российскому закону: семьи врачей конфеты и спиртное сами никогда не покупают.

Ну и это.

Не болейте никогда. 

Комментарии

2012/08/21 - pthj:
Мда... На востоке древние врачи считали, что у желчного человека больная печень. А травматологи печенью не занимаются, это к другим специалистам.

2012/08/27 - Юрий:
Андрей, прочитал Вашу статью "Тоска медицинская". Со мной это было только 30 лет назад. Упал с высоты 6 метров, одна нога вошла в снег, другая ударилась об бетонную плиту (работал монтажником на стройке). Нога распухла, меня тут же увезли в 3 городскую больницу (в травмотологию). Вышел врач, посмотрел-диагноз ушиб. Увезли на машине домой. К ночи боль адская. Правда на секунду холодная вода боль снимала, но не более. Ночью вызвал скорую, увезли опять туда же. Вышел тот же врач, если можно его так назвать, уже датый и на матах прогнал меня. Долго описывать как я добирался до дома, местами ползком, ночью от третей до Телецентра. днем и ночью боль была такая, что выпивая 0,5 водки у меня не в одном глазу, хотя до этого для меня была эта доза была убойная. на пятые сутки на костылях добрался до поликлиники, где по снимку определили перелом пяточной кости. Надо было сразу идти, ну так ведь диагноз- ушиб. просидел на больничном 6 месяцев, а хромал больше года, т.к. в гипс попал на 5 сутки. И все это время мечтал, чтобы скорее все зажило, добраться до этого упыря и разбить ему башку костылем, хотя я вобщем то человек спокойный. со временем все поутихло, я успокоился. Вобщем вывод один- ничего в этой стране не изменится ни за 30, ни за 50, ни за 100 лет.

2012/09/03 - Нда-а:
Чета гон какой-то. Смешались в кучу жены, дети, травмочки, собственная желчь и тэпэ. О чем это вообще? С похмела, что ли, писалось? Требуйте рентген, не отходя от кассы, то бишь врача, а не надейтесь, что врачи - боги, и все знают.

2012/09/06 - Анна:
Журналисты на то и придуманы, чтобы сетовать всегда и на все. Статейка, конечно, умильная, и исповедь есть, и амплуа "своего рубахи-парня" в расцвете, но писанина вызывает одно желание - сесть, выпить и поплакать о нашей жизни. Ну и зачем нагнетать еще больше, чем есть. Медицина, как и все сферы социума, терпит крах. Вера в то, что толпа сильнее нескольких верхушек, разрушена была событиями прошлого декабря. Не нужно подначивать людей на еще одну тоску тоскливую.

2012/09/20 - Оля:
всего неделю как выписалась из гор.больницы скорой помощи(так кажется правильно называется -в здании бывшей жд). Впечатлений масса, конечно. Никогда не забуду эту чудовищную зависимость от чужих людей. Простите за подробности: когда не можешь ходить и туалетная утка становится твоим постоянным соседом, а уставшая злобная санитарка, единственная на практически все неходячее отделение, может его вынести от силы раза три в сутки, и реально не ешь и не пьешь, только бы не обращаться лишний раз к этому "младшему медперсоналу". Может это и покажется кому-то смешным, но когда сам оказываешься в подобной ситуации, больше тянет поплакать. Никогда не забуду крик санитарки в коридоре, когда она на весь этаж отчитывала парня, который "жрет и жрет! сидит опять и жрет! сколько я еще буду за тобой выносить?!" А если представить себе беспомощных больных, которые просто ходят под себя. Бога благодарю, что мое "ранение" оказалось не настолько тяжелым)) Но думаете я осуждаю этих злобных теток-санитарок? неа. Вообще посмотрев на травматологию, так скажем, изнутри, я удивляюсь, как там можно работать? Это удивительные люди. Это удивительно тяжкий труд. Он далеко не приятен. Бомжи и алкоголики действительно преобладают среди пациентов, при мне мужчина с поломанной ногой каким-то образом раздобыл горючку и "сбежал"(!!!) на чужих костылях посреди ночи за какими-то приключениями. Врачи не вылезают из операционной, на обходы по отделению остается времени только к вечеру чуток. Медсестры вынуждены таскать на себе пациентов, перекладывать их с кровати на кушетку и обратно, а пациенты их тяжелее бывают раза в три. Ну и плюс крики по ночам, это не всегда кричат от боли, часто это сходящие с ума бабушки, которые не понимают, что происходит вокруг, требующие вернуть их домой, вырывающие катетеры из вен. Чего только не было, а я там меньше двух недель провела. Поэтому я не ропщу. Я не знаю, насколько хватило бы во мне человеколюбия в таких условиях. Честно, не знаю)) Почему же эти люди должны работать за копейки? Ну, может министров надо попросить отработать ровно одни сутки вместо той же санитарки: потаскать утки. Всего одни сутки, чтобы понять, что это за деятельность у МЛАДШЕГО медицинского персонала)) Помыть чью-то грязную задницу, зная, что у тебя еще в шести палатах лежат такие же грязные задницы. В общем, ладно, хватит уже. Натолкнулась на вашу статью и нахлынули впечатления собственные. Хотя автор все больше о себе писал, интересно было почитать, но настроения не разделила.

2013/01/18 - Доброжелатель:
"Доброго здоровьица" и "вам не хворать" :) Хотела давно задать вопрос по сайту вцелом, но все стеснялась :) Кто знает, напишите мне, пожалуйста :) Редакторы вообще смотрят статьи, отбирают ли материал, обращают ли внимания на грамматические хотя бы ошибки в тексте? Или "так сойдет"?:) Автор, вы уж на меня не обижайтесь ради Бога, раз начала, то скажу все :) Бывает, почитываю материалы, но большая часть из них похожа на поток эмоций аля "трепа по телефону с подругой". Я считаю так быть не должно, это же не форум-чат в конце концов. Ладно написал журналист, но "проверяющих" тут совсем нет никого? Ау, отпитиесь мне, пожалуйста. Зачастую глаз режет, неужели такие неграмотные сами или неуважение к читателю? Вас читают не только зарегистрированные пользователи сайта, которые, возможно, знают вас как облупленных. Это не только к вам, автор, отноится...Это ко многим тут ;)...Каждый для себя выводы сделает сам. Вам нужны новые кадры? С удовольствием буду "баловать" вас своими историями, которых у меня накопилось "вагон и малая тележка" (только кому это будет интересно?) Автору выздоровления и если есть необходимость помогу с нормальным врачом. Обращайтесь.

2013/01/30 - Редактор (cherry):
Уважаемый Доброжелатель. Конечно же, мы не смотрим статьи, не читаем их, абсолютно неграмотны (и да, намеренно не обращаем внимания на ошибки, опечатки и прочие казусы в тексте), считаем, что абсолютно все "и так сойдет". "Проверяющих" нет, а виртуальный мир иллюзорен. Правда, слово "вцелом" мы пишем раздельно (но это случайность, уверяем). За предложение побаловать историями - спасибо, можете связаться с нами через контактную форму на сайте, обязательно рассмотрим Ваше резюме. Спасибо за развернутую критику, как говорится, "спрашивали - отвечаем".