Александр Почтарев, фотограф, преподаватель томской "Академии Фотографии": Потенциал роста томских фотографов скрыт в развитии выставочной деятельности
О томском рынке фотоуслуг, проблемах нехватки экспозиционных площадей и кадровых проблемах фотобизнеса "Томскому Обзору" рассказывает Александр Почтарев, фотограф, преподаватель томской «Академии Фотографии»:
- В России в постсоветский период заказная фотография практически сошла «на нет». В 90-х у публики были более насущные проблемы, нежели поддержание семейных фотоархивов. А первые пленочные мыльницы и «минилабы» разрушили монополию профессиональных фотографов и сделали фотографию доступной для широких масс. Возникла иллюзия возможности «самообслуживания» населения в сфере заказной фотографии. Другой причиной утраты рынка профессиональными фотографами стал низкий ассортиментный и качественный уровень предложения. С приходом «новой массовости» в фотографию, «профессионалы» вынуждены были конкурировать с «обывателями», и многие этой конкуренции не выдерживали.
Сегодня многое изменилось. При равных с любителями возможностях по части доступности фототехники и технологий печати, фотостудии все-таки предлагают продукцию принципиально иного качественного уровня, главным образом, благодаря мастерству фотографов.
Такое предложение развивает спрос, люди начинают понимать, что есть разница между тем, что делают они сами, и тем, что предлагает фотостудия. Это не исключает процесс самостоятельного фотографирования, но приводит к пониманию, что есть случаи в жизни, когда возникает необходимость обратиться профессиональному фотографу. Постепенно съемка в профессиональной фотостудии превращается в стандарт жизни.
Потенциал развития рынка, на мой взгляд, высок. В Томске в начале ХХ века существовало около 20 серьёзных фотостудий. А население не превышало 40 000 человек. Попробуйте соотнести эти цифры с сегодняшним полумиллионом населения. Перспективное направление развития рынка - в привлечении новых клиентов, создании и предложении новых форм и видов продукции. Перетягивание существующих клиентов между игроками на рынке сегодня непродуктивно. Отдельное направление в фотобизнесе – интерьерная фотография. Здесь пока очень мало качественных предложений, что характерно и для России в целом.
Культура потребителей тоже влияет на качество оказания услуг. Часто люди не видит разницу между фотографией разного уровня, и их устраивает та, за которую они платят меньше. Причина – отсутствие в Томске качественных фотоэкспозиций. Определенная работа в этом направлении проводится - музеями города, "Академией Фотографии", отдельными фотографами и фотостудиями. Но это совершенно не сравнимо с тем, что происходит сегодня в Москве, где, например, выставляется лучшая фотография мирового уровня, на площадях отвечающих самым современным требованиям. Интернет, безусловно, полезная вещь – но он не заменяет выставки. Современные работы могут существовать в огромном формате 2*3 метра и более, где можно рассмотреть все мельчайшие детали. Такую работу можно оценить только в оригинале.
И, как мне кажется, именно в развитии выставочной деятельности скрыт потенциал роста томских фотографов и воспитания собственно, потребителей качественной фотографии.
В фотобизнесе проблема хороших кадров, как и в любом другом месте, стоит очень остро. «Академия фотографии» в Томске, предлагает различные учебные программы и мастер-классы по подготовке фотографов. Но для того, чтобы вырастить хорошего фотографа, нужны годы обучения и практики, а также, несомненно, личная предрасположенность человека к этой профессии. У нас проходят курсы многие, но большинство слушателей не планируют идти работать на рынок фотографии. Как правило, это обычные люди, которые хотят научиться грамотно пользоваться камерой и делать качественные снимки. Эти выпускники не создают конкуренцию в борьбе за клиента на рынке, но задают высокий качественный уровень фотографии в Томске вообще, создавая фотографам, работающим на заказ, дополнительный стимул для роста.
Институт ценообразования на этом рынке переживает сейчас этап осмысления. Ценовая политика у каждой фотостудии индивидуальна, поскольку отражает, как правило, специфический технологический процесс. Творческий процесс – творческие цены. Сейчас фотографы уже все-таки вынуждены вписываться в какой-то общий ценовой коридор, либо в достаточной степени аргументировать свою «корыстную эксклюзивность». Я наблюдаю за рынком не только в Томске и понимаю, что ещё необходимо некоторое время, чтобы ценообразование в сегменте студийной фотографии пришло в определённую систему.
Наиболее востребованы сейчас семейные, портретные съемки, особенно свадебная фотография.. Рынок развивается за счет частных заказчиков. По свадебной фотографии можно отследить тенденции. Если лет 5-6 назад только около 5% людей заказывали фотографа, остальные считали, что лучше обойтись своими силами, то сейчас наверное только 15-20% отказываются от таких услуг.
По моему мнению, рынок фотоуслуг в ближайшем будущем будет расти, так как предложение только начинает развиваться, а у спроса есть огромный потенциал. Уже сегодня на рынке укрепились новые формы представления фотопродукта – шикарные свадебные альбомы, медиапрезентации, т.е. заказчику становиться важна упаковка, зачастую более дорогая чем сама фотография. Это ещё один стимул для творческого роста фотографа – ведь рама не должна быть дороже картины.