18+
18+

Сам себе Бышовец

Уверен, что каждый из нас, сидя на стадионе или перед экраном телевизора, нередко пытался возомнить себя тренером любимой команды: "Куда побежал?! Зачем его заменили?!", ну и так далее. Количество таких вот "самостийных" футбольных критиков неисчислимо - ведь футбол самая популярная игра в мире! Как нельзя лучше всего об этом сказал грузинский поэт Шота Руставели: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".

Однако, в век компьютерных технологий многим болельщикам предоставлена возможность проявить себя в качестве тренера на виртуальных футбольных полях. Ещё несколько лет назад начинающему "главному" пришлось бы проявлять свой тактический гений в сражения с бездушной "железякой", но теперь сеть Интернет дает возможность сразиться с коллегами по "тренерскому цеху". Такими же амбициозными, начинающими и уже опытными, но все равно "виртуальными" тренерами. Последнее время футбольные онлайн-менеджеры переживают настоящий бум. Новые лиги появляются в и-нете, как грибы после хорошего дождичка. Но удивляться тут нечему: спрос рождает предложение. А спрос на них действительно высок, и недостатка в желающих снискать себе лавры великого виртуально-футбольного тренера, нет.

Большинство подобных проектов "живет" по правилам, во многом похожим на реальную футбольную жизнь. Перед началом чемпионата составляется полноценный календарь, расписание тренировок, утверждаются даты трансфертных окон и прочих мероприятий, которые необходимы для проведения полноценного, хотя и виртуального сезона.

Всё происходит по-настоящему: футболисты получают травмы, стареют и теряют ценные баллы в своих "табелях о рангах". Клубы, в свою очередь, банкротятся или процветают, строят стадионы, нанимают персонал - всё максимально приближено к реальным условиям. Что характерно, во многих онлайн-менеджерах в течение одного реального календарного года организаторы успевают проводить два виртуальных сезона.

Итак, вы решили поиграть. После выбора лиги (хит-парад которых – чуть ниже), настоятельно рекомендую тщательнейшим образом изучить правила, по которым живет проект.

Если не полениться и набраться терпения, то можно не только усвоить элементарные истины, но и разобраться во всех тонкостях этой игры. Узнав, кстати говоря, даже то, о чем могут не подозревать старожилы проекта: опытные менеджеры, уверовав в свою непобедимость, со временем попросту перестают читать правила. А правилам, как и всему в этом мире, свойственно меняться.

Следующим и самым ответственным решением, которое вам предстоит принять, станет выбор команды. Здесь есть два варианта развития событий: можно зарегистрировать новую команду, которой нет в лиге на момент вашего вступления в проект, либо взять себе свободную, уже кем-то созданную команду.

С одной стороны, вариант с уже существующей командой более прост и быстр в осуществлении: не приходится ломать голову над тем, как распределить ограниченное количество параметров между игроками, искать информацию о реальном "прототипе" виртуального футболиста - всё это кто-то сделал до вас.

Но, с другой стороны, я бы не советовал вам идти по этому пути. Во-первых, это уже не будет по-настоящему вашим детищем: кто-то создал эту команду, руководствуясь своими вкусами и предпочтениями. А во-вторых, в свободных командах дела чаще всего идут не очень благополучно: многие менеджеры, зарегистрировав новую команду и допустив кучу стартовых ошибок, попросту бросают ее, оставляя на произвол судьбы.

Кстати, об уже существующих командах: практически во всех лигах есть наша родная "Томь". Только вот, заглянув в ее "ростер", не удивляйтесь. И вместимость у стадиона будет несколько другая, да и фамилий знакомых вы там можете вовсе не найти… Что поделать – это жизнь: время идет, игроки получают травмы, стареют, появляются более сильные и молодые футболисты… Одним словом – все по-настоящему.

Итак, команда создана, игроки подобраны. Тут-то вас и ожидает самое интересное – первая игра. К сожалению, непосредственно на ход матча вы повлиять никак не сможете – так уж устроены онлайн-менеджеры. Искусство участника проекта состоит в том, чтобы спланировать тактическую схему игры своей команды, постараться угадать с заменами и предугадать тактические хитрости, которые приготовил для вас соперник. Ваша задача: сформировать состав команды, расставить футболистов по своим местам, дать им указания – и "отправить" команду на матч. С этого момента вы уже ничем не можете помочь своим подопечным.

Обычно все составы на игровой день принимаются до определенной даты, после чего процесс приема заявок объявляется закрытым. В течение следующих нескольких часов онлайн-менеджер занимается генерированием результатов матчей, после чего выдает "на гора" собственно результаты игр, а так же информацию о ходе матчей и изменениях в характеристиках игроков.
Понятное дело, что в первое время обидные поражение от более опытных менеджеров просто неизбежны, и тут главное – не опустить руки. Многие новички "отсеиваются" уже после первых нескольких матчей: из-за нескольких поражений подряд, они теряют интерес к одной лиге и перебираются в другую, надеясь, что там будет проще. На самом деле это не так. Все лиги, по большому счету, одинаковы по своему уровню. И поставив перед собой задачу, уже через 10-15 игр вы приобретете опыт, необходимый для того, чтобы как минимум не проигрывать своим соперникам. А при должном старании и усердии, через пару сезонов вам вполне будет по силам вывести свою команду в лидеры национального чемпионата.

А теперь рассмотрим лиги:

World Internet Football Association (WIFA) (www.goals.ru)

Это один из первых российских менеджеров, который появился в далеком 1998-м году. Из-за бешеной популярности и "вынужденного" монополизма на рынке футбольных онлайн-менеджеров, попасть в то время в Лигу было очень сложно. Потенциальные участники этого проекта стояли в очереди на регистрацию месяцами!

На данный момент WIFA насчитывает более двух тысяч клубов. Хорошо продуманная Лига, с огромным количеством правил (44 страницы печатного текста!). К сожалению, самому здесь поиграть не удалось, поэтому сложно что-то сказать о самой игре. Но, судя по четко разработанным правилам, в WIFA всё на очень высоком уровне. Да и количество зарегистрированных клубов это подтверждает.

Футбольная Ассоциация "Тринадцатый сектор" (ФА13) (www.fa13.com)

Довольно необычное название. Почему именно Ассоциация и почему именно "сектор" под таким номером? Ни один менеджер, играющий здесь, не может вразумительно ответить на этот вопрос. Наверное, чтобы просто "никто не догадался"…
Я считаю, эту Лигу сильнейшей в русскоязычной части Интернета. Сложная математическая модель построения игрового процесса, разнообразие тактик и игровых характеристик. Ассоциация постоянно улучшается, генерация матчей становится всё более реалистичной, математические и экономические модели тоже приближаются к реальным условиям и постоянно усложняются. К тому же, здесь очень хороший коллектив менеджеров, которые всегда помогут любому новичку и даже могут взять шефство над вновь пришедшим, чтобы помочь ему в нелегком процессе становления.

Отличительной чертой Ассоциации является наличие специальной программы для управления командой – билда, которая значительно улучшает интерфейс работы с командой и существенно снижает количество Интернет-траффика. При помощи этой программы даже можно просматривать видеоотчеты о сыгранных матчах! Во время видеопросмотра становятся видны огрехи менеджеров в тактическом построении своей команды, что, согласитесь, идет только на пользу: анализируй и исправляй свои ошибки. В общем, однозначно лучший футбольный онлайн-менеджер Рунета.

P.S. Если решите выбрать именно "Тринадцатый сектор", то милости просим в чемпионат Бразилии, будем ждать!

Pavel Epishin Football League (PEFL) (www.pefl.ru)

Именно так расшифровывается аббревиатура PEFL. Может быть, несколько нескромное название, ну да ладно, это дело авторов.
Молодая Лига, которая очень активно развивается, постоянно готовя для участников какие-нибудь нововведения. Огромное количество характеристик у игроков, за которыми, на мой взгляд, порой сложно уследить. По околофутбольным моментам эта Лига очень приближена к реальной жизни, но вот в самом игровом процессе несколько уступает своим конкурентам. Здесь большую роль играет сила команды, нежели тактика менеджера, поэтому слабой команде гораздо сложнее выиграть у сильного соперника. В отличие от ФА13, где слабый может выиграть у чемпиона за счет тактических уловок.

Прессбол-Лига (www.pbliga.com)

Тоже молодая и бурно развивающаяся Лига. Сайт выглядит очень симпатично, хорошо продуман интерфейс, который существенно облегчает управление командой. Разумный игровой баланс между силой команды и тактикой менеджера, то есть при должном умении участника, слабая команда может обыграть более сильную. В остальном же, мало чем отличается от других менеджеров.

Virtual Soccer Online League (VSOL) (www.virtualsoccer.ru)

Эта Лига очень похожа на предыдущую, за исключением того, что VSOL был образована гораздо раньше, вследствие чего более совершенна. Правда, создатели этой Лиги решили заработать на проекте, поэтому у участников есть возможность приобрести дополнительные баллы к характеристикам игроков за деньги. На мой взгляд это не очень правильное решение: всё-таки в онлайн-менеджерах игроки должны быть равны.

Золотая Бутса (www.butsa.ru)

Пожалуй, самый амбициозный русскоязычный менеджер. Большая часть задуманного уже воплощена в реальность. Это и реальная экономика, инфраструктура клуба, возможность видеопросмотра матчей в режиме 2D (в будущем обещают сделать и 3D-повторы!), заявка на матчи составляется в специальной программе, что экономит трафик. Если разработчики не утратят интерес к своему детищу, то этот проект ждет большое будущее. Возможно, в дальнейшем он займет лидирующее место среди онлайн-менеджеров России.

Конечно, существуют ещё менеджеры, но они находятся, либо в стадии разработки, либо из-за отсутствия популярности просто не заслуживают быть упомянутыми в этой статье. Делайте свой выбор, виртуальные футбольные функционеры!

Зиновьев Николай

Тэги/темы: