Обложка

спецпроект Томского Обзора
Однажды мы решили, что даже цифровой журнал должен иметь обложку - так появился одноименный спецпроект, выходивший с апреля по декабрь 2012 г.
И в течение этого срока раз в месяц на сутки на нашей главной странице появлялась огромная обложка.
- "Обложку" мы запустили в апреле 2012 года, тогда же, когда и новую версию "Обзора" - четвертую по счету. Тогда мы как раз закрыли все ненужные проекты, оставив только Афишу, и окончательно переквалифицировались из "новостной ленты" в "журнал". На тот момент еще никто не делал лэндингов с красивыми картинками на всю заглавную страницу, не существовало редакторов контента вроде Тильды, в которой мы верстаем этот материал, а до первого знаменитого мультимедийного лонгрида The New York Times «Snow Fall» оставалось еще несколько месяцев. И применение термина "обложка" по отношению к цифровому изданию было, скорее, экспериментом. Эксперимент удался.
Сейчас, на пороге очередного редизайна Обзора мы решили вспомнить наиболее интересные спецпроекты последних лет и показать их вам с новой стороны. "Обложка" - первый из них.

Елена Фаткулина
главный редактор "Томского Обзора"
Первые три обложки были посвящены Томску будущего. Инновационному, современному, оптимистичному городу, в котором бы хотелось жить.
Нашим партнером в проекте стала дизайн-студия "Провинция", автором первых трех работ - Елена Трофимова.
Первый набросок первой обложки:
Вторая обложка, тема города будущего в развитии:
Эта обложка была посвящена "Третьему месту" в Томске.
Third place - термин, придуманный американцем Реем Ольденбургом в 1990-х. В своей книге The Great Good Place он определил: первое место — там, где вы живете (дом); второе место — там, где работаете, а третье место – это некие "якоря" общественной жизни, способствующие более широкому и более творческому взаимодействию; неофициальные места встреч, способствующие строительству гражданского общества и демократии.
Любопытно то, что в левой части рисунка появилось летнее кафе из стекла, пристроенное в тот год к городскому Дворцу бракосочетаний. Через несколько месяцев оно будет демонтировано.
Третья обложка из серии, "Зеленый город" - место, где можно гулять, валяться на траве и ходить по газонам, запечатлевшая один из самых узнаваемых памятников Томска и непременный берег Томи:
А вот и вся панорама рисованного Томска:
В августе на нашу обложку вплыл Васюганский кальмар, чудесная выдумка, которая почти выжила в суровом сибирском климате, но так и не смогла как следует окрепнуть в краю скептиков. С этого момента обложки для нас рисовала иллюстратор Наташа Торгашева:

История с Васюганским кальмаром была шуткой, которую придумал эксперт Сергей Градировский, работавший в тот момент в Томске над проектом городского развития. Подробнее об этой "городской легенде" можно почитать в нашем материале "Рыбный день: Васюганский кальмар, или приживется ли в Томской области свое Лох-Несское чудовище?"

- Мифы – это своеобразное «информационное подсознание» города.
Помимо абстрактной культурной ценности, они играют важную роль в местной идентичности, создают «самость» города, а будучи творчески переосмысленными, могут лечь в основу вполне реальных проектов.

Артем Желтов
футуролог, эксперт группы "Конструирование будущего"​
Следующими на обложку въехали красные пермские и зеленые томские человечки, символизирующие культурную конкуренцию городов России - актуальную в тот момент времени тему. На заднем плане вы так же можете увидеть знаменитый томский памятник перевернутому стулу, томскую копию Иверской часовни, Томский острог и томское же колесо обозрения:
Красные человечки (Red People) – известный арт-объект, придуманный арт-группой «Pprofessors — Марией Заборовской и Андреем Люблинским из Санкт-Петербурга. В рамках «Паблик-арт программы» Марата Гельмана и Музея современного искусства PERMM скульптуры человечков высотой от 2,5 до 4, были выставлены в г. Пермь в 2010 г., в 2014-м были демонтированы.
Подробнее о взглядах Андрея Люблинского на дизайн можно почитать в его интервью "Томскому Обзору":
Андрей Люблинский, Pprofessors о красных человечках, родине слонов и перспективах дизайна в России
Осенью 2012-го все мониторы Томска захватила Аллея Гоголя. Про инициативу нескольких горожан по реанимации депрессивной тропинки в центре города написали даже федеральные СМИ. А несколько прекрасных работ стрит-арт художников по сей день прославляют произведения Николая Васильевича Гоголя.
Почитать подробнее историю аллеи вы можете у нас, в серии публикаций про Аллею Гоголя.
- Когда в 2012 году мы запускали «Аллею Гоголя», мы конечно не думали о том, что идея преобразования городской среды может вырасти в такой масштабный проект. Тогда слово «урбанистика» ещё нужно было расшифровывать и объяснять что оно значит. Сегодня, конечно кажется, что 2012 год нам всем приснился. Казалось, что после него придёт нечто прекрасное, а оказалось, что это и было то самое прекрасное и неповторимое.
«Томский Обзор» в то время быстро подхватил нашу идею создания открытого креативного пространства. Так и появилась идея создания новой открытки, где Николай Васильевич наблюдает за уборкой, а черти убираются вместе с активистами. Мы потом, когда снимали ролик для мероприятия, Гоголя реально оживили: ездили с ним в трамвае и гуляли по аллее.

Мария Аникина
Координатор проектов «Странные люди» и «Аллея Гоголя»
Закончили спецпроект мы новогодним Томском, населенным, как и положено сибирскому городу, исключительно медведями.
Позволим себе процитировать редакционное поздравление читателей с новым, на тот момент 2013 годом:

«
Нас так долго убеждали, что в Сибири медведи ходят по улицам, что мы уже и сами поверили в это...
На самом деле, сибирские медведи давно избавились от лаптей, балалаек и самоваров. Их повседневная городская жизнь течет так же, как и у любого буржуа в средней полосе России, Европе или Северной Америке.

Они начинают утро с чашки уругвайского кофе или китайского чая с Bearsquire или биографией Стива Джоббса в уютной кофейне с названием типа «Путешественник» или «Французская выпечка».

Продолжают день работой в офисах в центре, поругивая почти сравнявшиеся со столичными в относительном измерении пробки, а вечером спешат по магазинам и на ужин с друзьями - пробовать суши с копченым васюганским кальмаром в свежей бересте.

На велосипедах зимой им ездить затруднительно — все-таки в Сибири много снега. Но отдельные экземпляры рискуют продлевать сезон катания, пересаживаясь сразу из одного «седла» в другое, снегоходное.

Они носят валенки, угги и даже ушанки, пьют квас, виски и пиво (в специальных Beerлогах), болтают на ПечаКуче и ходят на занятия в Сибирский Оксфорд. Иногда безоговорочно хотят "в Москву, в Москву!", а иногда зашкаливающе патриотичны и пошлют на... Северный Полюс любого, кто усомнится в легитимности существования национальности "сибиряк".


»
А чтобы обложки почувствовали вкус не цифровой, а реальной жизни, в финале проекта мы напечатали открытки со всеми нарисованными нам иллюстрациями:

Если у вас есть идея совместного проекта, который вы хотели бы реализовать совместно с нашей редакцией, пишите на нашу электронную почту info@westsib.ru.
Мы рассматриваем самые безумные предложения.

Made on
Tilda