18+
18+
РЕКЛАМА

"Дерьмо художника" оказалось гипсом

Произведение искусства, которое не выполняло функций, указанных на этикетке

В начале 1960-х итальянский художник Пьеро Манцони раскладывал свои экскременты в консервные банки, запаивал их и выставлял в качестве произведений искусства. Сам он объяснял это так: "Я привлекаю внимание к доверчивости покупателей художественных произведений".

Вчера выяснилось, что коллекционеры и галереи, приобретавшие эти банки по высоким ценам – в том числе галерея Тейт – были еще доверчивее, чем можно было предположить. Дело в том, что вместо фекалий в банках оказался гипс.

На банке в собрании галереи Тейт, приобретенной в 2000 году за 22300 фунтов, имеется этикетка "Merda d'Artista" ("Дерьмо художника"), 1961. В каталоге галереи эта работа названа произведением, знаменующем новую веху в искусстве. Банка из галереи Тейт идет под 4-м номером в партии из 90 банок, созданных Манцони. Считалось, что в каждой банке находится 30 граммов экскрементов художника. В мае этого года на аукционе в Милане банка номер 18 ушла за 124 тыс. евро (84 тыс. фунтов).

Однако Агостино Боналуми – художник, работавший вместе с Манцони, – вчера поделился с миром своими воспоминаниями. Он поведал, как они втроем – сам Боналуми, Манцони и еще один молодой художник Энрико Кастельяни восстали против традиционного искусства, но обнаружили, что в Милане их идеи никого не интересуют.

"Пьеро сказал: "Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо", – написал Боналуми в Corriere della Sera. По его словам, вскоре Манцони позвал его и Кастельяни к себе в мастерскую и показал банку с замененной этикеткой, на которой сам Манцони написал "Merda d'Artista".

Боналуми отметил: "С тех пор уже десятки лет многие люди спрашивают, а что на самом деле находится в банках". Ответ таков: "Я могу всех уверить, что в них ничего нет, кроме гипса. Если кто-то хочет проверить, пожалуйста".

Как-то Манцони выразил надежду на то, что банки когда-нибудь взорвутся, и есть сведения, что примерно половина партии действительно взорвалась. Но никто из владельцев не огласил, что содержалось в банках. Банки, хранящиеся в галерее Тейт, парижском музее Помпиду и Музее современного искусства в Нью-Йорке, целы и невредимы.

Представитель галереи Тейт вчера заявил, что ценность находящейся там банки как произведения искусства не уменьшилась. "Умение заставить зрителя сомневаться и гадать – неотъемлемая часть провокативного юмора, заключенного в этой работе", – сказал он в интервью The Times.

В письме к другу незадолго до своей смерти (Манцони умер в 29 лет от последствий алкоголизма и наркомании) художник писал: "Если коллекционеры действительно хотят получить нечто, имеющее самое непосредственное отношение к интимной жизни художника, то, во что он действительно вложил свою личность, пусть берут собственное дерьмо художника. Оно действительно его, личное". Манцони родился в окрестностях Кремоны в 1933 году. Свои картины он писал флуоресцентной краской и хлоридом кобальта, чтобы со временем цвета менялись. Он также создавал "пневматические скульптуры", содержащие воздух, который он выдыхал.

Шок-арт

Пионером эпатажа в искусстве – направления шок-арт – был Марсель Дюшамп. Одна из самых известных его работ – "Фонтан", писсуар, выставленный в 1917 году в Нью-Йорке.

В 1966 году в Лондоне прошел симпозиум "Разрушение в искусстве". В программу были включены представления "Театра оргий и мистерий" Германа Нитша – постановка с музыкой и танцами среди расчлененных трупов животных. Организаторам предъявили судебные обвинения в совершении непристойных действий.

Работа "Поларис" Дэвида Маха (1983), созданная в знак протеста против ядерной войны, представляла собой 6000 старых автомобильных покрышек, уложенных в форме подводной лодки. Один посетитель галереи Хейуорд, где она была выставлена, в ярости попытался ее поджечь и погиб.

В 1993 году Рейчел Уайтрид выставила в общественном парке работу "Дом" – бетонную отливку жилого дома в Восточном Лондоне в натуральную величину. После громких протестов общественности работа была уничтожена.

Сара Лукас установила на выставке в 1997 году в Институте современного искусства действующий унитаз, который был частью экспозиции. На вернисаже несколько посетителей воспользовались им по прямому назначению.

Маркус Харви в 1997 году изобразил в работе "Майра" Майру Хиндли, совершившую вместе со своим сообщником несколько убийств детей и подростков, а также отпечатки детских ладоней. Протестующие активисты пытались уничтожить это произведение.