18+
18+
РЕКЛАМА

Рынок наружной рекламы в Томске начал новую жизнь

В конце апреля в Томске случилось несколько знаковых для местного рекламного рынка событий. Во-первых, состоялся дебютный конкурс на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на городских улицах, во-вторых, победила в нем и получила право на 50% рекламных мест конкурсного участка московская компания News Outdoor. В третьих, в Томске положено начало массовым демонтажам самовольно размещенных рекламных конструкций.

***

В этот раз томские власти выставили на конкурс участок проспекта Ленина от площади Ново-Соборной до улицы Дальне-Ключевской (исключая Губернаторский квартал) – главную городскую магистраль, привести которую в порядок необходимо в первую очередь.

В конкурсную комиссию, которую возглавил заместитель мэра по информационной политике Алексей Севостьянов, вошли главный архитектор Томска, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Владимир Коренев, главный художник города Сергей Васенко, депутаты Думы города Томска Лев Пичурин и Владимир Казаков, сотрудники районных администраций, представитель ГИБДД, члены правления томских отделений Союза художников, Союза дизайнеров и Союза архитекторов России.

В конкурсе приняли участие семь заявителей. Шесть из них представляли Томск – компании "Формат-Сити", "Стрит-медиа", "Оформитель", "Бит-Медиа", индивидуальные предприниматели Сергей Удалов и Владимир Быков, седьмой стала "АПР-Сити/ТВД" - томская дочерняя фирма News Outdoor. В результате, она и заняла первое место, "Формат-Сити" и "Стрит-медиа", получившие второе и третье место, имеют право на не менее чем по 30% и 10% рекламных мест на участке. Срок действия этих прав - пять лет.

Все проекты были представлены под девизами: "Бит-Медиа" – "Любимый город", ИП В.Быков - "Красивый город не только на картинках", "Формат-Сити" – "Миллионная, 21 век", ИП С. Удалов – "Разумно и гармонично", "Оформитель" – "Сибирские Афины", "АПР-Сити/ТВД" – "Стиль и качество", "Стрит-медиа" – "Томская традиция - совершенство технологий".

Авторы проектов, как уточнил глава конкурсной комиссии А.Севостьянов, должны были во-первых, подготовить анализ существующей сейчас на участке ситуации, показав основные недостатки, во-вторых - представить детально проработанный проект концепции комплексного решения дизайна городской среды на конкурсном отрезке. Он включает схему установки рекламных конструкций, мест размещения малых архитектурных форм, уличной мебели, остановочных комплексов, схему размещения информационной системы (указателей, иных элементов визуальных коммуникаций), структуры светового оформления участка (подсветки, световых кронштейнов, панелей и т.д.). Критериями отбора явились уровень реализации конкурсных требований материалов, и степень проработки архитектурно-художественного решения, дизайна и технического уровня исполнения рекламных конструкций.

По мнению Алексея Севостьянова, победа в конкурсе представителей двух крупнейших игроков на томском рекламном рынке ("Формат-Сити" – группа компаний "Зонд-реклама", "Стрит-медиа" – холдинг "Рекламный дайджест"), которые контролируют практически 60% щитовой наружной рекламы в городе, логична. Хотя мнения членов комиссии были очень разными, никто не голосовал одинаково. Как выяснилось после подсчета голосов, разрыв между 2, 3 и 4 местом был минимален. Кстати, членам конкурсной комиссии не были известны авторы проектов, и имена победителей стали известны уже после голосования.

Новые установки томичи увидят осенью, так как разработка итоговой новой рекламной концепции и демонтаж существующих конструкций - процесс достаточно продолжительный и сложный. Демонтаж уже идет, в частности, на минувшей неделе на Ленина были убраны четыре незаконно размещенных биллборда – работы велись поздно вечером и ночью, чтобы доставить минимум неудобств горожанам. Те конструкции, что убираются сейчас – кстати, это не только биллборды, но и оформление фасадов некоторых зданий – самовольно установленные носители. Сносом занимаются районные администрации, которым на эти цели выделено по 50 тысяч рублей. Затраченные средства позднее взыщут в пользу мэрии с собственников рекламных установок. Те конструкции, которые установлены без нарушений, начнут убирать чуть позже, после того, как будет утверждена окончательная концепция оформления проспекта.

***

Мы попросили прокомментировать итоги конкурса заместителя мэра по информационной политике Алексея Севостьянова:

- Для томских компаний итоги конкурса, видимо, были неожиданными, но с другой стороны, я рассматриваю результаты безусловно как позитивные. Логично то, что первое место заняла известная, давно и успешно работающая на рынке компания. Но мы все-таки оценивали не имидж компании, не ее ресурсы, а то, что было представлено конкурсной комиссии под абстрактным девизом. Те рекламные конструкции, которые есть сегодня у News Outdoor – речь идет и о щитах, и об уличной мебели – это очень дорогие, высокотехнологичные и интересные установки. Но и сам проект был проработан очень хорошо, в нем было учтено все, вплоть до оформления вывесок на зданиях. Победителю удалось полностью реализовать и идеологию конкурса - ведь мы ставили перед собой задачу разгрузить проспект от лишней рекламы, уменьшить ее количество, и сделать эту рекламу более высокотехнологичной, более вписанной в городскую среду. Для исторического центра совершенно естественно ограничение количества рекламы, а те конструкции, что есть, должны быть очень качественными.

- А как дело будет обстоять с другими улицами? Планируется ли проводить подобные конкурсы, но уже с другими участками?

- По федеральному закону с 1 июля все размещение наружной рекламы в стране будет проходить на конкурсной основе. Соответственно, мы будем шаг за шагом выставлять на конкурс все новые участки и попытаемся добиться того, чтобы весь город был оформлен надлежащим образом. Главное, с чего мы должны начать, это провести конкурс в Губернаторском квартале, а потом конкурсы на ведущих магистралях – это Комсомольский проспект, проспекты Мира, Фрунзе, Иркутский тракт. Есть, конечно, и существенные ограничения: не получится сразу весь Томск сделать с точки зрения рекламы очень современным, потому что это очень затратные вещи. И качественные рекламные установки стоят достаточно дороги и у многих томских фирм, особенно у аутсайдеров конкурса, просто нет таких средств. Ну и кроме того, каждый конкурс, его проведение – это достаточно серьезное мероприятие, которое нужно подготовить. На подготовку завершившегося конкурса, допустим, нам понадобилось четыре месяца. А для того, чтобы рекламным компаниям представить концепцию на эти конкурсы, тоже нужно время – это тоже очень серьезная работа.

- Не повлияет ли свершившийся передел проспекта Ленина на цены на рекламном рынке?

- Цены регулирует рынок - размещение рекламы в центре города всегда было дорогим для рекламодателей. Не исключено, что здесь теперь они несколько изменятся, но я не думаю, что будет резкий скачок. Рынок у нас достаточно конкурентен, нет монополистов - в Томске исторически так сложилось, что рекламный рынок динамично развивался, на нем много игроков.

- А как на него повлияет приход москвичей?

- Я думаю, что это придаст новый импульс для развития. И это сигнал для томичей, чтобы они не останавливались на достигнутом. Потому что реклама и рекламный рынок стремительно меняются. Еще каких-то 10 лет назад люди к заборам привинчивали вывески, а сейчас уже светодиодные экраны нас перестают удивлять.

***

Сейчас по итогам конкурса будет сформирована единая концепция – поскольку есть три победителя, но проспект все-таки должен быть оформлен в едином стиле. Как только эту концепцию примут, компании-победители начнут воплощать ее в жизнь, и лицо города в очередной раз изменится – теперь в лучшую сторону.

Елена Фаткулина