18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Пикториальная фотография: фотохудожник Вадим Толстов познакомил томичей с необычным искусством Пикториальная фотография: фотохудожник Вадим Толстов познакомил томичей с необычным искусством

Пикториальная фотография: фотохудожник Вадим Толстов познакомил томичей с необычным искусством

Специфичная печать негатива так, чтобы на листе бумаге получалось нечто вроде живописного изображения, получила в середине 19 века, с подачи английского фотографа Генри Робинсона, название "пикториальная фотография". К документалистике она не имеет ни решающего, ни определяющего отношения, поскольку отдает предпочтение постановочным портретам, жанровым сценам и идиллическим пейзажам.
 
Не смотря на то, что с момента зарождения этого вида искусства прошло уже более 150 лет, для многих оно до сих пор остается загадкой. Современную пикториальную фотографию отличает не только сложность технического исполнения и разнообразие эстетических концепций, но и усовершенствование известных и поиск новых средств и методов создания обобщенных изображений, жанровое разнообразие и более требовательное отношение к содержанию произведения.
 

Одним из приверженцев пикториальной фотографии стал омский фотохудожник Вадим Толстов. В этом году он сделал в этой тематике два проекта "PictoriМАГИЯ 10." и "Мир. Любовь. Пинхол". Их в сентрябре он привез в Томск и выставил работы в Областном Краеведческом музее и в Академии Фотографии, чтобы каждый желаюший мог поближе ознакомиться с этим видом искусства.
 
 
А началось все с того, что в 2003 году Вадим увлекся экстремальными видами спорта: сноубордом и виндсерфингом. После начал снимать своих коллег, а журналы эти фотографии покупать. В течение пяти лет он занимался спортивной съемкой, много путешествовал, делал материалы про спортсменов, а после стал печатать накопленный материал сам. Так начались собственные выставки, проекты, к которым присоединились другие ребята, увлекающиеся "необычной" фотографией.


Выбор объекта для съемки относится к базовым основам фотографии. Здесь необходимо понимать, что для печати подходят не все объекты. "Иногда тебе хочется напечатать именно этот понравившийся кадр, пробуешь, а оно в итоге не смотрится, - рассказывает Вадим Толстов. - Все приходит с опытом, ты вдруг начинаешь понимать какое изображение в какой технике будет смотреться".
 
 
 

 
Пикториальные фотографии печатают преимущественно на акварельной бумаге. Ее наклеивают на подрамник, как картину, затем лист проклеивается раствором желатина. Когда все высыхает, наносится эмульсия и лист заново сушится, после вторичного высыхания листа эмульсия становится светочувствительной. Затем сверху кладется негатив, и все выставляется на дневной свет. В качестве пигментов используются настоящие красочные пигменты.
 
Пикториальные фотографии преимущественно однотонные и одноцветные, основной совет фотографа: первоначальное изображение должно быть графичное. Иначе, если главную роль в нем играет цвет, то черно-белое или синее оно может не смотреться.



Печатать фотографии в стиле пикториализма не так сложно, но долго по времени. На один снимок может уходить от нескольких часов до недели. Это происходит потому, что у листа с эмульсией достаточно низкая светочувствительность.

 

 Один из самых простых методов печати – цианотипия, он однослойный, недорогой, а наборы к нему можно найти в фотомагазинах.

 
 
К дешевым также относится темперопринт, но здесь сложность заключается в процессе соединения несколько цветов, где результат сложно контролировать. Для печати нужны акриловая краски, яйцо и дихромат аммония.
 

А вот к более сложным относятся способы печати с солями серебра: амбротипия и соляная печать. Для них требуется большой набор химикатов, часть из которых недешевые и труднодоступные.
 


- Не всегда сделать фотографию получается с первого раза. Но бывают и исключения, так у нас на обложке издания – первая фотография, которую человек напечатал. Мы ее посчитали достаточно хорошей для того, чтобы она заняла это место. А можно печатать 10 лет, и вдруг возьмет и перестанет получаться, - подытожил Вадим Толстов.

Пинхол – фотографии, сделанные камерой-обскура (светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке). Принцип работы пинхола основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе. В качестве носителя могут выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение.
 
Текст: Евгения Швецова
Видео: Андрей Фомичев
Фото: Анна Замятина
Использованы материалы с сайта: http://www.wspb.org