18+
18+
РЕКЛАМА
Томский Обзор, новости, Мировые новости Первый двигатель Михаила Кузменко: начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак" Первый двигатель Михаила Кузменко: начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак"

Первый двигатель Михаила Кузменко: начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак"

На рыбинском заводе НПО "Сатурн" начались стендовые испытания Д-30КП-3 "Бурлак". Мотор представляет собой глубокую модернизацию Д-30КП и первую работу Михаила Кузменко в качестве технического директора - генерального конструктора НПО "Сатурн". Идея "Бурлака" появилась в 2003 г., после того как "Сатурн" окончательно отказался от идеи использования газогенератора ПС-90А в улучшенном Д-30КП.
"Бурлак" - продолжение серии Д-30КП, базовый двигатель которой разработали в Перми под руководством Павла Соловьева еще в 1972 г. Глубина модернизации - 25%, остальное - с серийного Д-30КП-2. Используется новый компрессор низкого давления, который включает вентилятор и одну подпорную ступень. Диаметр вентилятора увеличен до 1662 мм, степень двухконтурности двигателя - с 2,2 до 3,65. Установлена новая малоэмиссионная камера сгорания, ранее (2003 г.) сертифицированная в составе модернизированного Д-30КУ-154. В результате удельный расход топлива сокращается на 10-20% (цифра уточняется в ходе испытаний) и обеспечивается соответствие параметрах выхлопной струи перспективным требованиям ИКАО. Ремоторизированные самолеты Ил-76 и Ил-86 будут соответствовать требованиям по шуму, устанавливаемым Главой 4 ИКАО.

На "Сатурне" надеются отвоевать часть рынка путем низкого ценового предложения. Вновь изготовленный "Бурлак" предлагается за 36 млн. руб., а при использовании комплекта КП-2 заказчика - 24 млн. (конкурирующий двигатель ПС-90А76 "Пермского моторостроительного комплекса" продается за 4 млн. долл.). Но за счет более совершенного газогенератора и повышенной степени двухконтурности (более 5) он на 15-25% экономичнее. После стендовых испытаний ему предстоят летные. Во второй половине 2005 г. один мотор поставят на летающую лабораторию на базе самолета Ил-76, принадлежащую ЛИИ им. М.М. Громова. Летные испытания планируется завершить получением сертификата в начале 2007 г.

В середине - конце 1990-х "Аэрофлот" рассматривал американо-французские CFM-56. Но стоимость проекта оказалась "неподъемной" для российских авиаперевозчиков, а от правительства помощи они не дождались. И вот, спустя почти десять лет, "Сатурн" нашел альтернативу: предложение по ремоторизации Ил-86 с помощью "Бурлака" на днях направлено в АК "Ильюшин".

"Бурлак" можно использовать и на Ту-154М. Правда, достаточно легко заменяются только два из трех штатных Д-30КУ-154. Замена третьего (центрального) требует серьезной переделки конструкции самолета. Авиакомпании скептично относятся к идее модернизации уже порядком устаревшей "тушки". Интерес к теме проявляют только силовые ведомства. Они рассматривают вариант оснащения сравнительно небольшого числа Ту-154 "Бурлаками" с целью доведения характеристик самолета до уровня требований ИКАО. Хотя Ту-154М удовлетворяет Главе 3 ИКАО с запасом в 1,6 дБ, у него начинают возникать проблемы в Европе, где директивой 2002/30/EC в отдельных аэропортах вводятся ужесточенные экологические требования. Они сказываются на "мобильности" руководства Министерства обороны, в частности, при полетах в Европу. И не только. Ту-154М также используется управлением авиации ФСБ.

Владимир Карнозов