18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Балет в Томске: Никогда не поздно стать балериной Балет в Томске: Никогда не поздно стать балериной

Балет в Томске: Никогда не поздно стать балериной

О классическом балете еще Пушкин в своем «Евгении Онегине» все самое главное сказал: «Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит…». Воздушные хрупкие балерины и сегодня с такой видимой легкостью исполняют сложнейшие па, что многим девушкам хочется немедленно последовать их примеру. Но те, кому довелось в детстве заниматься в хореографическом классе, знают: балетные уроки - это тяжелый, изматывающий труд.

Почему некоторые все равно не расстаются с балетом, возможно ли освоить азы классической хореографии взрослым, через сколько занятий можно встать на пуанты, насколько дорога настоящая пачка? За ответами на эти и другие вопросы о классических танцах для взрослых «Томский Обзор» отправился на занятия в «сТАНЦЫю», студию танцевального искусства Анны Кудриной.

Балетная осанка, выворотные ножки, натянутые носочки… Девушки из продолжающей группы выполняют классические упражнения. Звучат красивые французские названия вроде «батман тандю», «жете», «плие», а самые «продвинутые» танцовщицы даже исполняют «фуэте» - одно из самых виртуозных вращений в балете. Далеко не все из девушек увлекались хореографией в детстве. Хореограф и преподаватель Анна Кудрина утверждает: начать заниматься классикой никогда не поздно. В студию принимают всех, независимо от природных данных (противопоказание одно – травмы спины, проблемы с позвоночником). Единственное – учениц делят на группы в зависимости от опыта в танцах.

- Мы стараемся разделять начинающих, продолжающих и уже профессиональных танцоров, - уточняет Анна. – Иначе у новичков могут появиться комплекс того, что у них ничего не получается. Ограничений по возрасту нет: многие начинают заниматься хореографией в 30 или 40 лет. Я уверена: главное в балете - желание. Есть примеры, когда люди начинали «с нуля», без выворотности и растяжки, но благодаря своим усилиям достигали заметных результатов. Ко мне в студию одна девочка пришла, казалось бы, без природных данных, а теперь танцует в концертном составе. Но она очень упорная.

Сама Анна не расстается с классическим танцем с 7 лет. Попала в хореографию случайно, начинала в студии во Дворце творчества детей и молодежи, и постепенно так увлеклась уроками, что поняла: ей хочется заниматься танцами всю жизнь. В 10 классе, выбирая между учебой и хореографией, предпочла последнюю, и поступила сразу на второй курс колледжа культуры и искусств. И через несколько лет после учебы создала свою студию.

Гастроли Бурятского театра оперы и балета в Томске

Студентка Маргарита Бахур вернулась к классической хореографии после значительного перерыва. Сложность занятий ее никогда не останавливала:
- Для меня танцы все-таки удовольствие, хотя, конечно, тренироваться сложно, делать упражнения на растяжку больно, но это приятная боль. Провожу в зале 2-3 часа в неделю, плюс посещаю тренировку по растяжке. Дома, признаться, удается заниматься дополнительно не всегда. Важно не делать перерывов в репетициях – осанка, выворотность и другие навыки быстро теряются.

  -  Танцоры, как и многие творческие люди, немного не такие, как все, - уверена Анна Кудрина. – Да, репетировать сложно. Зрители часто не догадываются, через что на самом деле проходят балерины. Но танцорам нравится их дело. Например, ты перетерпел боль, сел на шпагат, идешь домой и чувствуешь после сложной репетиции удивительную легкость во всем теле!

Те, кто занимался хореографии в детстве, наверняка помнят: преподаватели классических танцев обычно суровые люди. Юным балеринам приходится выслушивать немало жестких замечаний, крики требовательного хореографа на репетициях – обычное дело. Но как строить отношения со взрослыми учениками? Неужели и им приходится терпеть постоянные замечания?

- Непросто выстроить отношения педагог и ученик, - не скрывает Анна Кудрина. – Я спрашиваю новичков, какие у них цели. Если они пришли в студию просто для того, чтобы подтянуть мышцы, то я таких особо не мучаю. А когда кто-то просит: «Мне надо, чтобы мне делали замечания!», то так и делаю. Приходится искать компромисс, поскольку не все поймут, если ты начнешь жестко требовать: «Ну-ка быстро встань в первую позицию и ногу тяни!». В любом случае, нужен индивидуальный подход  к каждому ученику.

Тем более, что ученики совершенно разные. Среди влюбленных в классическую хореографию люди совершенно разных профессий: в зал приходят и медики, и физики, и гуманитарии. Общих, «обязательных» для балерин увлечений тоже нет: далеко не каждая танцовщица неравнодушна, например, к классической литературе или к французскому языку.

Кого практически не найдешь среди учеников в хореографических залах – это представителей сильного пола. Хотя, например, в новосибирском хореографическом колледже достаточно учеников-мальчишек. Но в Томске вообще классика сегодня не слишком популярна.

Илзе Лиепа и звезды русского балета в Томске в 2006 году

- Студий, где преподают классическую хореографию, в городе практически нет, - отмечает Анна Кудрина. – В Томске нет ощутимого интереса к этому виду искусства. В моде клубные танцы и хип-хоп. Та же тенденция заметна во всей стране. Думаю, дело в том, что танцевальная мода зарождается на Западе, а уже затем, причем с заметным отставанием, приходит в Россию. На Западе уже не настолько популярна клубная жизнь и хип-хоп, а внимание к классике, напротив, растет. Значит, скоро и у нас она станет более востребованной.

Как же изучают классическую хореографию те, кто влюблен в нее вне зависимости от моды? Занятия построены по традиционной для балетных уроков схеме. Оно начинается с разминки и упражнений у станка. Девушки исполняют плие (приседание), батман тандю (выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок), ронд (круговое движение по полу ногой с натянутым носком),  адажио (фиксация поднятой на 90 градусов ноги в воздухе на минуту и дольше) и другие, названные красивыми французскими словами упражнения. По описанию – вроде бы ничего сложного, но каждое движение требует идеальной осанки, максимально выворотных ног и натянутых носков, поэтому нагрузка получается колоссальной! После работы у станка все упражнения повторяются на середине зала. Затем отрабатываются прыжки и вращения (их каждая ученица по очереди делает по диагонали). И только потом приходит время разучивать танцевальную связку. 

Выступление Мужского балета Валерия Михайловского на сцене БКЗ

В классической хореографии есть такая традиция: проводить уроки под живую музыку, под аккомпанемент пианино. В Томске классы с этим музыкальном инструментом найти непросто, поэтому обычно занятия  проходят под запись нужных мелодий, сыгранных на фортепиано.

Другая всем известная традиция – балерины танцуют в пачках. Их сегодня можно купить в Москве (или через интернет) в балетном магазине Grishko, где найдутся костюмы и Спящей красавицы, и Маши из «Щелкунчика», и Китри из «Дон Кихота», и других героев известных постановок. Вариант – сшить пачку на заказ в Томске. Но это недешевое удовольствие – сценическая пачка, украшенная стразами, обходится в среднем в 15 тысяч рублей.

Что до балетных пуантов, то они стоят от тысячи рублей. Но танцевать на них можно только тем, кто уже в силах похвастаться приличной хореографической подготовкой.  

 

- Нельзя сразу вставать на пальцы, сначала нужно 2-3 года серьезно заниматься классикой, - предупреждает Анна Кудрина. – Для новичков пуанты опасны: неподготовленный человек при неверном движении может получить серьезную травму, даже стать инвалидом.

Профессиональные занятия классикой – это заметная нагрузка на организм. Не обходится и без проблем: у танцоров в первую очередь страдают колени, мениски. Предотвращать травмы удается благодаря занятиям в бассейне и в тренажерном зале – тогда формируется мышечный корсет, он помогает уменьшить нагрузку на суставы.

- Единственное ограничение – стараешься не наедаться на ночь, - говорит Маргарита Бахур. - Кроме этого танцы приносят в жизнь только положительные перемены: фигура стройнее, мышцы в тонусе.

Еще один плюс танцев – возможность показать себя на конкурсах и концертах. Молодая, созданная в 2009 году студия «сТАНЦЫя» призовые места на томских конкурсах уже завоевала, в скором будущем танцовщицы надеются покорить и всероссийские и международные фестивали.

Спустя 10 лет Свободный балет Валерия Терешкина приехал в Томск во второй раз в 2012 году

Совет от хореографа Анны Кудриной читателям «Томского Обзора":
- Это на первый взгляд простое упражнение из классической хореографии поможет укрепить мышцы и улучшить осанку. Встаньте в первую позицию (пятки вместе, носки в стороны) и постепенно начинайте напрягать все мышцы: втяните колени, ягодицы, полностью уберите живот, подайте копчик вперед, опустите плечи вниз, соедините лопатки, потянитесь макушкой вверх. Вытянитесь в струночку и стойте так некоторое время. Для усложнения задания поднимите насколько возможно высоко выворотную ногу с натянутым носком и держите ее в воздухе как можно дольше. Эффект от регулярных упражнений будет очень заметным. 

Текст: Мария Симонова

Фото: Ольга Хорошилова, Евгения Швецова