18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, Наука на грани искусства: Фестиваль научного кино 360 градусов в Томске Наука на грани искусства: Фестиваль научного кино 360 градусов в Томске

Наука на грани искусства: Фестиваль научного кино 360 градусов в Томске

Вторая половина марта ознаменовалась для Томска непривычным по формату мероприятием - в город приехал фестиваль актуального научного кино 360о.

Зародился фестиваль в Москве – осенью прошлого года на нескольких площадках столицы состоялись показы более 20-ти документальных картин, интересно и доступно рассказывающих о различных научных вопросах и исследованиях. Детище Политехнического музея и Фонда «Сколково» сразу продемонстрировало свой высокий потенциал, вызвав большой интерес у публики.

ИДЕОЛОГИЯ

Процесс переосмысления пространства науки и его роли в обществе наблюдается повсеместно, считают организаторы фестиваля. Наука поворачивается к человеку лицом, привлекает все больше людей, зачастую не имеющих никакого отношения к научному сообществу. Диалог между наукой и искусством – что может быть интересней, а фестиваль кино - как раз та форма демонстрации этого диалога, которая способна привлечь самых разных людей.
 
Борис Салтыков, директор Политехнического музея, бывший министр науки и технической политики (с 1993 по 1996 года):
-   Наш зритель — умный, продвинутый, вне возраста. Это могут быть и старшеклассники, и студенты, и научные работники, и взрослые интеллигентные люди. Кино, которое мы показываем, — это не чистая наука, а наука на грани искусства. В таких фильмах всегда есть второе дно, есть какие-то намеки, провокации. Это не скучные рассуждения о каком-то научном достижении — это научные фильмы, но так или иначе актуальные для сегодняшнего общества.

Кино, отобранное для показов в рамках фестиваля, разительно отличается от привычных, но морально устаревших советских 15-минутных документалок и в первую очередь чем, что это кино - авторское. Отбирались картины на международных фестивалях документального кино, многие из них показывали в Каннах, отдельные стали обладателями «Оскаров».

Но фестиваль – это не только фильмы и их обсуждения, но и лекционная программа, рассчитанная на людей научных и не очень.

Московский опыт наглядно показал востребованность проекта под названием «Фестиваль научного кино», а посему было принято решение  отправить его на гастроли. Собственно, Томск и стал первым городом, куда он приехал.

 ТОМСК

Екатерина Хаустова, продюсер Фестиваля актуального научного кино, директор по связям со СМИ Политехнического музея:
-    Почему именно Томск? Здесь сошлось три точки: начало активной работы Открытого университета Сколково в Томске (второго главного инициатора фестиваля после Политехнического музея), идеологическая близость фестиваля духу вашего города и наличие такого активного человека как Лиана Кобзева - регионального организатора кинофестиваля, тьютора Открытого университета Сколково в Томске.

Томск ждал фестиваль, нетерпеливо притоптывая большой и еще снежной ногой – на некоторые из фильмов билеты закончились еще до официального старта фестиваля, благо цены радовали своей величиной; вход на лекции же был и вовсе свободным.

В целом в программу фестиваля включены 23 картины, но для Томска отобрали лучшие из лучших. В результате к нам приехали 15 фильмов – 10 «полноценных» и пять короткометражек. Показы проходили на четырех площадках города: в кинотеатре «Киномакс», ЦДС «Факел», Зрелищном центре «Аэлита» и Доме ученых. Хотя, признаются организаторы, договориться с кинотеатрами было не так просто: «для них это риск и эксперимент, поскольку продукт для кинотеатров нетипичный».

ГОСТИ И ЛЕКЦИИ

В рамках фестиваля Томск увидел немало новых лиц – специально приглашенные гости представляли фильмы, участвовали в обсуждении и читали лекции. Компания подобралась, прямо скажем, пестрая, но безумно интересная: начальник лаборатории системной нейрофизиологии и нейрокогнитивных интерфейсов Ольга Сварник; главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова; руководитель Лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем НБИК-Центра Михаил Бурцев; колумнист Theory&Practice, менеджер по проектам в команде разработчиков игр PistonGames Игорь Коломиец; проректор Российской экономической школы Константин Сонин; архитектор, совладелец Архитектурной студии ПланАР Илья Мукосей; режиссёр неигрового кино и художник-концептуалист, основатель и Арт-директор Sound Gallery в Копенгагене Майкл Мэдсен; председатель экспертного совета Открытого университета Сколково Олег Генисаретский; директор Политехнического музея Борис Салтыков.

Было прочитано пять лекций, посетить которые мог любой желающий  - узнать что-то новое или просто ради любопытства. Ольга Сварник рассказывала о способностях человеческого мозга; Константин Сонин пытался ответить на вопрос что такое экономика «ресурсного проклятия", Илья Мукосей объяснял  какую роль в городе играет общественное пространство и в чем секрет его эффективного использования. В настоящее время все лекции находятся в открытом доступе, дабы непопавшие на них могли ознакомиться, а побывавшие – освежить услышанное. 

ФИЛЬМЫ

Фильмы, которые привез фестиваль, сняты разными людьми по-разному и о разном - звучит тавтологично, но факт. «Пещера забытых снов» рассказывает о пещере Шове на Юге Фанции, где сохранились наскальные рисунки возрастом более 30 тысяч лет; «Настоящие революционеры» - кино о восьми ученых, изобретения которых изменили мир и привели нас к цифровым технологиям; «Изобретения доктора Накамацу» повествует об известном изобретателе, 80-летнем японском профессоре Накамацу, который (по его словам) является автором трех с лишним тысяч запатентованных изобретений. Любопытный и важный момент – такое кино действительно можно смотреть будучи незнакомым с историей вопроса, существующими гипотезами и фактами.

"В бесконечность". Картину в Томск привез сам создатель – бескрайне обаятельный мужчина и по совместительству режиссер Майкл Мэдсен. Фильм рассказывает о создании первого в мире хранилища для радиоактивных отходов. Это своего рода бункер, который будет существовать примерно 100 тысяч лет. Но радиоактивные отходы – это только поверхностная идея картины, говорит сам режиссер: «Это может быть единственным сооружением, которое останется после человечества. И я хочу разобраться в этом феномене, чтобы узнать что-то большее о моем времени».

В фильме поднимается вопрос и о том, как предупредить людей будущего, что этот объект очень опасен. Эксперты не склонны считать, что наша цивилизация останется неизменной с течением времени, и однажды никто не будет знать, что такое радиация. «Поэтому в фильме мы как будто говорим  для зрителей из будущего», - отмечает Мэдсен.

Ужасающих сцен и калечащих воображение фактов о том, какую смерть несет с собой радиация в фильме нет. Зато есть люди, масса людей, так или иначе имеющих отношение к созданию хранилища — ученые, теоретики простые рабочие, занятые в строительстве, и все это на фоне природы — тихой, и временами абсолютно безжизненной. Картинка не кажется (да и не выглядит) страшной, но именно в этот момент острее всего ощущается наша конечность и бесконечность одновременно.

 

Показы в Томске посетили более 3,5 тысяч человек. Публика, конечно, по составу была преимущественно молодежной, но в залах можно было увидеть и немало взрослых представителей томской интеллигенции.

"Жизнь 2.0» - это соединенные в один фильм три истории людей, настоящая жизнь которых протекает в виртуальном мире. У них есть семья, дом, работа, обязанности, но все-таки обитать они предпочитают в игре «Second Life». Герои вызывают смешанные чувства: нормальные, в общем-то, люди, которые зачем-то с маниакальным упорством тащат свои реальные проблемы в сетевой мир. 

Здесь и виртуальные Ромео и Джульетта, идиллические отношения которых моментально разбиваются о быт, и закомплексованная негритянка, которая зарабатывает себе на жизнь созданием виртуальных домов и одежды, и молодой человек, который пытается избавиться от психологических травм, перевоплощаясь в маленькую девочку. В общем, «всем апологетам сетевой жизни посвящается».

Думать над тем, что же хотел сказать своей картиной автор можно много, и каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но главное  - фильм заставляет всерьез задуматься о таком явлении как виртуальная жизнь.


По окончании фильма организаторы предлагали обсудить его, предоставляя возможность тем, кто не имел желания это делать, покинуть зал. Свои впечатления-соображения зрители активно высказывали и на страницах 360о в соцсетях, так что диалог фестиваль-зритель протекал без болезненных для обеих сторон пауз.

Какого пола мой мозг?». Дословный перевод оригинального названия звучит так: «Есть ли пол у моего мозга?» что, на наш взгляд, гораздо точнее отражает суть сюжета. Картина довольно легка к восприятию, но от того не менее научна: ненавязчивая музыка, два забавных человечка с ярко выраженными половыми признаками, отделяющие своим появлением одну научную гипотезу от другой, - пожалуй, именно так и должно выглядеть актуальное научное кино.

Фильм ставит больше вопросов, чем дает ответов, справедливо отметила одна из гостей фестиваля Ольга Сварник. А общий вывод таков – есть ли у вашего пола мозг и какой он – решать вам самим.


Приедет ли фестиваль актуального научного кино в Томск снова – загадывать рано, признаются организаторы, а вот Москву вторые 360о ожидают точно. Но что и когда ожидает московскую публику - пока остается в тайне.

ОРГАНИЗАТОРЫ

Об одном из организаторов фестиваля - Фонде «Сколково» говорили и говорят много, в том числе и в Томске, где нынешней весной начал обучение Открытый университет «Сколково». Но фактически главным идеологом фестиваля стал московский Политехнический музей – один из старейших научно-технических музеев мира. Несмотря на почтенный возраст – в этом году музей отмечает 140-летний юбилей, - он переживает серьезные изменения: запущен проект модернизации, который предполагает создание на базе музея интерактивной среды, где взрослые и дети смогут знакомиться с наукой на собственном опыте. Проект подразумевает создание общественных зон, где разместятся кафе и тематические магазины; в обновленном музее появятся и мультимедийные экспонаты.

Борис Салтыков, директор Политехнического музея, бывший министр науки и технической политики (с 1993 по 1996 года):

- Напомню, что еще 2 года назад президент Дмитрий Медведев поручил министерству культуры разработать концепцию создания Музея науки на базе Политехнического музея, где будут собраны достижения науки и техники на основе применения самых передовых музейных технологий. Победителем конкурса на реконструкцию музея стал известный японский архитектор Джунья Ишигами, лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале. Джунья выдвинул идею музея-парка. Здание Политехнического музея он предлагает со всех сторон окружить садом, открыв при этом подземный уровень и превратив его в продолжение зеленой зоны, из-за чего музей оказывается активной частью городской среды, а техника предстает не как оружие, а как органическое продолжение природы. Внутренние дворы, согласно проекту, должны быть затянуты прозрачной пленкой. Судя по наполеоновским планам, к 2018 году мы получим этакий «Музей будущего».

Политехнический музей заинтересован в партнерстве с ведущими техническими вузами страны, подчеркнул Борис Салтыков во время встречи с ректором Томского политехнического университета. Но вопрос о сотрудничестве с томским политехом будет решаться в ходе дальнейших переговоров.

Текст: Анна Жидкая

Фото: 360.polymus.ru, ru-architect.livejournal.com, afisha.ru, mk.ru