18+
18+
РЕКЛАМА
Книги в Томске, Креативные индустрии, Библиотеки берут на себя роль "третьего места": оставить детей, поговорить, проявить гражданскую ини Библиотеки берут на себя роль "третьего места": оставить детей, поговорить, проявить гражданскую инициативу

Библиотеки берут на себя роль "третьего места": оставить детей, поговорить, проявить гражданскую инициативу

У сакраментальной фразы «как пройти в библиотеку» открылось третье дыхание. Пару месяцев назад в Москве была презентована концепция проекта «Открытые библиотеки», главная идея которого – на полную катушку использовать уже готовую систему общественных пространств шаговой доступности.

Развлечения ради и пользы для, библиотеки должны превратиться в «место сборки» гражданских инициатив и полноценное «третье место» для граждан – не работа и не дом. Как говорят организаторы, интуитивные зачатки такой системы в России уже есть. В Томске в том числе.

Конкуренты поликлиникам

«Открытым библиотекам» в некоммерческом институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» была посвящена целая лекция. Под чутким модераторством книжного критика «Коммерсанта» Анны Наринской, соучредитель продвинутых московских книжных «Фаланстер» и «Циолковский», активист по жизни Борис Куприянов произнес ключевую фразу: «Куда лучше, чтобы люди собирались и говорили о жизни в библиотеках, чем в поликлинике».

О чем речь? О том, что, как в старом анекдоте, «лошадь сдохла – слезь». Не надо создавать видимость того, что библиотека в своем обычном понимании полноценно живет и прекрасно себя чувствует. Очень мало людей ходят в ближайшую к дому библиотеку, чтобы потоптаться у окошечка, почувствовать себя вечным школьником и услышать сакраментальное «Тише!», а по итогам еще и нужной книги не найти. Ну потому что фонды давно не обновлялись, и ее там попросту нет. По схеме «книги – и ничего лишнего» сейчас работают только специализированные и научные библиотеки, но это не значит, что библиотек general interest быть не должно. Они на пути перехода в другое состояние – этаких городских гостиных, дискуссионных площадок и, как выразился глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, «новых центров, формирующих смыслы и атмосферу города».

Логика следующая. Сеть муниципальных библиотек – это очень много общественного пространства шаговой доступности, которое содержит государство и которое малоэффективно используется. А может использоваться эффективно. Люди могут собираться здесь и разговаривать за жизнь, за культуру, за гражданские инициативы и за книги. 

По мнению Бориса Куприянова, превращение возможно при исполнении трех условий. Первое и самое главное – обновление библиотечных фондов, потому что книги – это все-таки основное. Второе - новое архитектурно-дизайнерское решение. Библиотеки должны стать открытыми для людей, привлекательными и интересными. Обычная районная библиотека – это, как правило, много пространства для персонала и мало пространства для читателей. «Добивает танцем» решетка на окнах выдачи, из-за которого настороженно выглядывает какая-нибудь старушка. Третье – изменение функции директора библиотеки. Куприянов, книжный менеджер с хорошим стажем и послужным списком, считает – директор должен быть не бюрократом, который с утра до ночи подписывает бумажки, а куратором проекта. 

Книговорот по-томски. Одна из библиотечных акций "в народе"

Ну и, конечно, самую главную роль в превращении сыграют сами книги. «Я считаю, что проведение общественных споров в местах скопления книг позитивно скажется на градусе самой дискуссии», - говорит Куприянов. Проще говоря: пусть в библиотеке пройдет хоть собрание ЖЭКа – оно на 100% пройдет иначе, чем если эти же вопросы обсуждались бы в поликлинике или на стихийном собрании возле дома. А задача кураторов (директоров) – правильно эту политику встреч формировать, без фанатизма и ущерба для основной деятельности. То есть, если в библиотеке проходит платное занятие английским, то читателей из читального зала выгонять не нужно.

Стихийные собрания

В той самой полупрезентационной лекции «Стрелки» Борис Куприянов помянул Томск – хоть вскользь, но добрым словом. Мол, уважаемые им люди говорят, что «Открытые библиотеки» - проект вполне жизнеспособный, потому что частично уже реализуется в других городах России. В Якутии, Томске, Санкт-Петербурге.

Это правда, хотя и не совсем. «Открытые библиотеки» в городе – не оформленный проект, а стихийные акции. Скорее всего, все, что делается – чисто интуитивное чутье отдельных менеджеров, которые понимают, что «так дальше продолжаться не может». Главными реформаторами выступают две большие библиотеки Томска: областная детско-юношеская и библиотека им. А.С. Пушкина.

Исходя из данных областного департамента по культуре, главным генератором идей является детско-юношеская библиотека. Несколько лет назад учреждение во главе с директором Валентиной Разумновой поставили перед собой задачу если не приумножить читателей, то просто сохранить имеющихся, постоянно подогревая интерес к библиотеке. С книжными фондами тут, конечно, работают и стараются своевременно пополнять, но это не главное. Библиотека, по сути, выполняет роль местного «дворца пионеров» для детей, где все так или иначе завязано вокруг процесса чтения. Здесь проводят межрегиональные литературные фестивали и конкурсы на лучшего читателя области. По воскресеньям в библиотеку приходят известные томичи и читают вслух сказки народов мира. Когда наступило лето этого года, дирекции библиотеки пришла мысль устраивать читальные залы под открытым небом в центре города. Часть библиотечных фондов вообще в рамках мобильной акции укатила в районы области – в районах всегда проблема с обновлением фондов. А самым последним ответом на вызовы времени стала организация на базе библиотеки почасового «детского сада» - родители могут оставлять своих детей в специальной игровой комнате, а сами спокойно выбирать книги, почитать, попить кофе или по магазинам побегать. При библиотеке работает музей национальной игрушки и у дирекции есть идея совместить эти два проекта, в игровой форме обучая детей знать и уважать разные национальности.

Примерно по тому же пути – правда, не такими семимильными шагами, идет «взрослая» областная библиотека Здесь заседают общества флористов, любителей вышивки, цветов и домоводства. Приглашенные юристы разъясняют всем желающим их права и обязанности. Здание библиотеки облюбовал для своих собраний томский клуб посткроссеров и людей с ограниченным зрением. Здесь можно найти очень бюджетные курсы испанского, немецкого и польского языка. Все это на фоне обычной деятельности – выдачи книг, создания электронного и краеведческого каталогов, строительства нового (побольше) книгохранилища. 

Заседание клуба томских посткроссеров

По мнению директора программы «Школа ART-менеджера в Томске» Сергея Ракова, желание библиотек измениться – дело хорошее, но слишком единичное. В идеале система муниципальных библиотек должна переходить на новый формат целиком. Меняться должны не только «центральные» библиотеки, но и небольшие - рядом с домом. Конечно, у каждой будет свой путь, но это должно быть именно движение.

«Пока же все держится на одном менеджере, который желает сделать свою услугу конкурентной. Уйди он – и «новая библиотека» уйдет вместе с ним. Поэтому говорить о переходе томских библиотек на новый формат еще рановато – наша сеть муниципальных библиотек по городу и в области так и остается невостребованной», - уточняет Сергей Раков.

По его словам, процесс реформирования начнется, когда в одной точке сойдутся желания трех сторон. Люди захотят использовать библиотеки – как библиотеки и как общественное пространство; руководители – в данном случае, муниципальные и областные власти, захотят единый процесс реформирования запустить, а работники библиотек будут заинтересованы в том, чтобы поменяться. Может показаться утопией, но, тем не менее – посмотрим на примере «Открытых библиотек» Москвы. Они, кстати, собираются показать первые результаты уже в середине сентября.

По данным за 2011 год, в Томской области насчитывается 282 публичные библиотеки. Из них 227 находятся в сельской местности. Среднее число жителей на одну библиотеку - 3712 человек. Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием составляет 31,2%. Число читателей составляет 326 900 человек.

Размер совокупного книжного фонда публичных библиотек составляет более 192 тыс. единиц. За год в библиотеки области поступило 25 740 документов (книг, периодики и тд). Совокупное финансирование библиотечного обслуживания в Томской области в расчете на одного жителя составляет 260 рублей в год.

Новая идея

В одной из публичных библиотек в Oak Park (Иллинойс, США) возле входа для посетителей находится небольшая (9?x13?) застекленная комната, которая называется Idea Box—Вместилище Идей. В этой комнате любой библиотечный пользователь может создавать интерактивные инсталляции, обновляющиеся каждый месяц. Во время Месяца Национальной Поэзии библиотечные пользователи писали тексты своих стихов на стенах комнаты, а в другой месяц создавали здесь скульптурные композиции и рисовали картины. В стены комнаты вмонтированы сотни светодиодов, что позволяет посетителям создавать свои собственные комбинации сенсорного освещения.

Фото: Idea Box

А вот так выглядит городская библиотека в Штутгарте, Германия:

А здесь, в группе на Фейсбуке, общаются библиотеки России.

Цитата

Борис Куприянов - стоит ли возрождать индустрию бумажных книг, если будущее за электронными:

Американский журнал Bookseller провел исследование и пришел к забавной статистике: с появлением электронных книг производство бумажных уменьшилось, но рынок бумажных книг не стал меньше. Он перестроился: стали издавать больше книг в твердой обложке. В небытие уходят целые жанры. Люди не хотят ждать год, пока выйдет книга в обложке, если ее можно сразу скачать в электронном виде. Но в целом страх перед электронной книгой сильно преувеличен. Просто эта тема стала способом шантажа.

Книги на тему:

Дэвид Борнштейн:
Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей

Книга-вдохновение для тех, кто хочет делать деньги и хорошее дело одновременно.

Рассказанные в этой книге истории социальных предпринимателей не могут не окрылить: заодно и подводных камнях предупреждают.

Андре Шиффрин. Легко ли быть издателем. Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать

Для российского книжного рынка, где две крупных книгоиздательских компании («ЭКСМО» и «АСТ») слились воедино и отпала последняя иллюзия конкуренции, эта книга очень вовремя. Известный американский издатель рассказывает о том, как в мире радикально меняется структура книжного дела как такового.

 

Текст: Анастасия Ханина