18+
18+
РЕКЛАМА
Город, Инвентаризация. Фонари на улицах Томска Инвентаризация. Фонари на улицах Томска

Инвентаризация. Фонари на улицах Томска

Именно они делают город городом. Городские фонари так же необходимы, как дороги, тротуары, парки и скамейки и чем их больше - тем лучше. А вот кто включает свет на наших улицах, какие фонари можно увидеть в Томске и когда появились самые первые из них, мы чаще всего не знаем.

Поэтому все подробности жизни томских уличных фонарей - в нашем обзоре.

 

Кто и когда включает свет

 

Сегодня на улицах Томска горят 21 796 светильников. За их обслуживание отвечает частная компания «Горсети». Специалисты предприятия одним кликом мышки включают городские светильники вечером и выключают их утром. Делается это согласно плану-графику, утвержденному в департаменте городского хозяйства, но также диспетчеры ориентируются на погоду за окном. На крыше здания «Горсетей» стоит люксометр, который измеряет количество падающего света. Информация, получаемая прибором, напрямую передается на компьютер диспетчера. Сейчас, когда солнечного света мало, фонари зажигают при 20 люксах.

Люкс – это единица измерения освещения. Например, в жилой комнате норма обычно составляет 50 люкс.

Протяженность линий электропередач в городе – более 684 километров. Каждый день сотрудники «Горсетей» проводят ремонтные работы на электролиниях и проверяют исправность светильников. Иногда за сутки в город выезжает до десяти бригад, особенно при плохой погоде. И если вы видите, что какой-то фонарь горит днем, значит, где-то рядом на линии электропередач идет ремонт.

Во всех уличных фонарях стоят натриевые или светодиодные лампы. Кстати, светодиодные светильники для наружного освещения в Томске стали применять первыми за Уралом. До этого считалось, что они не выдерживают сибирских морозов. Но опытная партия на улице 79-Гвардейской дивизии успешно проработала два года, после этого светодиоды установили уже на улице Нахимова.

 

Первые фонари

 

Первые уличные фонари появились еще в XV веке в Лондоне - установили их по распоряжению мэра города Генри Бартона. В России освещать улицы начали в Петербурге – в 1706 году в честь празднования победы над шведами Петр I приказал повесить фонари на четырех улицах, выходящих к Петропавловской крепости. Постоянное освещение «северной столицы» началось с 1720 года. Сначала в фонарях жгли масло, с середины XVIII века – керосин, в начале XIX века появились газовые и спиртовые фонари. Любопытно, что в течение 1800-х годов для освещения города применяли разные виды фонарей одновременно. А в 1879 году в Петербурге появились электрические светильники, годом позже их повесили и в Москве.

В Томске освещать улицы по ночам начали в 1832 году. Тогда городская дума решила установить 89 фонарей на трактовой дороге. С тех пор количество светильников в городе постоянно увеличивалось. В 1891 году купец первой гильдии Илья Леонтьевич Фуксман построил на своей мельнице первую в городе электростанцию. Через пару лет еще одна появилась на териитори университета, а в 1895 несколько предпринимателей Томска решили построить электростанцию общего пользования (или, как сказали бы сегодня, для муниципальных нужд). Собственно, станция появилась в этом же году, и стала первой в Сибири. А 31 декабря в качестве эксперимента на улицах Томска зажглись десять электрических фонарей. Это был настоящий новогодний подарок горожанам.

Томск, конец XIX века. Улица Миллионная

«…Проба дала удачные результаты. Фонари зажигаются каждую ночь на несколько часов и горят хорошо. Освещение производилось по Миллионной и Магистратской улицам, Набережной р. Ушайки и Воскресенской горе, где пока на первое время будет гореть электричество. В прочих же предложенных местах электрическое освещение будет открыто позднее. Проба будет производиться еще в течение нескольких дней, после чего начнется уже правильное освещение» («Томский листок», № 1 от 3 января 1896 года).
 

Дизайн

 

Уличный фонарь состоит непосредственно из светильника и металлической опоры. Изготавливают их обычно согласно ГОСТу, поэтому никаких сверхостроумных дизайнерских решений вы в городе не встретите.

На улицах Томска можно увидеть два вида опор. Первый – в виде цилиндра. Такие фонари стоят на большинстве улиц города. Некоторым из них уже исполнилось по 30-40 лет, но сейчас их постепенно заменяют на новые. Изготавливают цилиндрические фонарные столбы в производственно-ремонтной базе «Горсетей». Эти опоры могут использоваться не только как фонарные столбы, но и для монтажа контактной сети троллейбусов и трамваев.

Второй вид – многогранные. Они стоят на Пушкинской развязке, Путепроводе, улице Кулагина. Такие опоры делали по заказу в Санкт-Петербурге. Металл, из которого они изготовлены, подвергается специальной химической обработке – цинкованию.

Так же обрабатывались корпуса знаменитых автомобилей «Победа»: их складывали в большие цинковые ванны, устанавливали определенную температуру и пускали ток. Под напряжением металл «впитывал» в себя молекулы цинка, благодаря чему становился практически нержавеющим. Потому-то эти автомобили и прославились своей прочностью.

Опоры на Пушкинской развязке и Путепроводе практически не подвергаются коррозии. Серый цвет цинка делает их немаркими, а это значит, что многогранные опоры реже нуждаются в ремонте, чем «цилиндровые».

Кстати, светильников с каждым месяцем в городе становится больше – «Горсети» проводят ремонт уличного освещения и ставят новые фонари. Светильники "с завода" появляются во внутриквартальных проездах, на пешеходных тропах, которые ведут к жилым домам, больницам, школам. Места установки фонарей определяют районные администрации.

Фонарей в нашем городе много и все они разные. Не обращали внимание?

 

Что ждет уличные фонари в будущем? Основной тренд тут, как и во многих других сферах, скорое «позеленение». Экологически перспективные источники возобновляемой энергии, все - от солнца и ветра до дождя - должны помочь людям в деле освещения городских улиц. А еще это позволит снизить нагрузку на муниципальные бюджеты.

 

Текст: Марина Поволжская

Фото: Владимир Дударев