18+
18+
РЕКЛАМА
Медицина и здоровье, Кохлеарная имплантация:Как томские врачи дарят людям способность слышать Кохлеарная имплантация:Как томские врачи дарят людям способность слышать

Кохлеарная имплантация:
Как томские врачи дарят людям способность слышать

Инновации в области медицины считают сегодня одним из самых перспективных и трендовых областей развития. Борьба за человеческий слух — одно из таких направлений. Установка специального устройства, кохлеарного импланта, в ухо пациента с расстройством слуха для того, чтобы вернуть его в мир звуков — уже не фантастика, а вполне реальная клиническая задача.

Почти восемь лет подряд операции кохлеарной имплантации проводят специалисты Томского филиала ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии». И делают это за счет средств бюджета.

Импланты

Фактически, кохлеарный имплант — это протез, после установки которого к глухому человеку возвращается способность слышать.

Он состоит из двух частей — внешней и внутренней. Внешняя (речевой процессор), как не трудно догадаться, всегда находится снаружи, внутренняя (сам имплант) устанавливается под кожу в височной части головы. Речевой процессор состоит из микрофона, микропроцессора и передатчика, имплант — из приемника, дешифратора сигналов и цепочки электродов, которые хирург вводит в улитку внутреннего уха. Электроды изготавливаются из платины, которая обладает высокой электропроводностью и биологической инертностью.

Принцип работы устройства достаточно прост: звуковая информация, закодированная в поток электрических импульсов, передается по проводящим путям слухового анализатора в корковые отделы — и человек начинает слышать.

Ставят имплант, как правило, на одно ухо (соответственно, этим ухом и слышит пациент), но все чаще имеют место быть случаи, когда их ставят и на оба уха. Работают импланты от батареек и аккумуляторов. Срок эксплуатации — около 90 лет.

Всего в мире лицензировано четыре вида имплантов, каждый из которых имеет свои особенности, в зависимости от производителя, и все они применяются в Томске. Изготавливают их в настоящее время в США, Австралии, Австрии и Франции. Цена одного прибора составляет около миллиона рублей, правда в последнее время удалось снизить закупочную цену до 900–950 тысяч. В год наша страна закупает порядка 1000–1200 имплантов.

Филиал

Первую операцию кохлеарной имплантации в Томском филиале НКЦО выполнили осенью 2006 года. Развивать перспективное направление высокотехнологичной медицинской помощи именно в Томске решили неслучайно: здесь были сосредоточены профессиональные кадры, создана профессором Александром Старохой хорошо известная в стране и за рубежом (и, к тому же, старейшая в Сибири) научная школа оториноларингологии.

Фактически Томск стал первым регионом, куда после Москвы и Санкт-Петербурга пришла кохлеарная имплантация. Сегодня границы ответственности Томского филиала — от Урала до Дальнего Востока, но в первую очередь это, конечно территория Сибирского Федерального округа. Только-только это направление начинает развиваться в других филиалах НКЦО в Хабаровске и Астрахани.

За семь лет в Томском филиале выполнили более 550 кохлеарных имплантаций, под наблюдением находится свыше 700 имплантированных пациентов. И если первые подобные операции в нашей стране оплачивались за счет средств самих пациентов и были доступны единицам «избранных», то сегодня они финансируются из федерального бюджета. Количество операций в год зависит от госзадания на оказание высокотехнологичной помощи. В среднем в год в Томске проводят порядка 100 имплантаций.

Александр Староха, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, директор Томского филиала ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»:

«Cчитаю, что мы достигли поставленной перед нами цели — приблизили высококвалифицированную медицинскую помощь населению. Не надо ездить далеко: сделать операцию, которая подарит новую жизнь, можно у нас, в Томске. Все операции проводятся за счет государственного бюджета. Мы работаем по госзаданию: на этот год клинике выделяется финансирование на 500 с лишним операций относящихся к видам высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе, на кохлеарную имплантацию. Хирургическая активность в нашей клинике составляет 99,9%. Это значит, что ВСЕХ пациентов, поступивших на госпитализацию, мы оперируем. Глухонемых быть не должно, потому что у нас в руках сегодня есть все для того, чтобы решить эту проблему».

Томский филиал, как структурное подразделение НКЦО, разумеется, работает в постоянном взаимодействии с головным учреждением. Первую операцию в 2006-м провели под руководством Исы Мухамедова, ведущего научного сотрудника отдела заболеваний среднего уха Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА (Москва).

Недавно Иса Мухамедов снова приезжал в Томск, при его участии в томском филиале проходила массированная «акция» кохлеарной имплантации — за неделю было сделано 30 операций.

Томский филиал ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» отказывает все шесть видов высокотехнологичной медицинской помощи взрослым и детям при заболеваниях ЛОР-органов. При этом от общего объема оказания ВМП кохлеарная имплантация составляет 12%, стапедопластика — 12% тимпанопластика — 46%, операции на гортани и трахеи — 30%.

Специалистов высокого уровня готовят у нас, в Томске, на кафедре оторинолорингологии СибГМУ, которой с 1998 года руководит професссор Александр Староха. Учатся такие специалисты фактически всю жизнь: помимо лор-специализации они также осваивают сурдологию, затем имплантологию, проходят стажировки за границей. Причем для каждого вида импланта — свой учебный курс, ведь у каждого аппарата своя специфика.

Наблюдение и операция

Определить наличие проблем со слухом сегодня можно сразу после рождения ребенка с помощью аудиоскрининга. И если проблемы обнаружены, за ребенком устанавливают наблюдение. Для выполнения операции кохлеарной имплантации вес пациента должен составлять не менее 10 кг — это облегчает проведение анестезиологического пособия.

Оптимальный возраст для кохлеарной имплантации — 1,5–2 года. Именно в этом возрасте ребенок учиться говорить, поэтому важно как можно быстрее дать ему возможность слышать и воспроизводить окружающие его звуки.

Делают операции и взрослым, ведь слух можно потерять в любом возрасте вследствие тяжелой болезни, травмы или развития врожденной патологии. Но большая часть пациентов — дети. В стационаре ребятишки находятся вместе с мамами, ведь даже после установки импланта они еще какое-то время не слышат.

Евгения вместе с дочкой приехали из Кемеровской области. То, что девочка не слышит, узнали сразу же после рождения. Долго проводили обследования, набирали «нужный» вес, лечили простуду. Сейчас операция уже позади, но, признается Евгения, пока она еще не может поверить в чудо, что дочка будет слышать:

— Нам только-только исполнился год и восемь месяцев, но до операции уже было заметно отставание малышки от сверстников: из-за того, что она не слышит, она пока не ходит. Понимать мы с ней, конечно, друг друга понимаем — общаемся «глазами». В больнице она достаточно спокойно на все реагирует, даже просится в коридор, чтобы посмотреть на ребятишек. Так хочется, чтобы у нее все было хорошо.

Перед назначением операции для всех без исключения пациентов проводя полное аудиологическое обследование. Определяют наиболее «перспективное» ухо: имплант поставят на то, которое не слышит совсем, ведь частичную потерю слуха может компенсировать и слуховой аппарат.

После операции около месяца имплант не включают — организм сначала должен привыкнуть к чужеродному предмету.

Иса Мухамедов, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела заболеваний среднего уха Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России (Москва):

«На первые услышанные звуки все реагируют по-разному. Кто-то смеется, кто-то плачет. Но ради хотя бы одной такой фразы „Я снова слышу“ надо проводить такие операции. Чтобы принести людям счастье, чтобы люди могли слышать. Помню, как-то я оперировал девочку лет 15, шанс, что она будет говорить, был невелик. Но ее прооперировали, вставили имплант, мама с ней очень долго занималась. Проходит год — и я с ней спокойно общаюсь. Это тот случай, когда количество переходит в качество. Человек накапливает информацию, а потом организм быстро начинает ее обрабатывать, переводить в слова. Поэтому если даже прооперировать поздно, человек, может быть, и не будет полностью социально адаптирован, но он сможет слышать. И это сделает его жизнь безопаснее — он элементарно сможет услышать звук приближающейся машины и успеть отойти в сторону».

В операционной

Операция — это еще не все. После нее с пациентами работает целая группа специалистов: психологи, сурдологи, аудиологи. За развитием и последующим состоянием человека и работой его импланта (устройство требует настройки, замены батареек, вышедших из строя частей) наблюдают всю жизнь. И огромная ответственность ложится на родителей: чем больше проводить с ребенком занятий, тем больше шансов на его дальнейшую полноценную жизнь.

Новоселье

В недалеком будущем томский филиал ожидает переезд — в бывшее здание Общества содействия физическому развитию на Красноармейской, где сейчас полным ходом идет реставрация.

Решение о том, что здесь разместится современный ЛОР-центр, было принято сразу после того, как из трехэтажного здания выехали службы 1-й горбольницы. Ремонт начался весной 2013-го, когда на это были выделены федеральные средства. Сейчас строители восстанавливают крышу.

После окончания всех работ, Томск получит великолепную современную клинику и заодно отреставрированный памятник архитектуры:

Александр Староха, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, директор Томского филиала ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России»:

«Общестроительные работы должны быть завершены в июле нынешнего года. На реконструкцию здания выделено более 200 млн рублей, еще порядка 650 млн требуется на закупку высокотехнологичного оборудования. Здесь разместится стационар на 80 мест (против 25 нынешних), встроенные операционные, центр телемедицины. Планируем проводить дистанционные консультации для коллег из других регионов, что также облегчит жизнь многим пациентам. Значительные площади предназначены под размещение параклинических служб и консультативно-диагностическое амбулаторное отделение. Областной центр получит красивое здание, а томичи — новый уровень оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «оториноларингология».

Текст: Анна Мацковская

Фото: Мария Аникина