18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Войти в пословицы. Томской Юморине — 40 лет Войти в пословицы. Томской Юморине — 40 лет

Войти в пословицы. Томской Юморине — 40 лет

Одно из культовых событий весенней культурной жизни в Томске — конкурс студенческих театров эстрадных миниатюр (СТЭМов) «Томская Юморина» — отметило 40-летие. «Люкс», «Бонифас», «Калейдоскоп», «Иллюзии» и другие — у всех ярких СТЭМов были свои преданные болельщики, а за победу всегда велись впечатляющие артистическими талантами сражения.

Сам СТЭМ как разновидность жанра молодежной художественной самодеятельности — идея именно томская. А участники наших главных «звездных» КВН-овских команд — «Дети лейтенанта Шмидта» и «Максимум» — вышли именно из театров эстрадных миниатюр.

 

«Остроумие всех присутствующих буквально вошло в пословицы, да так там и осталось. Их юмор подобен бриллиантам в ушах женщины. Все время хочется спросить: где вы это взяли?» (Дети лейтенанта Шмидта)

 

Юбилей конкурса объединил и недавно появившиеся на свет коллективы и ветеранов СТЭМовского движения. Среди знаменитых участников в этот раз были заявлены команды КВН «Максимум» и «Дети лейтенанта Шмидта», «Станция Спортивная» (Москва); театры «Калейдоскоп» (Барнаул), «Винегрет» (Омск), «Иллюзии» (Иркутск), «Люкс» (Томск), «Бонифас» (Томск) и другие.

Петр Винс, участник команды «Дети лейтенанта Шмидта» и барнаульского «Калейдоскопа»:

«Шел 1995 год. Мой первый выход в миниатюре «Калейдоскопа» был в роли Пушкина, я читал стихи. В театре к тому моменту был уже два года, но раньше в Томск на «Юморину» приехать не мог. Учился в институте культуры, где наш мастер ревностно следил за тем, чтобы мы не уходили с головой в один жанр. Но в Томск на конкурс мне очень хотелось. И когда я наконец добрался до «Юморины», то поразился, какая незабываемая атмосфера царит за кулисами. Все друг друга знают и общаются… Те связи поддерживаются до сих пор. Среди СТЭМов складывалась общность, сравнимая с отношениями в КВН. Именно общность, тусовкой это не назовешь. А сцены ТГУ и БКЗ с той поры для меня совсем родные, не надо даже на них специально настраиваться. Как говорится, «Руки-то помнят».
 

Актерский опыт, полученный благодаря СТЭМам, очень пригодился их участникам в будущем.

Дмитрий Бакин, участник команды «Дети лейтенанта Шмидта» и театра «Люкс»:

«Это была настоящая „школа“, благодаря ей мы научились держать себя на сцене, обрели навыки, позволяющие выступать не только в КВН: у нас были и свои спектакли, и съемки в сериалах, и в художественных фильмах. Мы не чувствовали себя новичками, изгоями в профессии, а выходили на площадку с маститыми актерами практически на равных».
 

Актерский опыт, полученный благодаря СТЭМам, очень пригодился их участникам в будущем.

 

40-я «Юморина»: настоящее и будущее

 

Главной эмоцией на юбилейной Томской Юморине стала ностальгия. Вспоминали тех, кого уже нет в этом мире (а за 40 лет из жизни ушли многие), в том числе, конечно, и одного из ярких участников, многократного победителя конкурса, капитана «Детей лейтенанта Шмидта» Григория Малыгина.

Участники «Детей» выходили на сцену дважды. Те, кто пришел в команду из «Калейдоскопа», показали миниатюру «Ода общественному транспорту», те, кто когда-то выступал за «Люкс», представили «Кота и хозяина».

В финале действия «Дети» объединились и предстали перед публикой в своих фирменных полосатых рубашках. Исполнили классическую песню о Томске «Не надо горевать о городах» в современной аранжировке. В составе «Люкса» и «Детей» на сцене появился даже Вячеслав Гуливицкий, который давно не выступает с командой.

Впрочем, по случаю юбилея вспомнили свое актерское прошлое многие, чьи профессии теперь не связаны со сценой. Например, в выступлении «Понедельника» принял участие Олег Игрушкин, известный теперь в городе как пресс-атташе ФК «Томь».

— Из отрицательных моментов скажу о том, что организаторы сильно не уложились в хронометраж. Жаль было зрителя: конкурс длился целых 5 часов, — вздыхает Петр Винс. — Это просто подвиг томичей — досмотреть такой длинный концерт до конца. После трех часов четверть зала все-таки ушла и мне хочется перед ней извиниться. Хотелось бы, чтобы первое, конкурсное отделение «Юморины», не было столь скомканным.

Я вспоминал прежние времена, когда СТЭМы соревновались целых три дня, пробовали разные жанры. Из хорошего отмечу, что на юбилей приехали многие завсегдатаи «Юморин» прошлых десятилетий. Были «Иллюзии». Пусть не полным составом, поскольку волею судьбы нет, к сожалению, больше с нами Гриши Малыгина, вышел на сцену томский театр «Люкс». Конечно, мы были рады видеть улыбающиеся лица в зале, когда объявили выход нашего театра «Калейдоскоп».

Вообще зритель в Томске был и остался особенным. Нам есть с чем сравнивать: мы часто выступаем в Новосибирске, в Барнауле, в других городах. У томичей велико желание воспринимать номера. Здесь чувствуешь, что тебя любят и помнят. Есть надежда, что если мы приедем сюда с концертом «Детей лейтенанта Шмидта» или с бенефисом кого-то из наших артистов (а мы уже доросли до таких событий — есть свои программы у Дмитрия Никулина, с сольными концертами выступает Виталий Гасаев), то публика соберется. Томский зритель — с чувством юмора, он обязывает к тому, чтобы держать определенную планку. Это здорово, когда публика так настраивает артиста!

Особое настроение подведения итогов и обращения к прошлому усиливалось из-за неопределенного будущего. Будет ли у конкурса продолжение, пока неизвестно.

— Возможно, это последняя «Юморина» в Томске, об этом все шептались за кулисами, — поясняет Петр Винс. — К сожалению, у проекта нет достаточной поддержки со стороны администрации, а без этого обойтись просто невозможно.

— Радостно то, что юбилейный конкурс вообще состоялся, поскольку Томская Юморина последние лет 8 находится в непонятном и, я бы сказал подвешенном состоянии, — считает Дмитрий Бакин. — Это мероприятие не обласкано взглядом власти, оно проводится за счет энтузиазма оргкомитета. Но он в этом году тоже изменился. У людей просто не хватает терпения дальше заниматься проектом. Ради юбилея мы собрали все силы, но будущее Юморины очень туманно. Ее «застрельщик», Сергей Браславец, занимающийся конкурсом все 40 лет, устал в одиночку справляться с хлопотами. А смены нет. Он предлагал мне взять этот проект, но я еще раздумываю, поскольку пока неясно, с какого края браться… Да, у нас больше 10 лет есть постоянный спонсор — компания МТС, они прекрасно понимают нас. Было много информационных спонсоров, спасибо им за поддержку, зрителя мы собрали, впервые за последние 8 лет на Юморине был аншлаг.

Но этого, к сожалению, мало. Без внимания власти не выжить. Сметы у конкурса такие, что реально их могут поддержать в нашем городе только четыре бюджета: областной, городской, и университеты, ТПУ и ТГУ. Юбилейная «Юморина» во многом стала возможной потому, что на нас обратил внимание департамент по культуре и молодежной политике города Томска. Он взял на себя некоторые траты. Это потому, что мы попали в программу юбилеев — в 2014 году 410 лет Томску, 280 — губернии, 70 — области и 40 — Юморине.

По мнению Дмитрия Бакина, сегодня не самое лучше время для СТЭМов — изменилась молодежь и отношение к жанру:

— СТЭМ у современной молодежи ассоциируется только с одним из конкурсов телевизионного КВН, хотя он самодостаточен, — полагает Дмитрий. — Долгое время СТЭМ был самостоятельным жанром, в 1970-е годы он даже заменял собой КВН. Молодежь креативила, развивалась в этом направлении. Сейчас Томской Юморине не хватает увлеченных молодых людей.

В том, что такой проект молодым нужен и полезен, завсегдатаи конкурса не сомневаются.

— СТЭМ — это не только воспитание артистов, но и воспитание личности! — уверен Петр Винс. — Люди в администрации, ответственные за эти вопросы, знают, что есть большая социальная проблема. Уже появилось несколько потерянных поколений без ориентиров в жизни. Задача России — не потерять молодежь, воспитывать ее на классике, а не на брошюрах манифестантов-революционеров. Метафора нашего времени «Нечем будет заняться — пойдут по подъездам курить и пить» тоже остается актуальной. Выбор у молодежи большой: есть безвкусица и юмор ниже пояса, который сегодня все чаще ставится во главе угла, а есть репризы — маленькие спектакли. Было бы здорово, если бы СТЭМ, каким он был в 1990-е и в начале 2000-х годов, оставался жанром-законодателем моды в юморе.

 

Текст: Мария Симонова

Фото: предоставлено командой «Дети лейтенанта Шмидта»