18+
18+
РЕКЛАМА
Бизнес, Рассказано, Тема, ФРМСП ТО, Начать свой бизнес. Полина Кривицкая: «Собственное дело дает возможность играть и творить Начать свой бизнес. Полина Кривицкая: «Собственное дело дает возможность играть и творить»

Начать свой бизнес.
Полина Кривицкая: «Собственное дело дает возможность играть и творить»

На первые неудачи в собственном бизнесе все реагируют по-разному. У одних в этой ситуации сразу опускаются руки, и они решают больше никогда этим не заниматься. Другие же, заручившись поддержкой близких и верой в собственный успех, продолжают начатое дело, несмотря ни на что.

Портал ЛидерТомск представляет серию публикаций о молодых томичах, которые не побоялись трудностей и начали свой бизнес. Новая героиня проекта — Полина Кривицкая, директор компании ShokoBox в Томске.

В регионе вот уже пять лет действует программа развития молодежного малого и среднего предпринимательства. И уже более трех лет работает интернет-площадка ЛидерТомск, которая была создана с целью формирования профессионального сообщества предпринимателей и инноваторов, как инструмента, обеспечивающего интеграцию знаний, опыта и связей успешных бизнесменов и молодежи, начинающей предпринимательскую деятельность. Это место встречи современной активной и амбициозной молодежи, у которой есть самостоятельные идеи и проекты, и которая хочет воплотить эти идеи в жизнь.

Преодолеть трудности

У Полины Кривицкой два высших образования — журналистское и экономическое, но она нашла возможность объединить их в одной деятельности и открыла свое дело.

«Мне кажется, бизнес — это соединение противоположностей. Ты должен быть экономистом, чтобы вести подсчеты и творческим человеком, чтобы постоянно придумывать что-то интересное».

До того как начать свой бизнес Полина работала в крупной компании. Но со временем поняла, что такая работа не дает возможности самореализации в той мере, в какой ей хотелось бы. А хотелось создавать что-то свое, изменять мир вокруг. Очень поддержала семья, твердо убежденная, что у Полины все получится.

Первый проект, который Полина начала вместе со своим партнером Марией, был связан с продажей подарочных сертификатов, но через полгода стало понятно, что подарочный сертификат как самостоятельный продукт не «дотягивает». Полина начала рассматривать вакансии, ходила на собеседования и чуть не вернулась на прежнее место работы. В этой ситуации поддержала мама, которая сказала: «Послушай себя. Если ты хочешь всю жизнь работать по найму — иди по найму. Если хочешь заниматься бизнесом — перетерпи и все свои усилия направь на него». И Полина сделала выбор — бизнес.

Необходим был товар, который бы «вытащил» сертификаты. Случайно натолкнулись на новый сувенирный продукт ShokoBox — вкуснейший шоколад с уникальной дизайнерской упаковкой. Влюбились в продукцию и почти не раздумывая стали эксклюзивными дилерами в Томске, начали продажи. Потребовалось еще пару месяцев, чтобы понять, что проект жизнеспособен, и тогда партнеры решились на рискованный шаг и приобрели франшизу. Так, помимо оптовой торговли готовой продукцией, появились два новых направления: создание фирменного шоколада с логотипом и индивидуальных наборов с фотографиями. На сертификаты уже просто не осталось времени, и было принято решение отказаться от работы с ними.

Неудачи с первым проектом позволили избежать некоторых ошибок при работе с ShokoBox. Без сложностей, конечно, не обошлось. Например, одну коробку заказчику могли переделывать неоднократно. Просто сложить коробочку оказалось целой наукой: то трескалась бумага, то рисунок не совпадал с линией сгиба. На неудачно собранные коробки прикрепляли бантик, чтобы скрыть погрешности. Так появилась шутка о том, что клиенты будут приходить, видеть бантик и расстраиваться. Сегодня таких проблем не возникает: все коробочки от ShokoBox выглядят идеально, а бантик к ним крепят исключительно ради красоты.

«Бизнес — сложная вещь, но интересная жизнь стоит этих сложностей».

Бизнес-механизм: качественно и по системе

Шоколад полюбился клиентам с первых дней работы проекта. Поначалу даже самой Полине была не совсем понятна причина популярности этой продукция. Продажи шли, и это радовало. Постепенно приходило понимание шоколада как идеального сырья для развития бизнеса.

Сыграла на руку и социальная привычка дарить его друг другу, и привязанность людей к этому лакомству с детства. С одной стороны оказалось, что шоколад любят практически все, а с другой, что сладости — это идеальный подарок. Так и родился проект «Сладко Дарю!» — магазин вкусных подарков.

Сегодня «Сладко дарю!» включает в себя не только ShokoBox, но и другие сладкие подарки: драже «Сладкая помощь», жевательную резинку «Love is», бельгийский шоколад Chocodelica, шоколадную ложку и другие необычные сладости. А с сентября, со спадом жары, планируется вводить еще ряд новых и интересных шоколадных продуктов.

Все эти сладости объединяет оригинальность и необычность. Например, из шоколадной ложки можно самостоятельно получить настоящий горячий напиток: для этого нужно опустить деревянную ложку, застывшую в шоколадном «фундаменте», в стакан горячего молока и размешать. Своеобразная шоколадная магия, а магия притягивает людей любых возрастов, считает Полина.

Конечно, обычная шоколадная плитка не может быть подарком, а вот корзинка сладостей запросто превращается в корзинку радости. А это уже весьма достойный подарок.

В этом и заключается основная «фишка» «Сладко Дарю!» — покупатель может сам создавать сладкие наборы. Механизм прост: в магазине клиент получает корзинку и наполняет понравившимися сладостями. Продавец оформляет корзинку лентами и открыткой — и подарок готов! Эту и многие другие идеи Полина привезла из Германии, куда ездила на стажировку.

Однако самое сложное было не придумать идеи и даже не воплотить их в жизнь, а поделить эти проекты на уровне собственного понимания своего бизнеса. В голове у предпринимателя царила неразбериха. Это отражалось и на деятельности всей компании. Постепенно работа превращалась в один сплошной «аврал». Выручила стажировка в Германию, организованная Фондом поддержки предпринимательства.

Практика и опыт ведения бизнеса в Германии, лекции по бизнес-процессам, стажировки на немецкие предприятия дали результат. Вернувшись домой, Полина принялась за налаживание бизнес-процессов — системы, где бизнес должен работать как единый организм.

Внедрили систему управления проектами, новую отчетность, разработали нормативные документы. Например, на лекциях в Германии подсказали использовать социальные сети для коммуникации между всеми сотрудниками компании. Теперь и в ShokoBox есть своя рабочая группа онлайн, где сотрудники обсуждают все темы, создают запросы, хранят документы, решают «горящие» вопросы. Стало возможны рассмотрение задач со всеми работниками, независимо от их местонахождения. При этом рабочая группа не заменила основную группу компании ВКонтакте.

Так «ShokoBox», с его продуктом шоколад с логотипом, удалось отпустить в «свободное плавание».

Стало понятно разделение обязанностей между партнерами. Сейчас Полина отвечает за продажи, а ее партнер Мария занимается производством. Система простая: деньги — товар. Партнеры продолжают работать с бизнес-процессами постоянно, стремятся довести их до автоматизма.

— Заниматься бизнесом — это большая ответственность, — говорит Полина, — ответственность перед людьми, которые на тебя работают, перед клиентами. Как минимум ты должен платить людям зарплату и исполнять заказы в заявленный срок.

Всего за год команда уже наработала хорошую клиентскую базу и начала развивать новое направление. В дальнейшем Полина планирует доверить ShokoBox своей команде, а самой полностью сосредоточиться на развитии «Сладко Дарю!».

«Не так важно, какая именно идея у тебя возникла, главное — желание ее реализовывать. Мы занялись ShokoBox, не потому что любим шоколад или это была мечта детства. Нет, это просто дело, и оно доказало свою жизнеспособность».

Мыслить как предприниматель

Одна из самых больших сложностей, которые встают на пути у молодых бизнесменов — это необходимость «переквалифицировать» собственное сознание и научиться мыслить как предприниматель: стать жестче и решительнее, но при этом сохранить реалистичное восприятие мира.

Полине повезло: с самого старта бизнеса она стала участвовать в программах Фонда поддержки предпринимательства. Первый семинар был с бизнес-тренерами из Израиля. Семинар посвящался вопросам маркетинга, но помимо этого были даны важнейшие аспекты психологии предпринимательства.

Например, очень помогли знания о разных типах личности и видах бизнеса, которые ему подходят. Стало ясно, что бизнес — это не «удел избранных», каждый может заниматься своим делом, важно понять, кем являешься ты. Например, если в приоритете разбираться во всех деталях и тонкостях самого процесса бизнеса — лучше идти в производство, а не в торговлю.

В «арсенале» Фонда достаточно форм и механизмов поддержки, которые «перестраивают» сознание на нужный лад. Это не только получение субсидий на развитие бизнеса, но и стажировки на ведущие и успешные предприятия другого региона или даже другой страны, краткосрочные и долгосрочные образовательные программы. В 2013 году специалисты Фонда запустили пилотный проект — экспертное сопровождение бизнеса, который был разработан на основе израильского опыта, и предусматривает сопровождение бизнеса в течение года.

Чтобы попасть в программу, необходимо было пройти два этапа отбора. Первый этап — соответствие заявки и идеи проекта формальным критериям (со всеми Положениями о конкурсах можно ознакомиться на сайтах lidertomsk.ru, mb.tomsk.ru, поддержкабизнеса.рф). Второй этап — собеседование и психологическое тестирование. Кстати, в ближайшее время будет объявлен конкурс на участие в следующем туре данной программы — следите за новостями.

Практически с первых дней работы проекта «Шокобокс в Томске» Полина вошла в программу «Экспертное сопровождение», сейчас с ней работают бизнес-аналитики и бизнес-эксперты.

— Когда мы только начинали заниматься бизнесом, у нас с партнером была огромная потребность в знаниях и информации. Мы совершенно не понимали, как и куда нам развиваться, — говорит Полина. — Неоднократно задумывались обратиться к бизнес-экспертам, но было непонятно, к кому идти. Сейчас так много консалтинга, что самому совершено не разобраться, кто же из них компетентен и профессионален. Когда увидели конкурс на «экспертное сопровождение» — подали документы не раздумывая. И сегодня могу однозначно сказать, что именно экспертное сопровождение дало жизнь нашему проекту.

Екатерина Борисова, начальник отдела молодежного предпринимательства Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области:

«Экспертное сопровождение можно назвать своеобразным „менторством в режиме онлайн“. Предприниматель, столкнувшийся с какими-то проблемами, в результате своей деятельности может получить помощь бизнес-аналитиков. Необходимо подать заявление на конкурс, оформить определенный пакет документов и описать свои проблемы. В итоге мы выбираем несколько компаний. С каждой из них ведется тщательная работа по устранению проблем. Бизнес-аналитик предлагает свои решения, прописывает план работы, и за предпринимателем закрепляется группа организаций-менторов, которые помогают детально. Ответственность предпринимателя остается на нем: он может согласиться с планом аналитиков или корректировать его по своему усмотрению. Процесс стабилизации бизнеса — дело длительное по времени и занимает около года, на протяжении которого предпринимателю помогают наши эксперты».

То, чему способна научить предпринимателя эта программа, не прочесть в книжке. Некоторые вещи можно понять только в жесткой практике, разбирая конкретные проблемы и ошибки. Эксперты, уверяет Полина, вкладывают необходимое понимание, самостоятельный путь к которому занял бы не один год.

Справка о компании
Дата открытия: май 2013 года
Действующие проекты: «Шокобокс в Томске», изготовление шоколада с логотипом, оптовая торговля сувенирной продукцией ShokoBox
«Сладко Дарю!», магазин вкусных подарков
Команда: директор, управляющий партнер, отдел продаж, дизайн-бюро, штат продавцов, штат сборщиков
Общее количество: 11 человек

Текст: Екатерина Мороко

Фото: Роман Сусленко