Скульптор по дереву Константин Чайка:
«Самое главное для нас — дарить людям хорошее настроение»
Один из участников
О любви к дереву, пользе резьбы для здоровья, удачных и неудачных работах Константин рассказал «Томскому Обзору».
— Когда проводишь по дереву резцом, когда оно отвечает на твое прикосновение красивым срезом, ты получаешь огромное эстетическое удовольствие. Мир наш удивительный и надо
Ну и, кроме того, резьба полезна для здоровья: ты постоянно приседаешь, работаешь руками — сплошная гимнастика.
Моя первая работа из дерева, сделанная еще в
Среди моих работ есть неожиданно удачные, есть неудачные. Но лучшую свою работу я еще не сделал. Ведь с каждым изделием учишься новому, совершенствуешься.
Любая работа начинается с бумаги и карандаша — чертишь эскиз. Но в процессе резки первоначальная идея может трансформироваться. Бывают такие кусочки дерева, которые сами говорят: «Здесь сделай так, а вот здесь так, и будет красиво». Просто просят: «Добавь!» А есть вообще веточки, к которым рука не поднимается
Задача резчика в чем? Подчеркнуть красоту природы, дополнить ее. Мы ничего не изобретаем — мы подстраиваемся под то, что заложено в материале.
Мне интересно работать со всеми породами древесины. Главное в нашем деле — это отношение, а не материал. Каждая порода имеет свои свойства, и при этом я бы не сказал, что имеет минусы — просто эти минусы превращаются в достоинства, если немножко подумать и правильно их подчеркнуть.
Например, у сосны интересная текстура, кедр — очень пластичный и мягкий, позволяет завернуть линию из тончайшей ниточки в широкую плоскость. Вообще кедр считается ценной породой древесины. В Казахстане его можно приобрести лишь в виде досточки, а с таким объемом кедра, как в Томске, я сталкиваюсь впервые.
У нас растет береза, ее древесина однородная, плотная и твердая. Она хороша для мебели, маленьких сувенирчиков. Также береза, как и липа, пищевое дерево, и из нее делают чашки, ложки. В общем, береза очень благодарная порода, но требует своего подхода и знания свойств.
Я работаю не только с деревом, но и с другими материалами: владею инструментами, которые режут камень, бетон, кроме того, занимаюсь лепкой из глины. Могу отрезать, могу наращивать — я всегда стремлюсь к универсальности.
В основе всех моих занятий лежат навыки рисования. Рисую с детства, окончил художественную школу, и судьба распорядилась так, что я стал причастен к изобразительному искусству. Но художником я себя не считаю — я ремесленник. Но люди называют художником, может, так оно и есть.
У каждого художника свои инструменты: у живописца — кисти, у графика — тушь, перо, у резчика — ножи, топор, пила. И это все карандаши: только грифель рисует линиями, а электропила плоскостями.
Это не первый фестиваль, в котором я участвую. Моя нынешняя конкурсная работа — малюсенький «Праздник топора», на котором мы, художники, собрались и вместе
Резчики — это народные умельцы, у нас игровая, веселая тема скульптуры. И на мой взгляд, этот жанр не менее значим, чем монументальная скульптура, которая запечатлевает исторические события, исторических личностей. Самое главное для резчика по дереву — дарить хорошее настроение и себе, и другим.
Текст, фото: Елена Поданева