Максим Сырников: «Не знаю ни одного хорошего человека, который был бы равнодушен к еде»
В сентябре в Томске побывал известный кулинар,
«Томский Обзор» побывал на одном из
— Максим, чем вас привлек «Томский этнофорум»?
— Для меня сплошное удовольствие в нем участвовать — здесь же столько людей интересных собралось! И все мы примерно одним и тем же занимаемся, только я собираю фольклор, связанный с русской кухней, а они подходят к нему с музыкальной или танцевальной точки зрения. Главное — мы все единомышленники, не даем нашей традиционной культуре пропасть в никуда.
— На ваш взгляд, интерес к национальной культуре сегодня усиливается?
— По моим наблюдениям, время от времени он появляется, потом растворяется, затем снова возвращается. Думаю, мы в силу разных обстоятельств находимся сейчас на таком этапе, когда внимание ко всему русскому будет только расти. И, что особенно приятно, это не тот интерес, который был заметен в мире много лет назад, когда наша культура вызывала любопытство в других странах, но при этом все представляли себе русского человека играющим на балалайке, с бутылкой водкой в одной руке и медведем в другой.
— Ваши
— Нет, обычно спрашивают примерно одно и то же. В Томске чувствовалось, что люди собрались заинтересованные, вопросы задавали не дежурные, им правда хотелось уточнить определенные моменты приготовления блюд.
— А что вы, один из крупных экспертов в области кулинарии, знаете о томских рестораторах, доводилось ли о
— Владимир Бурковский — личность известная! Причем далеко не только в России. Например, в январе этого года я был в Париже. В этом городе действует старейшая в мире международная Академия кулинарного искусства Le Cordon Bleu, она сегодня одна из самых известная и уважаемых. Они мне пригласили, я побывал у них на занятиях, познакомился со всеми поварами, а также с директором академии Катрин Баше. Мы беседовали, я рассказывал, чем занимаюсь в России. Упомянул про Новосибирск, где у меня есть проекты. Уточнил: «Он находится в Сибири!». При слове «Сибирь» директор встрепенулась и сказала: «Я знаю человека из тех краев, он ко мне приезжал! Он такой — очень большой и
— Насколько вам интересна Сибирь и правда ли, что наш край вам не чужой?
— Проводить
Я много езжу по разным странам. Но когда меня называют «Человек мира», то я всегда возражаю: «Ни в коем случае! Я человек России!».
— Во время своих выступлений вы цитируете русских классиков…
— Может быть, у меня завышенные требования к современным людям, но я считаю, любой человек, который считает себя русским, интересуется культурой и историей своего народа, обязан хорошо знать наше великое достояние — классическую литературу. И я много раз сталкивался с тем, что знакомишься с человеком любой профессии, например, с поваром. Общаешься, и чувствуешь: он тебе приятен, тебе есть о чем с ним разговаривать. А потом выясняется, он те же самые книжки читал, что и ты. Тоже Гоголя, Чехова, Шмелева почти наизусть знает и цитирует с любого места.
Среди наших классиков найдется немало тех, кто с особым вниманием относился к русской кухне. У Антона Павловича Чехова вообще блестящие описания встречаются. Есть у него рассказ «Сирена», так над ним можно просто плакать тем, кто любит русскую кухню. Там присяжные заседатели после суда рассуждают, чем хорошо закусывать водочку — это замечательный юмористический рассказ. С Николаем Васильевичем Гоголем особая история, с ним все не так просто. Он много писал на кулинарную тему. Но Гоголь русскую кухню не знал, и знать не мог. Он же в России почти не жил. Окончил Нежинскую гимназию в Украине. В варениках и подобных блюдах он, конечно, разбирался. После переехал в Петербург и жил там много лет, а это тоже не самый русский город. Перебрался в Италию. Братья Аксаковы вспоминали, как он к ним приезжал из Рима с макаронами и пармезаном, варил их, готовил в итальянском духе. Он привозил эти продукты, поскольку очень любил итальянскую кухню.
В тех же «Мертвых душах» очень много внимания уделено описаниям трапез героев. Все эти замечательные моменты, скажем, обеда у Собакевича, эта няня, бараний бок с кашей и другие кушанья. Гоголь абсолютно точно описывал, как Чичикову подают блюдо, которое называется «няня», оно представляет собой бараний желудок, начиненный бараньими мозгами. И слово в слово это описание «няни» есть в записных книжках Гоголя. Для чего писатель ей пользовался? Видимо,
— А как же Александр Сергеевич Пушкин?
— У Пушкина, казалось бы, описаний немного, но какие яркие, точные! Я даже не говорю про известное описание похода ресторан в «Евгении Онегине»:
К Talon помчался; он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
Есть замечательное письмо Пушкина к своему другу Соболевскому, где он пишет в стихах, практически создает путеводитель, где именно стоит остановиться и чего поесть по дороге из Петербурга в Москву:
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармезаном макарони,
Да яишницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься на легке.
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Пушкин, как и любой жизнелюб, не мог равнодушно относиться к еде. Соседи по Михайловскому вспоминали, что Александр Сергеевич каждое утро вставал и скакал на лошади за 12 верст ради того, чтобы отведать варенца. Его соседи готовили это блюдо. А как он любил моченые яблоки! Постоянно спрашивал у вкусно готовившей их крестьянки, когда они будут готовы. Как и любой хороший человек, он был гурманом. Я не знаю ни одного хорошего человека, который был бы равнодушен к еде.
— Изучение русской культуры без русской кухни немыслимо?
— А как же?! Это же важная часть русской культуры.
— Какие советы вы можете дать сибирским хозяйкам?
— Дорогие сибирские хозяйки, пожалуйста, не думайте, что потом могут прийти
— Полагаете, у них получится?
— Я двумя руками за нашего производителя.
У меня много знакомых фермеров, я вижу, как они работают. На них моя надежда. Я уверен, если им не мешать, дать им дальше работать в полный рост, то многое в нашей стране изменится.
Текст: Мария Симонова
Фото: Роман Сусленко