18+
18+
РЕКЛАМА
Бизнес, Тема, ФРМСП ТО, Путь молодого бизнесмена. Как томскую молодежь в предпринимательство вовлекают Путь молодого бизнесмена. Как томскую молодежь в предпринимательство вовлекают

Путь молодого бизнесмена.
Как томскую молодежь в предпринимательство вовлекают

Пятый год в Томской области успешно действует программа по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность «Томск — месторождение успеха». Для участников программы проводятся стажировки, обучающие тренинги, семинары, конкурсы, консультации и многое другое.

Все эти формы нематериальной поддержки пользуются большой популярностью у начинающих бизнесменов и реализуются Фондом развития малого и среднего предпринимательства Томской области при поддержке областного Департамента промышленности и развития предпринимательства. Вот лишь некоторые из них.

Enactus

В этом году сразу три команды студентов томских вузов (ТГУ, ТПУ и ТУСУР) участвовали в конкурсе Enactus со своими проектами. Команда Томского госуниверситета, неоднократно побеждавшая во всероссийских соревнованиях и достойно представлявшая нашу страну на международных турнирах, и в этот раз уверенно прошла региональный отбор и получила право участвовать в национальном конкурсе. Финал конкурса прошел в мае в Москве в комплексе «Президент Отель».

Томичи представили на конкурс два проекта. Первый и главный — Открытый чемпионат города Томска по бизнес-кейсам — «Tomsk Сase Championship» преследует цель повысить конкурентоспособность студентов за счет их привлечения к решению бизнес-задач ведущих компаний и прямого общения с потенциальными работодателями. Суть чемпионата заключается в решении студенческими командами задач, с которыми сталкиваются компании. Погружая студентов в конкурентную среду и привлекая их к решению актуальных проблем бизнеса, команда способствует формированию у них новых компетенций и изменяет их отношение к учебе и работе.

Второй проект томских студентов — CodeHouse — направлен на обучение воспитанников детских домов программированию и дизайну на базовом уровне, который позволит им выполнять небольшие разовые заказы в дистанционном режиме.

Большинство судей жюри отметили высокое качество проектов команды ТГУ. Томичи одержали победу в специальных конкурсах Enactus от Coca-Cola Hellenic и в конкурсе «Enactus в социальных сетях». В целом, студенты получили ценные комментарии по развитию проектов и завязали несколько полезных знакомств с представителями бизнеса.

Конкурс молодежных бизнес-проектов

В апреле — июне в Томске проходил Межрегиональный конкурс молодежных бизнес-проектов.

В состав жюри на финале мероприятия вошли директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области Александр Глок, председатель томского отделения «Опоры России» Александр Шалыгин, директор по корпоративному бизнесу томского филиала ОАО «ВымпелКом» Сергей Грибанов и директор «Радио «Сибирь» Оксана Томчак.

Защита проектов продолжалась в течение полутора часов. После чего для всех участников мероприятия состоялся мастер-класс по франчайзингу и презентация проекта «Томский бренд» с участием франшиз из Новосибирска.

Такое случилось в нашем городе впервые: раньше в Томске никто настолько детально не рассказывал, как компания может себя «упаковать» под франшизу. Одним из примеров успешного франчайзинга стал новосибирский хостел «Достоевский», которое чуть ранее проводил презентацию как участник конкурса.

Молодежный форум «Балтийский Артек»

В июне делегация молодых томских предпринимателей работала в смене «Профессионалы будущего» на международном молодежном форуме «Балтийский Артек» в Калининградской области. Участникам форума была предложена программа по повышению профессиональных компетенций (коммуникации, тайм-менеджмент, проектный менеджмент, креативное мышление).

В программе форума были тренинги, мастер-классы, лекции, деловые игры, конкурсы, проектная работа, встречи с ВИП-персонами, творческие батлы, выставки, концерты, презентации проектов, круглые столы, конференции, инкубаторы.

В рамках мероприятий бизнесмены посетили мастер-классы и тренинги от ведущих специалистов Калининграда, а также приглашенных бизнес-тренеров из столицы и других регионов. Так, директор ресторанной компании Анастасия Гусева рассказала об основах категорийного менеджмента и современных приемах в области продвижения продукта. Свои секреты успеха томичам поведал молодой 22-летний предприниматель Аяз Шабутдинов, основатель сети хостелов и кофеен под брендом Like. На тренинге «Дизайн мышления» участники под руководством Екатерины Тульской узнали — как важно в бизнесе уметь ставить себя на место другого человека. Бизнес-практик и создатель сайта «Анатомия бизнеса» Александр Шувалов рассказал о том, как запустить собственный бизнес и какими должны быть первые шаги в виртуальной реальности.

Управленческие стажировки

Одна из самых эффективных форм нематериальной поддержки в рамках программы «Томск — месторождение успеха» — организация стажировок. Фонд развития малого и среднего предпринимательства Томской области отправляет молодых предпринимателей за рубеж и в другие города России. Молодые предприниматели смотрят, как там организован бизнес, черпают для себя массу полезной информации, набираются опыта, завязывают деловые контакты, необходимые связи, приезжают оттуда очень воодушевленные, с горящими глазами и применяют те знания, которые получили.

В 2013 году 44 молодых томских бизнесмена посетили ведущие предприятия в Германии, Китае, Израиле, а также в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах.

В этом году Фонд развития малого и среднего предпринимательства изменил структуру стажировок, сделав акцент на практике непосредственно на предприятиях и расширил список регионов и стран. Наиболее популярны стажировки у молодых предпринимателей в регионы России. И это объяснимо. Для томичей знакомство с опытом ведения бизнеса в соседних регионах полезно тем, что полученные знания можно смело внедрять на своих предприятиях, а это позволяет им конкурировать на всероссийском рынке. В этом году было организовано четыре таких стажировки — в Казань, Кемерово, Красноярск и Санкт-Петербург.

К примеру, с 31 мая по 7 июня 14 молодых предпринимателей Томской области прошли бизнес-стажировки на предприятиях Красноярска и Кемерово. В Красноярске томские стажеры посетили предприятия своего бизнес-профиля в части курьерской доставки, строительно-отделочных работ, санитарно-технических услуг и производства фасадов. А предприниматели, занимающиеся предоставлением танцевальных и лингвистических услуг, производством металлических конструкций и пиломатериалов, проектированием производственных помещений и изготовлением деревянных изделий прошли стажировку в Кемерово.

— Благодаря стажировке в Красноярский край у меня «открылись глаза» на новые инструменты для ведения бизнеса, которые я просто раньше не замечала, — отметила молодая предпринимательница из Томска Наталья Чернова.

— Посещение всех предприятий, в том числе касающихся моего профиля, дало мне возможность посмотреть на свое предприятие «со стороны», увидеть слабые и сильные стороны, — рассказала индивидуальный предприниматель Юлия Трунина. — У меня была возможность обменяться опытом с предприятиями Кемерово, получить ответы на вопросы, которые меня интересовали. Стажировка прошла плодотворно!

А в начале сентября десять молодых предпринимателей области посетили Санкт-Петербург. Эти томичи работают в сферах видео-аналитика, переработка дикоросов, производство мебели, фитнес-деятельность. И именно эти сектора их интересовали больше всего. В Северной столице молодые предприниматели посетили предприятия схожие и аналогичные по виду деятельности со своим бизнес-профилем: бизнес-инкубатор «Ингрия», компания «Петер сервис», сообщество IT-компаний «SPECIA», типография «Пони», «Ленинградгипромост» и многие другие. Томская молодежь получила возможность пообщаться с первыми лицами крупных компаний Питера, завести деловые связи, обменяться опытом, а также повысить свои предпринимательские компетенции.

Александр Глок, директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области

«Порой можно услышать такое мнение, что предприниматель должен работать, а не ездить по разным семинарам, форумам и „Селигерам“. Согласен с тем, что все должно зарабатываться своим трудом, но, если человеку требуется помощь в предоставлении каких-то знаний и навыков, мы готовы ему такую помощь оказать. Все эти программы не надо рассматривать как универсальное средство для тех, кто хочет начать свой бизнес. Они дают возможность молодому человеку получить то, чего ему не хватает: знания по организации бизнес-процессов, составлению бизнес-планов, поиску источников инвестирования проектов и так далее. Но если у него нет желания и мотивации, мы здесь не сможем ничего сделать. Главное — наличие внутренней потребности изменить свою жизнь и начать свое дело, без этого ничего не получится».