Врач и актер. Денис Онуфриенко: «Между театром и медициной нет никаких разногласий»
Денис Онуфриенко —
О том как он попал в театр и как его увлечение влияет на семейную жизнь Денис Онуфриенко рассказал «Томскому Обзору».
Актер-психотерапевет
— Что привело вас в театр?
— Может быть, желание
Но получилось так, что мы — несколько человек, в основном томичи — остались. И ей наверняка было интересно работать с новыми, открывать их таланты, развиваться вместе с ними и так далее.
— Вы помните вашу первую репетицию?
— Нет, к сожалению, потому что это не было настолько ново. Мы приходили сюда, ещё занимаясь в «Ковчеге», знали очень многих людей, потому что часть из них тоже были выходцами из «Ковчега». Мы знали этот театр и давно делали движение в сторону перехода туда. Я в том числе. В то время в Народном театре всё было
— Считаете ли вы актёрство своей второй профессией?
— Нет, не считаю и вряд ли
— Ясно почему Народный театр нужен вам. А почему он нужен зрителю?
— Именно в наш театр люди приходят, потому что знают, что мы играем для души, а не за деньги, например. И зачастую, как они говорят, у нас бывает даже интересней, чем в
— Насколько я знаю, сборы со спектаклей в Народном театре идут на костюмы и декорации. Есть ли в театре вещь, сделанная или принесённая вами?
— Много. Это и костюмы, начиная с обуви и кончая шапками, и посуда, и ещё
— Как вы думаете, есть ли
— Конкретно между моей профессией и театром, конечно, есть общее. Это умение говорить, начнём с этого. Потому что если речь идёт о работе психотерапевта, то это лечение словом. И умение работать на экспромте, которое театр даёт человеку, очень помогает. Если говорить о групповой психотерапии, то иногда приходится разговаривать сразу с несколькими людьми. И умение быстро находить нужные слова,
— Работа вкупе с таким хобби отнимает много времени. Актёрство мешает общению с семьёй?
— Моя жена играет в театре, мы познакомились в театре. Правда, не в этом, а в институтском. На сцену Народного театра мы выходим вместе. И я считаю, это наилучший вариант — никакого ущерба для семьи.
— Есть ли у вас
— Я коллекционирую зажигалки. И люблю бильярд.
— Актёрский состав театра давно не пополнялся, не хватает молодежи. Как вы думаете, есть ли в таких условиях будущее у нынешнего Народного театра?
— Высказывая в том числе врачебное мнение — будущего нет только у трупа. У всего остального будущее есть. Можно строить из того, что имеется, можно привлекать свежие силы, будущее есть всегда. Вопрос — как им распорядиться.
Театр из кружка
Народному театру Дома учёных скоро стукнет 70 лет. История его началась в 1947 году, когда художник и киномеханик томского Дома учёных Виктор Шварцкопф решил основать драмкружок. Вместе с директором Дома учёных Николаем Пойзнером они собрали компанию «сочувствующих», а в качестве режиссёра пригласили художественного руководителя театра Драмы Владимира Гарденина.
Своего помещения у коллектива не было — приходилось довольствоваться гримёрками, сооружёнными под сценой. Зато сейчас в распоряжении театра большие площади — одна из комнат полностью отведена под костюмы и декорации.
На цокольном этаже томского Дома ученых, в комнате без окон стоит старинный клавесин со стертыми клавишами... Рядом дубовый стол на толстых ножках, в углу — две «стеночки» на колесиках с нарисованным камином, совсем как у папы Карло... Время от времени, когда по улице проносится трамвай, мебель начинает дрожать, а на люстре звенят многочисленные хрустальные серёжки... Именно здесь по вечерам после работы собираются на репетиции актёры Народного театра.
Кстати, о костюмах — их зачастую приходилось создавать самостоятельно. Однако некоторые спектакли требовали нестандартного подхода. Так для постановки «Старик» Горького (1968 год) костюмы шили в ателье на Карташова по эскизам театрального художника Тамары Кошиц. Декорации, к слову, тоже до сих пор мастерят сами актёры: под нынешним «камином» прячутся многочисленные слои краски и обоев — следы отыгранных спектаклей.
Актёрский состав здесь пополнялся
Сцена из спектакля «Зыковы»
За 70 лет в Доме учёных сменилось четыре поколения актёров, у руля стояли восемь режиссёров, было поставлено более ста спектаклей: Гоголь, Горький, Островский, Вампилов, Булгаков и даже Набоков. Но классикой театр не ограничивается — есть в его репертуаре и сугубо женские постановки и даже детские сказки.
В настоящее время труппу возглавляет почётный кинематографист России режиссёр Андрей Самусев.
Сцена из спектакля «Королева красоты»
Текст: Анастасия Шинкарюк
Фото из архива Народного театра