«Услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы».
Интервью с Максимом Семеновым, директором филиала ОАО «МТС» в Томской области
Как крупнейший российский сотовый оператор, работающий на рынке Томской области оценивает эффект от запуска 4G, что нужно современному бизнесу и на чем стоит корпоративная культура МТС — в интервью главы Томского филиала МТС Максима Семенова «Томскому Обзору».
Новые скорости
— Как новый на томском
— Томский регион — это, безусловно, достаточно суровая для оператора география. Но
— В августе прошлого года МТС запустила сеть 4G в Стрежевом, а в сентябре — в Томске. Как вы оцениваете результаты первого полугодия работы сетей «четвертого поколения»?
— Результаты превзошли наши ожидания. Буквально с первых дней мы увидели в новой сети лавинообразный рост трафика. За первые три месяца работы
Что характерно, вместе с ростом трафика в сети 4G идет достаточно серьезный рост трафика в сети 3G — за последние полгода он вырос более чем на треть. О чем это говорит? Доступ в интернет — на пике спроса, востребованы те сервисы, которыми можно воспользоваться через интернет, чтобы быть полностью мобильным.
— Вы полагаете, рост продолжится?
— Несомненно. Начнем с того, что есть еще хороший запас для увеличения количества пользователей интернета с мобильных устройств. Если в конце 2013 года
Тонкие настройки для бизнеса
— Каковы темпы проникновения инновационных решений на томский рынок? Что может их сдерживать?
— На темпы проникновения инновационных решений в бизнесе заметное влияние оказывает, конечно, общий экономический климат, конкурентность рынка. По результатам прошедшего года можно заметить, что
— Есть конкретные примеры по использованию подобных сервисов?
— Я скажу про инновационные сервисы, которые позволяют устройствам обмениваться данными без участия человека, что имеет особое значение для региона с такими географическими особенностями, как Томская область. Сервисы по передаче данных и мониторингу не только более эффективны, но и весьма экономичны по сравнению с традиционными средствами сбора информации с удаленных объектов. Традиционно такие сервисы выбирают компании с масштабной логистикой — транспортные, ЖКХ, курьерские сервисы, ритейл. Например, количество
— Насколько новые технологии способны изменить модель потребления
— Я бы сказал, она уже изменилась — высокоскоростная передача данных открывает перед бизнесом новые возможности. Конечно, пока рано говорить о промышленных масштабах, например, по внедрению той же технологии коммуникаций между машинами, но мы к этому идем. Уже сегодня проникновение
Уровень развития сетей МТС позволяет нам одними из первых осваивать совершенно новые направления услуг для бизнеса. И МТС сейчас уже не просто поставщик связи — мы становимся для клиентов
Инфраструктурные планы
— Чего стоит ожидать в части строительства или модернизации сети?
— Осенью, когда мы говорили о развитии сети четвертого поколения, в наших ближайших планах был запуск станции 4G в Асино, в аэропорту и нескольких пригородных районах Томска. Проект в Асино, Аэропорту мы уже реализовали, все остальное в процессе.
Приоритеты в части развития — достроить сеть 4G, сделать ее доступной еще в ряде районных центров. Мы
Эти приоритетные для нас направления. Ну и, разумеется, продолжится строительство транспортной инфраструктуры —
— А
— Еще одно направление — это решение проблемы обеспечения связью поселений в отдаленных районах области. Маленькая плотность населения — особенность Сибири, и этим наш регион сильно отличается от европейской части страны, хотя и в том же Приволжье есть регионы, например, есть Башкирия или Оренбургская область, где количество жителей на квадратный километр невелико. Но это несравнимо с Зауральем: здесь расстояния просто огромные, а количество жителей в населенных пунктах иногда мизерное.
Нам регулярно поступают обращения от жителей удаленных сел и деревень, где нас просят поставить полноценную качественную базовую станцию, обеспечить связью, и мы стремимся в той или иной эти потребности удовлетворять. Но при этом нужно понимать, что МТС — коммерческая компания, и заходить в заведомо убыточные или не окупаемые проекты мы не можем себе позволить. Не скрою, нам не всегда удается инвестировать в село, где проживает, например, сто человек. Но есть варианты: это совместное с администрацией инвестирование. Знаете, новое поколение оборудования связи весьма компактно и может быть размещено, например, на зданиях и столбах, что менее затратно, чем, например, построить базовую станцию. И достаточно просто организовать транспортную сеть, чтобы сделать точечное покрытие небольшого населенного пункта. Мы сейчас изучаем возможности применения именно таких решений в Томской области.
Антикризисные программы и социальные проекты
— В связи с нынешней экономической ситуацией
— Как показал предыдущий кризис, услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы. Они уже прочно занимают важное место в корзине потребителя, но при этом — составляют не такую уж большую долю в расходах. В России — одни из самых дешевых в мире цен на связь, удельная стоимость минуты связи у нас в несколько раз ниже европейских цен. Люди, конечно, будут экономить, но вот совсем отказаться от мобильной связи уже не смогут, уверен. Как говорится — роскошь человеческого общения…
— В кризис обычно актуализируется тема социальной ответственности бизнеса.
— Вы очень верно подметили про запрос общества на социальную поддержку. МТС традиционно ведет активную социальную политику: мы не первый год реализуем целый комплекс образовательных,
В марте этого года состоялось открытие мобильной библиотеки МТС в «Пушкинке». Этот проект — виртуальные шкафы с книжными полками — демонстрирует публике современный и удобный способ чтения и знакомства с литературой. Достаточно смартфоном или планшетом считать
Я думаю, что тем самым мы, безусловно, обозначаем социальную ответственность бизнеса за образование, развитие и информационную поддержку населения. И делаем это, повторюсь, с удовольствием, поскольку такие проекты помогают решить социальные задачи, они позволяют жителям чувствовать себя безопаснее и комфортнее. Ведь при прочих равных люди охотнее покупают продукты и услуги компании, которая участвует в жизни и развитии общества.
Пространство для творчества
— Первые ощущения после девяти месяцев работы от команды, от компании?
— К МТС, как к компании, я всегда относился с уважением — совершенно очевидно, что это один из флагманов всего российского рынка с сильной корпоративной культурой и хорошими, амбициозными целями, с четкой стратегией.
Что касается конкретно томской команды, я могу сказать, что здесь работают профессионалы. Например, наш технический директор Вадим Санфиров по итогам 2014 года выбран одним из трех лучших сотрудников из всех сибирских подразделений компании. Это о многом говорит. И именно профессионализм таких людей, их знания и понимание особенностей развития в том или ином отдаленном населенном пункте, помогают нам оперативно принимать и внедрять нужные решения с учетом сегодняшних рыночных и технических реалий. Я, если честно, горжусь, что работаю в такой команде.
— А какой Вы руководитель?
— Как руководитель я опираюсь на прописные истины менеджмента — очень важно людям доверять, делегировать полномочия вместе с ответственностью, поощрять инициативу, творчество, давать пространство для роста. И очень важно, чтобы команда чувствовала во мне уверенность: вместе мы можем свернуть горы.
— Вы упомянули творчество. А есть ли для него вообще пространство в корпоративной культуре
— Безусловно. Возьмите один из наших проектов — летняя акция «Здесь был я», которую мы проводили в томском аэропорту. На несколько утренних часов мы разместили огромный баннер, на котором каждый уезжающий по делам или в отпуск мог «зачекиниться» в оффлайне и оставить послание, фактически, поделиться эмоциями с другими. И люди ими делились, причем вне зависимости от того, являлись они нашими абонентами, или нет. И реакция пошла — фото моментально стали появляться в Инстаграме и другие соцсетях, обрастая лайками и слухами о необычной акции МТС. Конечно, можно было «поговорить с потребителем» с помощью обычного рекламного щита, но очевидно, что запоминающаяся акция получилась только благодаря творческому подходу.
Понятно, что в первую очередь элемент творчества проще всего привнести именно в разговор с клиентами. Но и в работе инженера, который должен построить базовую станцию, тоже будет определенный элемент творчества. Ее же мало построить, нужно выбрать место, где она будет находиться, смоделировать будущее покрытие, оптимальное техническое решение именно для этого конкретного кейса. Творчество, по сути — это желание достичь большего в рамках имеющихся ресурсов, и это очень ярко показала та же акция в аэропорту: стоимость печати баннера может принести разный результат — стоило лишь сменить место размещения и принцип коммуникации.
— Ваши планы — чего бы хотелось добиться в томском филиале?
— По большому счету, планы сводятся к укреплению позиций МТС в Томской области и росту доверия клиентов. Конечно, мы продолжим развитие существующих и внедрение новых технологий, развитие продуктового портфолио для того, чтобы комфортно и выгодно было всем — и клиентам, и компании.
Текст: Елена Фаткулина
Текст: Владимир Дударев