18+
18+
РЕКЛАМА
Рассказано, «Услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы».Интервью с Максимом Семеновым, д «Услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы».Интервью с Максимом Семеновым, директором филиала ОАО «МТС» в Томской области

«Услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы».
Интервью с Максимом Семеновым, директором филиала ОАО «МТС» в Томской области

Как крупнейший российский сотовый оператор, работающий на рынке Томской области оценивает эффект от запуска 4G, что нужно современному бизнесу и на чем стоит корпоративная культура МТС — в интервью главы Томского филиала МТС Максима Семенова «Томскому Обзору».

 

Новые скорости

 

— Как новый на томском телеком-рынке человек, как бы вы охарактеризовали ситуацию в регионе?

— Томский регион — это, безусловно, достаточно суровая для оператора география. Но каких-то особых отличий от других регионов я не заметил: на рынке присутствуют четыре телеком-оператора, достаточно традиционный расклад. Томск — студенческий город, именно поэтому здесь особенно высок спрос на услуги мобильной передачи данных: услугами мобильного интернета пользуется каждый второй абонент МТС в области, а трафик от передачи данных в сети МТС за прошедший год вырос более чем в два раза. И томичи предъявляют достаточно высокие требования ко всем характеристикам передачи данных — от доступности цен до высоких скоростей.

— В августе прошлого года МТС запустила сеть 4G в Стрежевом, а в сентябре — в Томске. Как вы оцениваете результаты первого полугодия работы сетей «четвертого поколения»?

— Результаты превзошли наши ожидания. Буквально с первых дней мы увидели в новой сети лавинообразный рост трафика. За первые три месяца работы 4G-сети МТС трафик томских абонентов вырос более чем в 20 раз. Как только появляется хорошая скорость, люди сразу начинают ей пользоваться. Сегодня уже 20 процентов всего трафика передачи данных в Томске идет через 4G-сети компании. Само собой, на это повлияло и то, что покрытие 4G с момента запуска в регионе выросло в два раза.

Что характерно, вместе с ростом трафика в сети 4G идет достаточно серьезный рост трафика в сети 3G — за последние полгода он вырос более чем на треть. О чем это говорит? Доступ в интернет — на пике спроса, востребованы те сервисы, которыми можно воспользоваться через интернет, чтобы быть полностью мобильным.

— Вы полагаете, рост продолжится?

— Несомненно. Начнем с того, что есть еще хороший запас для увеличения количества пользователей интернета с мобильных устройств. Если в конце 2013 года более-менее приличные модели аппаратов стоили от 15 тысяч рублей, то сейчас средняя стоимость современного смартфона, продаваемого в салонах связи МТС, составляет 4 000 рублей, планшета — порядка 5000 рублей. Приходя в наши розничные салоны за новым устройством, 67% покупателей предпочитают сегодня купить именно смартфон, потому что видят в насущную потребность пользоваться мобильным интернетом. Мы по своей базе видим, что уже более трети абонентов в Томской области пользуются смартфонами, и учитывая ценовую доступность оборудования для передачи данных, это количество растет с каждым днем.

 

Тонкие настройки для бизнеса

 

— Каковы темпы проникновения инновационных решений на томский рынок? Что может их сдерживать?

— На темпы проникновения инновационных решений в бизнесе заметное влияние оказывает, конечно, общий экономический климат, конкурентность рынка. По результатам прошедшего года можно заметить, что бизнес-климат в Томской области был вполне благоприятен, это видно по тому, что за 2014 год потребление компаниями региона инновационных услуг выросло на 25 процентов, это очень красноречивая цифра.

— Есть конкретные примеры по использованию подобных сервисов?

— Я скажу про инновационные сервисы, которые позволяют устройствам обмениваться данными без участия человека, что имеет особое значение для региона с такими географическими особенностями, как Томская область. Сервисы по передаче данных и мониторингу не только более эффективны, но и весьма экономичны по сравнению с традиционными средствами сбора информации с удаленных объектов. Традиционно такие сервисы выбирают компании с масштабной логистикой — транспортные, ЖКХ, курьерские сервисы, ритейл. Например, количество SIM-карт МТС, задействованных в охранных системах Томской области, за год увеличилось на четверть. В Томске успешно реализуется проект по автоматизированному мониторингу машин скорой помощи. С помощью навигационной системы и технологий МТС по удаленной передаче данных между устройствами диспетчеры скорой помощи отслеживают маршрут каждой машины в режиме реального времени и посылают к пациенту ближайшую карету скорой помощи. Это реально влияет на время прибытия бригады по вызову.

— Насколько новые технологии способны изменить модель потребления телеком-услуг?

— Я бы сказал, она уже изменилась — высокоскоростная передача данных открывает перед бизнесом новые возможности. Конечно, пока рано говорить о промышленных масштабах, например, по внедрению той же технологии коммуникаций между машинами, но мы к этому идем. Уже сегодня проникновение SIM-карт на рынке превышает количество населения страны, а, значит, большая часть новых абонентов — это устройства, терминалы, счетчики.

Уровень развития сетей МТС позволяет нам одними из первых осваивать совершенно новые направления услуг для бизнеса. И МТС сейчас уже не просто поставщик связи — мы становимся для клиентов бизнес-партнером, разрабатывающим сервисы и решения, реально влияющие на эффективность бизнеса предприятия. Сегодня ведь не только крупный, но и малый, и средний бизнес строит свою стратегию на применении подобных решений. Самый свежий пример — сервисы «Бесплатный номер 8–800» и «@втосекретарь» позволяют принимать и обслуживать до 100% звонков, поступающих от клиентов компании, и при этом не требуют дополнительных затрат на оборудование и рабочие места. Как результат, они весьма востребованы — их потребление выросло за год вдвое.

 

Инфраструктурные планы

 

— Чего стоит ожидать в части строительства или модернизации сети?

— Осенью, когда мы говорили о развитии сети четвертого поколения, в наших ближайших планах был запуск станции 4G в Асино, в аэропорту и нескольких пригородных районах Томска. Проект в Асино, Аэропорту мы уже реализовали, все остальное в процессе.

Приоритеты в части развития — достроить сеть 4G, сделать ее доступной еще в ряде районных центров. Мы по-прежнему будем развивать 3G-технологии, так как 3G позволяет обрабатывать и голос, и осуществлять высокоскоростную передачу данных (4G обеспечивает только скоростную передачу данных — прим. ред.).

Эти приоритетные для нас направления. Ну и, разумеется, продолжится строительство транспортной инфраструктуры — волоконно-оптические линии, как городские, так и зоновые, для того, чтобы высокие скорости могли оставаться реальностью.

— А какие-то новые направления развития сети?

— Еще одно направление — это решение проблемы обеспечения связью поселений в отдаленных районах области. Маленькая плотность населения — особенность Сибири, и этим наш регион сильно отличается от европейской части страны, хотя и в том же Приволжье есть регионы, например, есть Башкирия или Оренбургская область, где количество жителей на квадратный километр невелико. Но это несравнимо с Зауральем: здесь расстояния просто огромные, а количество жителей в населенных пунктах иногда мизерное.

Нам регулярно поступают обращения от жителей удаленных сел и деревень, где нас просят поставить полноценную качественную базовую станцию, обеспечить связью, и мы стремимся в той или иной эти потребности удовлетворять. Но при этом нужно понимать, что МТС — коммерческая компания, и заходить в заведомо убыточные или не окупаемые проекты мы не можем себе позволить. Не скрою, нам не всегда удается инвестировать в село, где проживает, например, сто человек. Но есть варианты: это совместное с администрацией инвестирование. Знаете, новое поколение оборудования связи весьма компактно и может быть размещено, например, на зданиях и столбах, что менее затратно, чем, например, построить базовую станцию. И достаточно просто организовать транспортную сеть, чтобы сделать точечное покрытие небольшого населенного пункта. Мы сейчас изучаем возможности применения именно таких решений в Томской области.

 

Антикризисные программы и социальные проекты

 

— В связи с нынешней экономической ситуацией что-то изменится в потреблении услуг операторов, на Ваш взгляд?

— Как показал предыдущий кризис, услуги сотовой связи достаточно кризисоустойчивы. Они уже прочно занимают важное место в корзине потребителя, но при этом — составляют не такую уж большую долю в расходах. В России — одни из самых дешевых в мире цен на связь, удельная стоимость минуты связи у нас в несколько раз ниже европейских цен. Люди, конечно, будут экономить, но вот совсем отказаться от мобильной связи уже не смогут, уверен. Как говорится — роскошь человеческого общения…

— В кризис обычно актуализируется тема социальной ответственности бизнеса. Какие-то социально ориентированные проекты вы сейчас реализуете?

— Вы очень верно подметили про запрос общества на социальную поддержку. МТС традиционно ведет активную социальную политику: мы не первый год реализуем целый комплекс образовательных, культурно-инновационных проектов и благотворительных программ федерального масштаба. Например, Томск стал вторым городом в Сибири, где компания МТС провела интерактивную образовательную выставку «Дети в интернете». Её формат позволяет рассказать понятным языком и в игровой форме детям и родителям о возможностях интернета, о том, какие опасности там могут встречаться и как их избежать. То есть мы учим, как пользоваться всемирной сетью грамотно и безопасно.

В марте этого года состоялось открытие мобильной библиотеки МТС в «Пушкинке». Этот проект — виртуальные шкафы с книжными полками — демонстрирует публике современный и удобный способ чтения и знакомства с литературой. Достаточно смартфоном или планшетом считать QR-код на корешке виртуальной книги — и выбранное произведение у тебя в кармане. Продвигать новые технологии в области культуры и образования — интересно, это благодарная миссия.

Я думаю, что тем самым мы, безусловно, обозначаем социальную ответственность бизнеса за образование, развитие и информационную поддержку населения. И делаем это, повторюсь, с удовольствием, поскольку такие проекты помогают решить социальные задачи, они позволяют жителям чувствовать себя безопаснее и комфортнее. Ведь при прочих равных люди охотнее покупают продукты и услуги компании, которая участвует в жизни и развитии общества.

 

Пространство для творчества

 

— Первые ощущения после девяти месяцев работы от команды, от компании?

— К МТС, как к компании, я всегда относился с уважением — совершенно очевидно, что это один из флагманов всего российского рынка с сильной корпоративной культурой и хорошими, амбициозными целями, с четкой стратегией.

Что касается конкретно томской команды, я могу сказать, что здесь работают профессионалы. Например, наш технический директор Вадим Санфиров по итогам 2014 года выбран одним из трех лучших сотрудников из всех сибирских подразделений компании. Это о многом говорит. И именно профессионализм таких людей, их знания и понимание особенностей развития в том или ином отдаленном населенном пункте, помогают нам оперативно принимать и внедрять нужные решения с учетом сегодняшних рыночных и технических реалий. Я, если честно, горжусь, что работаю в такой команде.

— А какой Вы руководитель?

— Как руководитель я опираюсь на прописные истины менеджмента — очень важно людям доверять, делегировать полномочия вместе с ответственностью, поощрять инициативу, творчество, давать пространство для роста. И очень важно, чтобы команда чувствовала во мне уверенность: вместе мы можем свернуть горы.

— Вы упомянули творчество. А есть ли для него вообще пространство в корпоративной культуре телеком-оператора, ориентированной на экономическую эффективность?

— Безусловно. Возьмите один из наших проектов — летняя акция «Здесь был я», которую мы проводили в томском аэропорту. На несколько утренних часов мы разместили огромный баннер, на котором каждый уезжающий по делам или в отпуск мог «зачекиниться» в оффлайне и оставить послание, фактически, поделиться эмоциями с другими. И люди ими делились, причем вне зависимости от того, являлись они нашими абонентами, или нет. И реакция пошла — фото моментально стали появляться в Инстаграме и другие соцсетях, обрастая лайками и слухами о необычной акции МТС. Конечно, можно было «поговорить с потребителем» с помощью обычного рекламного щита, но очевидно, что запоминающаяся акция получилась только благодаря творческому подходу.

Понятно, что в первую очередь элемент творчества проще всего привнести именно в разговор с клиентами. Но и в работе инженера, который должен построить базовую станцию, тоже будет определенный элемент творчества. Ее же мало построить, нужно выбрать место, где она будет находиться, смоделировать будущее покрытие, оптимальное техническое решение именно для этого конкретного кейса. Творчество, по сути — это желание достичь большего в рамках имеющихся ресурсов, и это очень ярко показала та же акция в аэропорту: стоимость печати баннера может принести разный результат — стоило лишь сменить место размещения и принцип коммуникации.

— Ваши планы — чего бы хотелось добиться в томском филиале?

— По большому счету, планы сводятся к укреплению позиций МТС в Томской области и росту доверия клиентов. Конечно, мы продолжим развитие существующих и внедрение новых технологий, развитие продуктового портфолио для того, чтобы комфортно и выгодно было всем — и клиентам, и компании.

Пример эффективного интернет-фандрайзинга — благотворительная программа МТС «Подари добро!» занимается лечением тяжелобольных детей, которым требуется срочная помощь. Мы привлекаем наших абонентов, партнеров, сотрудников и обычных пользователей соцсетей к сбору средств. С разрешения родителей мы публикуем фотографии и истории подопечных в социальных сетях. Каждый лайк и репост МТС конвертирует в рубли, а тем, кто хочет сделать более значительный вклад, доступен сервис *700#, с помощью которого удобно перечислить средства конкретному ребенку прямо с мобильного счета.
 

Текст: Елена Фаткулина

Текст: Владимир Дударев