Городской конструктор в Томске.
Вдохновение в рутине: как найти идею для бизнеса
Каждый день люди едут на работу, сидят перед компьютерами в офисах, покупают в магазинах продукты, а дома — воспитывают детей, делают ремонт и смотрят телевизор. Все это — повседневность — огромный и сложный мир, который совсем мало изучен, хоть и находится на расстоянии вытянутой руки.
На лекции в Институте «Стрелка» Дэвид Эриксон — создатель школы Hyper Island, рассказал, как, обращая внимание на повседневные привычки горожан, можно развивать бизнес, делать новые технические изобретения и даже помогать странам третьего мира.
— Считается, что планировка и архитектура города во многом зависит от политики. Это правда. Один из ярких примеров — Дублин. Когда я переехал сюда, то обратил внимание на то, что здесь вообще нет площадей. Англичане боялись революции и попытались сделать так, чтобы ирландцам негде было собираться.
Но я не архитектор. Моя работа связана с бизнесом, и поэтому больше всего меня интересует взаимодействие города не с политическими, а с коммерческими структурами.
В том же Дублине в конце XVIII века открылась пивоварня Guinness, и это оказало огромное влияние не только на экономику города, но и на его архитектуру. Люди со всей страны съезжались сюда, чтобы работать на пивоварне. Но, поскольку им негде было жить, то в
Такие взаимоотношения между коммерческими предприятиями и горожанами на первый взгляд могут показаться циничными. Но, мне кажется, что все не так однозначно. Да, цельбизнес-компаний — продать свой товар. Но важно не то, какую вещь мы покупаем, а что мы с ней можем сделать. Мой любимый пример — это молоток и гвозди. Я покупаю их для того, чтобы построить дом, который сделает мою жизнь намного лучше.
В Мексике около шести миллионов детей страдает от астмы, и большинство из них живет в очень бедных семьях, где ежедневный бюджет составляет два доллара. Единственный способ бороться с этой болезнью — специальные ингаляторы, которые производятся в США и продаются в Мексике за 30 долларов. Конечно, семья, живущая на два доллара в день, не может позволить себе такую дорогую вещь, поэтому дизайнеры из университета Мехико поставили перед собой задачу — придумать эффективное средство от астмы, которое будет доступно для всех. Они заменили все пластиковые детали на бумажные, и сделали простую модель ингалятора, которую можно собрать как оригами. Стоимость такой модели 30 центов — то есть в сто раз меньше, чем пластиковой версии, но самое интересное, что она еще и на 30% эффективнее. Чтобы пользоваться обычным ингалятором нужна сноровка, потому что вдыхать аэрозоль можно только через рот, а бумажный ингалятор закрывает и рот, и нос.
Мы привыкли считать, что все самое лучшее производится в Японии, Германии или Великобритании. Но иногда инновационные открытия происходят в странах, где ситуация критическая и нужна срочная помощь. Почему огромные корпорации вроде Procter & Gamble и Unilever так заинтересованы в расширении своего рынка на страны третьего мира. Это связано не только с тем, что им нужно больше новых покупателей. Они понимают, что именно тут могут произойти открытия, которые в будущем повлияют на всю отрасль.
Во многих районах Индии женщины до сих пор стирают белье вручную в реке. На это у них уходит от одного до четырех часов в день, это
Как можно решить эту проблему? Конечно, в первую очередь, женщинам нужны стиральные машины. Но в селах нет электричества. Вместо электричества можно установить солнечные батареи, потому что местная погода позволяет получать энергию от света в течение всего года. Но и этого недостаточно, потому что здесь нет воды. Ни одна государственная институция не сможет сама
За всем этим проектом стоит компания Unilever, которая продает стиральные порошки. Чтобы освоить новый рынок, ей пришлось объединить вокруг себя несколько крупных корпораций. И в результате подобного сотрудничества и работы в экстремальных условиях, обязательно появляются новаторские решения. Например, в одной деревне в Африке была изобретена стиральная машина, которая потребляет вдвое меньше электричества, а 70% воды она может использовать повторно. Сейчас этой разработкой заинтересовались в Европе, потому что даже там нет таких устройств.
Смотреть конференцию полностью.
Повседневные проблемы людей могут служить отправной точкой и для создания малого бизнеса. «Городской конструктор» выбрал три примера сервисов, созданных на основе привычек и ежедневных потребностей горожан.
Сервис по заказу билетов GeniusTravel
Многие оказывались в ситуации, когда у них есть несколько свободных дней, скромный бюджет в 200 евро и огромное желание отправить в путешествие, причем неважно куда. Искать подходящий вариант на обычном сайте по заказу билетов очень долго, потому что там всегда нужно указывать пункт назначения. Именно для тех, кто сталкивается с такой проблемой, был создан сервис GeniusTravel. На нем надо выбрать только место отправления, нужные даты и максимальную сумму, которую готов потратить путешественник. В ответ на запрос пользователь получает все возможные варианты билетов, подходящие под его параметры. Не так давно сервис расширился и теперь там можно подобрать себе также отель и машину.
Народная почта Tudatuda.com
Если
Магазин виниловых пластинок «Контрабанда»
Начиная с 2006 года интерес к виниловым пластинкам увеличивается все больше с каждым годом. Станислав Ташкинов, у которого во Владивостоке был свой небольшой бизнес по продаже аудио- и видеотехники из Японии, обратил внимание на то, что люди стали интересоваться, можно ли заказать еще и пластинки. В 2014 году он арендовал небольшое помещение в центре города и открыл магазин винила «Контрабанда». Оказалось, что его расчет был верным и ажиотаж вокруг пластинок оказался не временным явлением и поток покупателей не становится меньше. А «Контрабанда» за год своего существования превратилась из магазина в культурное пространство, где проводят концерты и кинопоказы.
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».