18+
18+
РЕКЛАМА
Креативные индустрии, «МузЭнергоТур» в Томске.Альтернативная реальность международного фестиваля-гастролё «МузЭнергоТур» в Томске.Альтернативная реальность международного фестиваля-гастролёра

«МузЭнергоТур» в Томске.
Альтернативная реальность международного фестиваля-гастролёра

Фольклор и авангард, рок, джаз, шумовые элементы и тотальная импровизация прогремели в ТГУ на прошедшем 15 июля концерте «МузЭнергоТура».

Саксофон и дудка, электрогитара и скрипка, синтезатор и фортепиано, барабаны и кастаньеты, контрабас и гусли, а еще воспроизводящий «Божественную комедию» старый плеер, хрустальные бокалы с водой — всё это вместе звучало на сцене классического университета.

Международный фестиваль-гастролёр «МузЭнергоТур» — это сумасшедший конгломерат представителей 18 стран мира, музыкантов разных направлений, разного пола и возраста, носителей разных языков, национальностей, конфессий, политических, кулинарных взглядов. Все это многообразие было загружено в один большой туристический автобус, который отправился колесить по России с остановками в попутных городах для концертов.

 

«МузЭнергоТур» родом из Дубны. Сначала международный фестиваль музыки проходил в Подмосковье стационарно, а в 2013 году его решили объединить с другим международным музыкальным проектом «Устуу-Хурээ» в тувинском городе Чадан. Самолётом/поездом до него было не добраться, оставался автобус, а чтобы не ехать полстраны впустую, решили останавливаться в попутных городах и давать концерты. Так, из практических соображений родился передвижной фестиваль «МузЭнергоТур».

Этим летом фестиваль отправился в турне уже в третий раз — из Дубны во Владивосток. Год от года он растёт: музыкантов, слушателей, городов, пройденных километров, дней гастролей становится всё больше и больше. Если первый «МузЭнергоТур» проехал 17 городов и 6 тысяч километров за один месяц, то нынешний насчитывает больше 70 городов и 20 тысяч километров за почти три месяца пути.

Это не типичный гастролёр с заранее и чётко определённой программой выступления — у «МузЭнергоТура» вообще нет никакой программы. Загруженные в один автобус музыканты живут бок о бок, присматриваются друг к другу и неизбежно спустя несколько дней из интереса или элементарной скуки и нежелания каждый день играть одно и то же начинают сотрудничать. В результате всё невообразимым образом перемешивается, рождаются новые коллективы, новые композиции и номера. Информационные буклеты, которые распространяют на концерте, с каждым днём устаревают. И на сцене вместо запланированного соло оказывается целый оркестр, вместо джаза или рока звучит фолк или экспериментальная музыка. Так, фестиваль-гастролёр становится фестивалем-импровизатором, провоцирующим и музыкантов, и слушателей на эксперименты и открытость творческому диалогу.

— Чем и хорош фестиваль-импровизатор как концепция: мы действительно не понимаем, что происходит, и не знаем что будет завтра, — делится инициатор и продюсер «МузЭнергоТура» Юрий Льноградский. — Это не гастроли, это реально какая-то жизнь, в которой каждый день происходит и хорошее, и плохое: один вчера женился, другой сегодня руку сломал. То есть, это нормальная жизнь во всех своих проявлениях.

Из-за житейских неурядиц творчество становится совсем непредсказуемым. Например, недавно во время пребывания в Новосибирске швейцарский барабанщик устроил игру в догонялки с девушкой из коллектива, не вписался в поворот, упал и повредил руку, из-за чего выпал из турне. И в итоге в фестивале на десять дней остался один барабанщик на шесть коллективов.

В целом по разным причинам не все музыканты едут до конечной остановки во Владивостоке, таких только трое, остальные же включаются в турне в среднем на три недели.

Атмосфера в коллективе, по словам Юрия, непростая: всё-таки люди совершенно разные и незнакомые друг с другом. Кто христианин или буддист, кто мясоед или вегетарианец, кому ещё нет и двадцати лет, а кому уже за шестьдесят. А вот политических разногласий, несмотря на интернациональность музыкального состава и современную обстановку в мире, не возникает.

— Политика возникает там, где люди хотят, чтобы она возникла. А мы на сцену выходим с гитарами, поэтому возникают гитары. А если подобные разговоры и случаются, то мистическим образом обнаруживается, что у нас нет политических разногласий, так как нет интереса ко всему этому, — объясняет Льноградский. — Иностранцам, скорее, приходится объяснять, что существует проблема Россия-Крым-Украина. Они говорят: «Ух ты! А мы-то там у себя и не знали» Это настолько второстепенно, не более интересно, чем какие-то футбольные противостояния.

 

Томск попал в программу «МузЭнергоТура» впервые. Фестиваль остановился в городе на 34-й день своих гастролей и привёз на сцену ТГУ музыкантов из Америки, Франции, Германии, Швейцарии, Нидерландов и Испании. Вместе с ними выступил и бас-гитарист томской пост-рок группы Sine Seawave.

Три часа концерта прозвучали, пропели, оглушили — играючи, спонтанно импровизируя, с самоиронией конферанса и бьющим по традиционным представлениям о музыке сочетанием несочетаемого.

«Сейчас выступит швейцарская группа, в составе которой нет швейцарца. Он полгода готовился к выступлению, а не так давно сломал руку на ровном месте. Поэтому барабанщиком в этом швейцарско-российско-американском составе будет, естественно, голландец. Он к этому выступлению не готовился», — типичное для «МузЭнергоТура» объявление следующего номера концерта.

Название этого швейцарско-российско-американского состава с голландским акцентом — Snady Midnight Orchestra. «Оркестр тенистой полуночи» с бледнолицыми вокалистками в винтажных платьях развернул на сцене целый музыкально-театрализованный перформанс-транс с мистической, потусторонней музыкой.

Абсурд — ключевое слово для обозначения настроения этого вечера. Вот говорит конферансье, он же организатор фестиваля Юрий Льноградский:

— Сейчас будет дуэт, который мы собирали долго и мучительно. Он состоит из одного человека, который исполняет свою музыку на самом что ни на есть джазовом импровизационном инструменте, одевается так, как положено любому порядочному джазовому афроамериканскому музыканту, и, кроме того, прекрасно говорит по-русски, потому что он родом из Санкт-Петербурга.

И выходит Максим Анухин (автор сольного проекта «Гудимир») в узорчатой рубахе и с гуслями. И со сцены звучит авангардированная традиционная на Руси гудьба. Импро-фолк.

 

В Томске «МузЭнергоТур» собрал половину концертного зала университета. Вообще аудитория фестиваля-импровизатора варьирует от количества, которое можно по пальцам пересчитать, до несколько тысяч слушателей. Музыканты уже успели выступить и в маленьких литературных музеях с вместимостью 20–30 человек, и на открытом рок-фестивале с аудиторией 15 тысяч человек. А было и несколько концертов, которые начинались при пустом зале, когда музыканты стояли на сцене готовые и в итоге дожидались опоздавших 7–8 зрителей. Тем не менее за половину турне на «МузЭнергоТур», по примерным расчётам Юрия, сходило уже около сорока тысяч людей, это равно аудитории всего прошлогоднего фестиваля.

О популярности альтернативной музыки продюсер фестиваля говорит следующее:

— Здесь как с любой музыкой: чем активнее действовать, тем веселее будет. В городах, где мы третий год подряд, аудитория действительно растёт; а там, где кроме нас никто подобного не делает, аудитория, соответственно, не растёт. Это не вопрос противопоставления такой музыки какой-то другой музыке, это в первую очередь вопрос её присутствия. Если людей на определённой территории начинают приучать к тому, что помимо пельменей есть шаурма, они начинают есть шаурму — это опыт предложения. Мы это и делаем: стараемся предлагать, что мы любим, а люди сами выбирают, есть ли смысл к этому обращаться.

 

P. S. : Остался один неразрешённый вопрос: почему на гербе «МузЭнергоТура» вместе с автобусом, земным шаром и солнцем изображены вертикальные грабли?!

 

Текст, фото: Елена Поданёва