18+
18+
РЕКЛАМА
Speciality, Дизайн, Милый бизнес, Мода, Милый бизнес.Бабочки Bretton Clark: история компании со счастливым концом и таким же продолжени Милый бизнес.Бабочки Bretton Clark: история компании со счастливым концом и таким же продолжением

Милый бизнес.
Бабочки Bretton Clark: история компании со счастливым концом и таким же продолжением

Автор
Полина Щедрина

За три года существования марки Bretton Clark о томских галстуках-бабочках узнали далеко за пределами региона. Однако в конце сентября в группе ВКонтакте создатели Bretton Clark объявили о закрытии проекта. «Эта история не про галстуки-бабочки, но про дизайн и моду, который мы создавали каждый день. Спасибо, что были с нами», — написали они в прощальном посте.

Мы решили встретиться с создателем марки Bretton Clark Александром Приходько и расспросить его, что же случилось с успешной и известной многим компанией. Опасались, что из этого выйдет материал с грустным финалом, однако в итоге у нас получилась жизнеутверждающая история о том, что всё ещё впереди.

Бизнес из дресс-кода

Ещё до появления Bretton Clark Александр работал в рекламной отрасли. Однажды на новогодний корпоратив ему срочно понадобился галстук-бабочка — так требовал дресс-код. Это был 2011 год, отыскать нужный аксессуар в томских магазинах оказалось непросто. Это и натолкнуло Александра на идею создания собственной марки галстуков-бабочек.

— Наш бизнес начинался как семейный, первые модели бабочек отшивала моя супруга. Позже, когда компания стала расширяться, она начала обучать первых нанятых швей, а я занимался административными вопросами. У нас появились не только швеи, но и менеджер по продажам. В штате было максимум шесть сотрудников. Сам я бабочек не шил, — смеётся Александр, — скорее, руководил процессом.

В то время, когда Bretton Clark только начинали придумывать и шить свои аксессуары, по всей стране насчитывалось от силы 40–50 производителей бабочек ручной работы. За несколько лет их число возросло до нескольких тысяч — разница колоссальная!

Но и когда все только начиналось, в 2012-м, среди нескольких десятков производителей нужно было чем-то выделяться. В Bretton Clark решили: качество будет их основным принципом работы над каждой серией бабочек.

— Мы всегда искали продукт, нацеливаясь на качество. Хлопок решили использовать американский — он более плотный, с интересными принтами и не садится на краях, — когда его ещё в Томске никто не продавал. «За товар не должно быть стыдно!» — сказали мы сами себе. Если у нас что-то получалось неидеально, то до публики этот товар не доходил, мы его просто не выпускали. Могли несколько месяцев подбирать материал, форму. Зато потом на выходе получали очень достойный продукт.

Ни время, ни расстояния не останавливали поиски идеальных материалов и способов изготовления. Например, когда в прошлом году в Bretton Clark совместно со студией изделий из кожи и дерева Belov решили запускать производство деревянных бабочек, то за пиломатериалами приходилось ездить в Новосибирск — подходящего варианта в Томске попросту не нашли. А всё для того, чтобы создать уникальный в своём роде качественный хэнд-мейд.

— Хотя что вкладывается в понятие хэнд-мейд? Обычно под этим словом понимают один-единственный индивидуальный образец — когда люди, допустим, приходят к нам и заказывают одну бабочку. Мы таким не занимались, у нас было мелкотиражное производство. Да, это была ручная работа, бесспорно, — но бабочки и аксессуары мы производили небольшими партиями, по 5–15 штук в каждой.

За бабочкой в ночь перед свадьбой

Всё шло отлично: у бренда Bretton Clark появлялось всё больше коллекций, разрабатывались новые виды аксессуаров — платки, вязаные шапки, сумки… Стойки с бабочками Bretton Clark стояли на ярмарках в других городах. Да что там говорить — ещё в 2013 году, когда молодая томская компания только начинала выходить на рынок, около 70% выручки приносили заказы из Москвы.

— Наше качество ценилось даже в столице. Это сейчас, когда конкуренция стала более высока, все производители мелких аксессуаров локализировались в основном на региональных рынках. А тогда мы отправляли в Москву посылки с нашими бабочками чуть ли каждый день.

А были случаи, когда ради бабочек Bretton Clark покупатели готовы были приехать в Томск из другого города… за ночь до собственной свадьбы.

— Очень люблю эту историю, — улыбается Александр. — У ребят была свадьба в пятницу в Новосибирске. Они в четверг днём звонят и говорят — выручайте, нам срочно нужна бабочка! Определились с моделью. Ждём их вечером в офисе, когда уже закончился рабочий день. Те приезжают на машине в 10 вечера, забирают свою бабочку — и в ночь едут обратно. А с утра уже гуляли на своей свадьбе…

Bretton Clark на первом «ЧестФесте» Tele2 в Томске

Ну и продолжались бы эти невероятные истории, отправлялись бы и дальше посылки с бабочками в другие города — почему нет?

— Просто компания достигла своего пика, — отвечает Александр. — Ведь для чего обычно создается компания? Для того чтобы получать прибыль. Мы буквально через полгода после запуска вышли на самоокупаемость. Весь 2013 год мы росли. 2014 год был уже неоднозначным: то курс валют растет, то зарплаты падают. Но тем не менее в декабре прошлого года, перед Новым годом, наши бабочки раскупались огромными партиями.

— Проект до сих пор был окупаемым. Но что такое окупаемость? Это когда доходная часть превышает расходную. Но бизнес так не строится: он должен приносить прибыль, и прибыль эта должна расти из квартала в квартал. Если идёт стагнация, тот тут два пути: либо перестраивать бизнес, либо уходить в другие отрасли. Мы выбрали второе.

На данный момент производства уже больше нет. Оборудование продано. Bretton Clark не принимает ни индивидуальные, ни корпоративные заказы и не продает свои бабочки через интернет-магазин. Отдельные экземпляры ещё остались на стойках в мини-кофейнях «Эндорфин», некоторых запасов бабочек хватит для пары рождественских ярмарок.

Двигаться дальше

После некоторого перерыва Александр готов с новыми силами приниматься за следующие проекты. Какие именно — покажет время. Скорее всего, признается Александр, это будет что-то из области аксессуаров — то, что формирует стиль, меняет людей и их настроение. Да и что ни говори, с аксессуарами просто приятно работать — и компания Bretton Clark тому пример.

— Понимаете, в каждую бабочку, — продолжает Александр, — мы действительно вкладывали душу. Подбирали ткани, форму, делали коллекции, в какой-то мере создавали тренды. Пускай эта мода была только на бабочки-галстуки, платки и аксессуары, но тем не менее мы что-то меняли в людях. Я, по крайней мере, верю в это.

Первый опыт в ведении собственного бизнеса тотальным образом изменил взгляды на жизнь самого Александра:

— За это время я стал иначе относиться к продажам. Когда-то я очень боялся продавать, предлагать. Позвонить незнакомому человеку для меня было… сложно! Сейчас я не боюсь продаж. Без проблем могу позвонить директору, уверенно говорить, обращаться, если обстановка допускает, на «ты»…

Конечно, было страшно в самом начале — как боится любой человек, который с нуля создает свой бизнес. Особенно когда есть семья, ребёнок. А если дело не пойдет? Но эти страхи свойственны каждому, кто начинает свой проект.

— Это были отличные три года: у нас была компания, был отличный продукт, классные люди в команде и партнеры, с которыми мы делали классные деревянные бабочки! Да, всё шло неплохо. Но тут уже стоит вопрос приоритетов: мы сделали свой продукт, мы его продали. Мы чего-то достигли, что-то поменяли в жизни людей. Пора двигаться дальше, и мы будем двигаться, создавать что-то новое, вероятно, более масштабное. Тем более у нас уже есть отличный опыт.

Двигаться дальше — значит из истории о собственном деле со счастливым концом перейти к новой странице — бизнесу со счастливым продолжением. Ведь самый успешный бизнес — тот, что вырастает из любимого дела и ведётся от души, меняя иногда направления деятельности.

Евгений Богач, коммерческий директор томского филиала Tele2

— Я с большим уважением отношусь к людям, которые не боятся открывать новое дело, создавать что-то с нуля. Александру удалось не только организовать собственное производство, которое нашло своих клиентов даже за пределами нашего города, но и вовремя остановиться. Ведь закрыть свой проект, даже если это нужно для дальнейшего развитие, очень сложно.
Уверен, что накопленного опыта хватит ребятам для создания нового масштабного дела. Ведь история большинства крупных корпораций начинались с маленьких проектов.
Поэтому наши предложения для предпринимателей распространяются на компании, состоящие даже из одного человека. Также мы постоянно реализуем проекты поддержки малого и среднего бизнеса. В помощь молодым компаниям мы запустили сервис «Голос для дела», который дает возможность записать ролик голосами известных дикторов, которыми говорят голливудские звезды и мировые бренды в России. Аудиоролик можно использовать для рекламы на радио и в социальных сетях, а также в качестве приветствия при входящих звонках.

Фото: Мария Аникина, Bretton Clark