18+
18+
РЕКЛАМА
Слова, «Стихи мне помогают не покупать успокоительное».О чём пишет поэт Ваня Пинженин и иг «Стихи мне помогают не покупать успокоительное».О чём пишет поэт Ваня Пинженин и играет музыкант EtoEto

«Стихи мне помогают не покупать успокоительное».
О чём пишет поэт Ваня Пинженин и играет музыкант EtoEto

 
Автор
Полина Щедрина
 

«Простывший пассажир трамвая № 7» — творческий проект из Санкт-Петербурга, заехавший в начале ноября в Томск во время своего осеннего тура. В него входят два человека: как водится, один из них поэт, а другой — музыкант.

Стихи пишет Ваня Пинженин — поэт, автор текстов известных песен таких групп как «Обе две», «АлоэВера» и Billy’s Band. А вместе с ним выступает музыкант-электронщик EtoEto, его зовут Дима.

В Томске «Простывший пассажир трамвая № 7» дал концерт в жанре мелодекламации, иначе — чтения стихов под музыку. Перед концертом «Томский Обзор» встретился с создателями проекта и поговорил с ними о том, в каких городах стоит искать вдохновение, кем сегодня может работать поэт и что он чувствует, когда его стихи звучат в исполнении других.

 

— Давно вы практикуете такие совместные выступления — когда Ваня читает стихи в сопровождении электронной музыки EtoEto?

Ваня Пинженин: — Наши совместные выступления начались только сейчас, когда мы выпустили альбом и поехали в тур. Но записываться начали с 2013 года, когда был готов наш первый трек. А знакомы ещё раньше.

EtoEto: — Да ладно, сказал бы, что как только познакомились, так сразу и выпустили трек. Как на первом свидании.

— «Простывший пассажир трамвая № 7» — это проект, родившийся в Санкт-Петербурге. Хотя сами вы переехали туда из других городов, Ваня из Екатеринбурга, а Дима — из Кирова. Почему всё-таки выбрали Питер?

EE: — Мы ассоциируем себя с Питером, потому что мы в нём творим. Вот и всё. Там, где ты вдохновлён, ты и творишь.

ВП: — А я не знаю других прекрасных городов в России. В смысле, тех, которые бы настолько тянули к себе. Так-то в России много хороших городов — вот до этого, например, у нас был концерт в Красноярске, и Дима даже попросил водителя автобуса остановиться, чтобы поплакать, глядя там на рассвет…

EE: — Очень красивый рассвет был, правда!

ВП: — Сегодня мы в Томске, и здесь тоже очень красиво. Живем в «Избе», успели прогуляться, прошли всю улицу Ленина. Каждый город красив, но именно Петербург для меня особенный. Это город, по которому я скучаю. Если меня там долго нет, даже если я уезжаю в Европу, которую многие любят, которая перенасыщена архитектурой, — мне всё равно хочется обратно, домой.

Я, кстати, и переехал в Санкт-Петербург потому, что мне казалось, что там можно везде читать стихи. Так и вышло.

— Вот об этом поподробнее. Как каждый из вас пришёл к тому, чем вы сейчас занимаетесь — Дима музыкой, а Ваня — стихами?

EE: — У меня всё было просто: я сидел дома, скучал и решил, что надо бы мне скачать какую-нибудь музыкальную программу на компьютер. До этого я умел играть на всяких инструментах, но нужно было встречаться с людьми, играть вместе… В общем, я решил, что электронная музыка — это тоже интересно. Мой электронный проект EtoEto существует с 2010 года, ему недавно исполнилось пять лет.

— А почему такое название?

EE: — По сути, это указание на что-то неуказанное. Когда мы знаем, на что указываем, но не понимаем, как это объяснить. Я так для себя это позиционирую.

ВП: — Когда-то мне понравилось писать стихи. Ну, сами понимаете, любовь, девочки — кто-то сейчас любовное сообщение в WhatsApp отправит, а кто-то — напишет стих на листе бумаге. И ещё края записки подожжёт, чтобы романтичнее выглядело. В 10–11 классе вообще все начинают увлекаться поэтами Серебряного века, их стихами. Меня это тоже здорово вдохновило.

В первый раз читать свои стихи я попробовал своим одноклассникам. Те сказали — Ваня, ты идиот. И долго хихикали. Я понял, что надо ещё кому-нибудь показать.

— А помните ваши первые поэтические выступления перед настоящей публикой?

ВП: — Это было, когда я переехал в Санкт-Петербург. Уже на третий день друг затащил меня куда-то на показ фильма с совместным прочтением стихов. Я сначала послушал, а потом спросил у организаторов — можно ли мне выйти со своим? Через неделю и вышел. Отреагировали они, конечно, не так, как мои одноклассники.

Сейчас публика другая — все пишут, читают, все хотят выступать. Иногда мне приходят сообщения такого плана: «Ваня, посмотрите, пожалуйста, мои стихи, я уже написал три и хочу стать известным!». Сейчас у начинающих поэтов какая-то другая мотивация, по-моему.

— Считаете, это плохо?

ВП: — Не думаю, что прямо-таки плохо. Но когда они не прорабатывают материал качественно, а так — накидали слов, сделали подражание кому-то, вышли на сцену стихи почитать- а заодно и шмотку новую показать… Мне не нравится большое количество так называемых «ванильных» мальчиков и девочек, которые называют поэзию в таком виде «своей великой миссией». Но с другой стороны — если людям нравится писать стихи, они пишут и вроде бы никого этим не мучают, то почему бы нет?

— А сами вы почему пишете?

ВП: — А мне стихи помогают не покупать успокоительное. Это помогает во многом разобраться. Вот недавно поймал себя на мысли: мы с Димой собирались в тур, были на репетициях, параллельно готовили книги, всё просто в голове не укладывалось. Потом ты вдруг неожиданно вспоминаешь, что у тебя заканчивается порошок дома. Вообще из другой области! Что делать? Я взял ежедневник и записал всё, что нужно сделать. Тем самым я освободил голову от лишних мыслей — и всё пошло как по маслу. Так же и со стихами: ты ходишь, переживаешь, волнуешься из-за чего, а потом — бац! — записал стих и всё стало как надо.

— Дима, а что вы чувствуете, когда исполняете свою музыку? И вообще, как вам комфортнее — создавать, записывать её или выступать на сцене?

EE: — На самом деле, вопрос сложный — ведь это два абсолютно разных подхода к созданию и исполнению музыки. Я люблю и сидеть записывать, и выступать с ней — не могу понять, где мне комфортнее. Вот на концерте в Красноярске было очень комфортно. Я играл и чувствовал, будто иду и гуляю по городу.

— Не было боязни сцены, особенно когда начались первые концерты?

EE: — Так получилось, что я с самого детства на сцене. 25 ёлок в начальной школе провел суммарно, так что боязни не было. Тем более раньше, до проекта EtoEto, я в Кирове играл в психоделик-рок группе, мы много выступали. Позже я на какое-то время перестал заниматься музыкой, заново потянуло только в Питере.

— Ваня, а сильно ли отличается чтение стихов со сцены без аккомпанемента от того формата, что вы делаете в «Простывшем пассажире…»?

ВП: — О, это два совершенно разных формата концерта! Когда ты на сцене один, ты можешь со зрителем пошутить, историю какую-нибудь рассказать. Ты позволяешь себе больше интерактива с залом. А мы с Димой делаем такое цельное большущее полотнище…

EE: — Ага, половичок такой расстилаем, как в деревне у бабушки (смеётся).

ВП: — Мы наши совместные концерты проводим без перерыва, между стихами нет никаких отступлений. Иногда ещё и в очках выступаем — подчеркиваем свою отрешённость от зала. Но потом, правда, снимаем, потому что текст не видим.

EE: — Мы решили, что выступление в таком формате будет цельнее и нужнее.

ВП: — Эдгар По говорил, что надо писать такие произведения, в которые читатель бы погрузился до конца и не отвлекался бы на варение супа или поход по магазинам. Хочется, чтобы и наши концерты так воспринимали.

EE: — Ну, если только в туалет выйти.

ВП: — Ага. Но и то мы его таким взглядом провожаем — типа во время концерта туалеты закрываются!

EE: — Как в поезде при отправлении (смеются оба).

— Ваше творчество изменится после выхода первого альбома? Или, может, уже изменилось?

ВП: — Выход альбома — это, безусловно, новый опыт. Всё-таки альбом подразумевает некую концепцию, мы его целиком продумывали. После его выхода мы стали взрослее, что ли.

EE: — Мы как художник, знаете, который рисовал скетчи, а потом взял и бахнул большую картину. А альбом, мне кажется, получился очень выдержанным стилистически. Это важно. Ведь прослушав отдельный трек, не поймешь, что случилось с тобой за всё это время. А после прослушивания целого альбома я это почувствовал.

— А чем вы занимаетесь кроме проекта «Простывший пассажир трамвая № 7»?

ВП: — Свадьбы ведем. Корпоративы. Детские праздники. Что, не верите? (Достает визитку ведущего праздников. На ней изображены два довольно упитанных супергероя, один — маленький, другой — взрослый).

EE: — Маленький на визитке — это не я. Я тут вообще диджей.

ВП: — Это я в детстве и я сейчас. Ну, а к вопросу о том, чем ещё занимаемся… Да всем по чуть-чуть. Дима музыку пишет. Мы вот занимаемся поэтической группировкой «Подельники», устраиваем вечера.

— Как родные и друзья относятся к вашему творчеству?

ВП: — В Петербурге вообще никого не удивляет, что ты выступаешь со стихами или делаешь музыку. Это в порядке вещей: у тебя там все друзья — художники и литераторы. Но если ты скажешь, например — ребята, я тут втулку на ступице поменял, — вот тогда все очень удивятся.

— А что вы чувствуете, когда слышите свои стихи в чужом исполнении? Ведь вы писали тексты некоторых песен для групп Billy’s Band, «Обе две», «АлоэВера».

ВП: — Бродский говорил, что это очень большое унижение для поэта — когда его стихи используются в песне. Но я так совершенно не считаю. Больше всего мне нравится, когда ты стоишь на концерте этой группы, для которой написал песню, в зале — куча девчонок и мальчиков, они поют, ты им такой говоришь — а это мой текст! А они в ответ — ну давай, болтай тут. Не верят. Вот это мне нравится очень!

— О чём ваши стихи? Что вас вдохновляет на их создание?

ВП: — Стихи — о каждом дне. О красоте. О том, что вокруг нас. А вдохновляют меня наблюдения.

EE: — А меня — небо и то, как вода течёт. Самое классное, по-моему, — это выразить что-то природное. Слово — это довольно прямой инструмент, надо уметь не бояться с ним работать. Музыка, в отличие от него, — это «мягкая» субстанция. С ней и проще, и сложнее одновременно. Словами можно выразить чей-то поступок, а вот в музыке я не могу это сделать.

— Вы оба чувствуете себя известными?

ВП: — Смешной случай был, когда мы приехали с моим другом Андреем Некрасовым в Москву. Зашли позавтракать — а в это время из заведения выходили две девушки. — О, смотри, парень на Ваню Пинженина похож! — говорит одна другой. — А я и есть Ваня Пинженин, — отвечаю, на что они мне — ну-ну, ври нам тут, ври.

— Что вам важно делать или переживать перед концертом?

ВП: — Дима в Красноярске на Енисей смотрел. Мне помолчать важно. Нужно успокоиться, чтобы не перегореть, как на экзамене.

Но зато после концерта ты получаешь такое умиротворение. Знаете, когда люди с работы уходят радостные такие, особенно в пятницу. Так и ты — собрался перед концертом с силами, сделал всё, что можно — и тебе от этого хорошо.

 

Фото: Данил Шостак