18+
18+
РЕКЛАМА

Зимняя сказка: в Томске открылся фестиваль снежных фигур

Вчера, 14 января в Томске стартовал первый международный фестиваль снежных фигур. Участники фестиваля представляют команды Румынии, Югославии, а также российских городов – Новосибирска, Байкальска, Перми. Томск будет представлен пятью командами (всего 10). До 18 января скульпторы (как профессиональные, так и любители) будут работать на Белом озере, создавая из простого снега настоящие произведения искусства. 19 января состоится подведение итогов: команды, занявшие, по мнению жюри 1, 2 и 3 места, а также команда, которой достанется специальный приз мэра г. Томска Александра Макарова, не зависящий от мнения жюри.

А мы пингвинчики, а нам не холодно…

Об этом Александр Сергеевич упомянул и со сцены Белого озера на открытии фестиваля. Погодка к официальным речам не располагала – «мороз (-32) и солнце, день чудесный…». На сцене официальные лица, у сцены команды-участники да замерзшие журналисты. После Александра Макарова, торжественно объявившего фестиваль открытым, слово предоставили Михаэлю Грау – консулу Германии в Новосибирске. Там подобный фестиваль накануне завершился, чем консул не преминул и похвастаться. Поздравил томичей от имени себя и своей жены со старым новым годом, выразил надежду привезти сюда в будущем году и немецкую команду и попрощался. Не затянутые, в общем, официальные речи были…

Пока команды расходились по своим рабочим местам, мы с фотографом Женей впали в детство (окружающие нас снеговики к этому располагали): Женя забралась вместе с фотоаппаратом на горку и громко потребовала, чтобы я ее ловила… Фотограф «Томских новостей» Миша, стоявший рядом, испугался: «Убьется ж девчонка!». Нет, говорю, не убьется. Согреется. Женя тем временем сделала на горке пару кадров и сиганула вниз, озвучивая свой полет сплошной буквой «Аааааа». Миша покачал головой и предложил огурчика с водочкой, мол, так работается лучше. Смущенно отказавшись, мы с Женей пошли к командам – работать, как работается…

Это уже потом я поняла, в чем отличие команд, уже участвовавших в подобных фестивалях, от новичков. У первых мастер вовсю на стремянке работает, а помощники стоят внизу и охотно с прессой общаются. Новички же толпятся всей командой внизу, теребят свои лопаты и прессы пугаются. Первой по дороге нам попалась команда Барнаула в составе Андрея Маркина и Данилы. Буквально накануне барнаульцы вернулись с новосибирского фестиваля, так что опыт у них был. Все как полагается – Андрей Викторович на стремянке, Данила внизу. Общаемся.
- У вас там сейчас так же холодно? – замерзшая рука не чувствует диктофон, поэтому больше меня ничто другое не интересует.
- Да, но вроде передавали, что сейчас немного потеплее, - говорит Данила, глядя на меня с большим сочувствием.
- Ну, у нас вчера было -44, по сравнению с этим сегодня очень тепло…
- Можно загорать.
- Вас морозы не пугают?
- Нет, в городе Барнауле тоже частенько бывают такие морозы, как у вас, поэтому это препятствие, но не настолько значительное, чтобы прекращать работу. Но для работы, чтобы было как можно меньше препятствий, чтобы энтузиазм не угасал, настроение было творческое, если б было теплее, было бы лучше.
- Что вы будете делать?
- Это будет архитектурное сооружение из детских сказок.
«Изнакурнож!» - слышится со стремянки. То ли я сказок в детстве мало читала, то ли уши уже отмерзли и не слышат…
- Как?!
- Избушка на курьих ножках, - расшифровывает Данила. Ну, слава Богу, с ушами все в порядке.
- Что в такой мороз вообще способно вдохновить на создание чего-то?
- Меня вдохновляет то, что это небесполезно, это мой сознательный выбор, порыв, для того чтобы сделать в этом мире еще что-то красивое.
- На какое место рассчитываете?
- Это не цель, лучше думать о том, чтобы поставленная задача была выполнена, а участие гораздо важнее, на мой взгляд, чем победа.
- А согреваетесь как?
- А мы еще не замерзли!

200 томских сосулек

«А мы еще не замерзли!», «А мы не мерзнем, сибиряки же!», «2 минуты работы с лопатой и ты вспотел!» - команды все собрались исключительно морозоустойчивые. В отличие от нас с Женей. Пока я добралась до команды из Томска, мой фотограф куда-то пропал. Потом выяснилось – в теплое кафе, пить горячий чай с пирогом. Однако вернемся к команде-землячке в составе Артура, Полины и Саши. Заметив меня, Полина уточняет у своих мужчин: «Ну что, мне языком чесать?», «Да, давай ты» - Артур даже не оборачивается, похожий в своей красной шапке-маске на человека-паука, продолжая резать снег.
- Что вы будете строить?
- Артур, можно сказать?
- Ну, попробуй.
- Мы джаз будем делать.
- ???
- Это будет видно. Абстракция такая.
Да, думаю, это вам не избушка на курьих ножках… Оказалось, что Артур, Полина и Саша – это и есть та самая томская команда, занявшая 3 место на новосибирском фестивале со скульптурой «Африканская елка».
- Кактус, - уточняет Полина. - Самое интересное было то, что сосульки мы собирали в Томске, привезли их 200 штук на электричке в Новосибирск, и там как иголки в скульптуру втыкали. Очень красиво получилось.
- В Новосибирске нет своих сосулек?
- Все так и спрашивали! Все журналисты интересовались «А это вы 300 сосулек из Томска привезли на поезде?» Не 300, а 200! И не на поезде, а на электричке! Везли в коробках, каждую сосульку паковали в пакетик и рядами укладывали. Очень много времени потратили на то, чтобы их аккуратно развернуть. Ну, представляете, мы приезжаем и сразу начинаем строить, где бы мы их искали? Это же по окраинам надо ходить, а мы там жили в центре. В общем, томские сосульки, они крепче!
- Теперь и сам фестиваль в Томске тоже есть…
- Радостно, что теперь он есть и в Томске, мы с хорошим настроением, в родном городе нам теплее. Потому что можно надеть не 3 свитера, а 30 – рядом дом, ты пошел и надел.
- В Новосибирске было также холодно?
- Да, последний день было около 36. Там все измерзлись, конечно. Бедные китайцы, они приехали, у них пуховички-джинсы, они даже не доделали своего Будду красивого.
- Не обидно, что скульптура, например, из глины потом остается, а из снега в итоге тает?
- Мне кажется, нет, почему обидно? Постояла, принесла радость людям, а потом на следующую зиму можно новую, еще лучше, сделать. Благо у нас Сибирь, зима бывает каждый год, и снега предостаточно. Да вы вон, к Байкальску сходите, у них всегда очень красивые скульптуры получаются!

Жемчужина Сибири

К Байкальску, так к Байкальску. Но только после того, как найду Женю, сотру размазавшуюся на морозе тушь и отогреюсь – спасибо организаторам, такая возможность была в близлежащем «Маяке». Проигнорировав Женины жалобы «У меня ноги на пальцах замерзли» и, напугав охрану «Маяка» жутким взглядом из-под размазавшейся туши, мы отправились к Андрею и Татьяне из Байкальска.

- Нам тут сказали, что у вас всегда очень красивые скульптуры получаются.
- Стараемся, стараемся, - скромничает Татьяна.
- Вы не первый раз, я так понимаю, участвуете в таких фестивалях?
- Нет, не первый, в Новосибирске уже 3 раза участвовали: первый раз заняли 2 место, второй раз гран-при и в этом году 1 место.
- Какую скульптуру в Новосибирске делали?
- «Детский сон». Там был спящий ребенок и его сон – ракушки всякие разные…
После некоторых уговоров добросовестный помощник разрешила мне оторвать скульптора от работы – очень уж хотелось наконец-то поговорить и с человеком со стремянки. Андрей оказался похожим на Деда Мороза – добродушный, с обледеневшими усами и бровями. Подошедшему организатору назвал свою команду «Жемчужина Сибири», а то, что она оказалась первая в списке, прокомментировал: «Петр I всегда первый».
- Это у вас принцип такой – всегда первый?
- Нет, просто мы делаем качественную работу.
- Поздравляю вас, кстати, с первым местом в Новосибирске. В чем секрет такого вашего успеха?
- Дружеское отношение города Новосибирска к нам. Люди подходят, улыбаются, на душе теплее становится, и переносишь это на скульптуру.
- Что сейчас строите?
- Надеюсь, это будет что-то похожее на этот эскиз… Скульптура о том, как трудно найти свою вторую половинку и как легко ее потерять. Мы живем сейчас, порой не задумываясь об этом.
- Не обидно, что скульптуры эти пропадают в итоге?
- Они не пропадают, они откладываются в душе. Люди подходят, и каждый видит в скульптуре что-то свое. Видимо, мы в детстве просто не доиграли, не долепили…

И хорошо, что не долепили! Иначе кто бы нас радовал ожившей снежной сказкой, полюбоваться на которую сейчас свободно может каждый томич? «Томский Обзор» туда еще обязательно вернется – полюбоваться на «Изнакурнож», джаз и поиск своей второй половинки. И даже морозы нас уже не напугают – 2 минуты работы с лопатой и ты вспотел!

Анна Степцюра