18+
18+
РЕКЛАМА
Жизненное пространство, Театральный обзор, Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в мае Театральный обзор.Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в мае

Театральный обзор.
Какие спектакли стоит посмотреть в Томске в мае

АВТОР
Мария Симонова

Май — это время, когда театральный сезон стремительно близится к завершению. Но в Томске он обещает быть достаточно насыщенным: зрителей ждут две премьеры, в том числе на большой сцене в Драме.

Особенных гастролей в мае, правда, не ожидается. Зато обратим внимание на театральную студию МКЦ ТПУ, чьи работы можно увидеть не часто, и вспомним о некоторых постановках, проживших уже немало лет.

«Женщины на закате в отсутствии мужей»

11 мая, среда, 19:00, ДНТ «Авангард»

Несколько спектаклей Томского драматического театра можно будет увидеть в мае в других стенах, на площадке «Авангарда». «Женщины на закате в отсутствии мужей» появились в репертуаре Драмы в 2011 году, это работа режиссера Сергея Филиппова и художника Дмитрия Гребенкина. Сначала история шла на малой сцене, но потом ее перенесли на большую, поскольку постановку очень полюбили зрители и особенно зрительницы.

Спектакль до сих пор один из самых популярных. Это постановка пьесы современного голливудского драматурга Айвона Менчелла, в оригинале она называется «Кладбищенский клуб». Три уже немолодые подруги (сейчас их играют народная артистка России Валентина Бекетова, заслуженная артистка России Елена Козловская и Ирина Шишлянникова) часто посещают могилы своих мужей, вспоминают о прошлом, заодно обсуждают свою нынешнюю жизнь, новости. Женщины дружат уже много лет, но их отношения меняются, когда во время очередного похода на кладбище они знакомятся с вдовцом, и он влюбляется в одну из подруг.

Несмотря на кладбище и разговоры о смерти, «Женщины на закате в отсутствии мужей» — это история про жизнь. Которая неизбежно однажды закончится, и чем раньше удастся это понять, тем больше станет ценность каждого, вполне обычного, на первый взгляд, дня.

Читать рецензию на спектакль «Женщины на закате в отсутствие мужей» на «Афише».

«День Х»

13 мая, 19:00, 14 мая, 18:00. Томский театр юного зрителя

Томский ТЮЗ уже почти год живет без главного режиссера. За это время некоторые артисты театра успели попробовать себя в роли постановщиков спектакля. Они представляли свои работы во время арт-проектов «Дыши свободно», один из эскизов превратился в спектакль «Март», его режиссер — актер Дмитрий Гомзяков.

В мае «День Х», свой первый спектакль, выпустит заслуженный артист Бурятии Всеволод Трунов. Он учится в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве на режиссерском отделении, эта работа станет его дипломным спектаклем. В основе «Дня Х» — современная пьеса «Носки» Григория Берковича. Этот автор известен также своими стихами и прозой, в том числе для детей. Он умеет сочинять светлые истории, избегает пошлости и матов, отчасти поэтому привлек внимание режиссера. Название «Носки» сменили на «День Х» потому, что текст в процессе работы достаточно изменился. Например, актер ТЮЗа Сергей Парфенов написал для спектакля телефонные диалоги.

Спектакль «День Х» — это история одной семьи. Речь в нем пойдет о семейных ценностях, жизни, любви к своим родным и близким людям, заботе и сострадании. Раскрываться они будут через простые бытовые ситуации. Над сценографическим решением работает художница Елена Демидова. Она родом из Бурятии, оттуда и знакома с Всеволодом Труновым. Сейчас Елена живет и работает в Москве, оформляет художественные фильмы и спектакли по всей России.

«Русалочка»

25, 26, 27 мая. 11:00. Театр куклы и актера им. Р. Виндермана «Скоморох»

Премьера этой истории состоялась, страшно сказать, еще в 1989 году. Поставил сказку о любви, предательстве и самопожертвованию еще сам Мастер, заслуженный деятель искусств России Роман Виндерман, чье имя носит театр. Поставил вместе с актрисой Светланой Капрановой. Именно она придумала сделать кукол, плавающих в воде. Красота спектакля завораживает до сих пор. В относительно небольшом аквариуме создан целый подводный мир, в нем «плавают» управляемые артистами деревянные марионетки, Русалочка и все жители подводного царства. На крышке аквариума разворачиваются те сцены, где действие происходит на земле.

Заканчивается история как сказка Андерсена, а не как известный мультфильм Диснея, поэтому в финале многие не могут сдержать слез. Спектакль показывали на фестивалях, детская сказка стала серьезным событием и получила массу положительных рецензий. Первыми актерами, игравшими в «Русалочке», были Светлана Капранова и Александр Капранов, удивительный артист, всю свою жизнь бывший одним из ведущих в «Скоморохе».

Сказку восстанавливались в театре несколько раз, и сохранили до наших дней. В нынешнем варианте в постановке заняты Ирина Лебедева /Ольга Ботева, Сергей Мириев/ Михаил Лебедев.

«Председатели земного шара»

28, 29 мая. 18:00, Томский областной драматический театр

В кризисный с точки зрения финансирования сезон премьеры на большой сцене в Драме редкость. Но в конце сезона театр, будем надеяться, представит зрителям постановку Александра Огарева, главного режиссера театра, заслуженного артиста РФ, по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Председатели земного шара». Сценографией занимается главный художник театра Дмитрий Гребенкин, костюмы придумывает Нина Чурсина, режиссер по пластике — Эдуард Соболь. Среди главных героев истории — Владимир Маяковский и Велимир Хлебников, образы первого будут воплощать Антон Антонов либо Иван Лабутин (в зависимости от состава), второго — Александр Рогозин либо Антон Черных.

У нового спектакля поразительный жанр: «музыкальная комикс-мистерия». Александр Огарев так объясняет его выбор:

— Я хотел, чтобы в определении жанра сочетались два несочетаемых понятия. Комикс — единство повествования и визуального действия. Это горизонтальная, познавательная, облегчённая версия некой истории. Мистерия предполагает вертикаль и мистическое познание предмета. Маяковский и Хлебников — не персонажи религиозных притч. Но то, что сами себя они мыслят фигурами, равными богам, разговаривают с богами, спорят с ними, с вечностью, со Временем, обращаются к государствам прошлого и будущего, делают себя персонажами мистерий, позволяет использовать слово «мистерия» в определении жанра не в его исконном смысле, а в том, который придал ему Маяковский, сочинив богоборческий миф, где главным героем стал он сам. В таком мистериальном действии Маяковский и Хлебников предстают новыми героями, «председателями земного шара», свергнувшими прошлых небожителей и сочиняющими новый, более счастливый, более красивый мир, лишенный пошлого, убогого, мелкого, несправедливого, сытого, тупого, разжиревшего, завистливого, угрюмого… Пьеса хороша тем, что автор не занимается самовыражением, чем озабочены большинство современных российских драматургов. Она действительно посвятила себя изучению интереснейшего времени нашей истории и двух его ярких, уникальных представителей. Пьеса, с одной стороны, напоминает дайджест из различных фактов биографии двух поэтов, что может спровоцировать постановочную группу на схематичное, поверхностное, обзорное действие. Но, на мой взгляд, лоскутность пьесы можно превратить в её достоинство, сочинив представление неожиданное по стилю и жанру, легкое и трагичное одновременно. С другой стороны, в пьесе ощущается не формальное восхищение автора своими героями. Это редкое качество.

Кроме уже названных артистов, в спектакле заняты заслуженный артист РФ Евгений Казаков, Владислав Хрусталев, Анна Кушнир, Татьяна Темная, Светлана Гарбар (ТЮЗ), Наталья Абрамова, Александрина Мерецкая.

«Завтра была война»

29 мая, 18:00, международный культурный центр ТПУ

Театральной студии МКЦ ТПУ, которой руководит Лариса Окишева, актриса Северского театра для детей и юношества, недавно исполнилось 5 лет. За это время были созданы спектакли по таким авторам, как Тэффи, Моэм, Шекспир, Гоголь, Чехов, Гончаров, Васильев. Смотреть спектакли студийцев очень интересно, поскольку их работы наполнены особенной увлеченностью, влюбленностью в театр. В этом сила любительских коллективов, репетирующих в редкое свободное время, играющих свои спектакли нечасто. Но в случае со студией МКЦ ТПУ очарование искренности дополняется и мастерством, над развитием которого ребята постоянно работают.

Увидеть спектакли студии публике можно не слишком часто, но в мае они дважды представят свои работы зрителям. 17 мая ожидается премьера, подробности которой пока раскрывать не будем. А 29 мая будет сыграна «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Чистая школьная дружба, предчувствие счастья, кажется, впереди вся жизнь… Но репрессии, а затем и война, не позволят многим надеждам и мечтам сбыться.

Кроме студийцев в постановке «Завтра была война» заняты Лариса Окишева и Илья Гваракидзе. Этот артист в конце 90-х — начале 2000-х был одним из самых ярких и известных молодых актеров Драмы, а сегодня в профессиональных театрах его на сцене не увидишь.

Читать о студии в материале «Театральная студия МКЦ ТПУ: играть, меняться и дружить».

Фото: Томский драматический театр, vk.com/tomtuz, skomoroh.tomsk.ru, Театральная Студия МКЦ ТПУ