18+
18+
IT, IT-Томск, Бизнес, Дороги, ИТ и телеком, Томск IT дорога ремонт проект автоматизация Проектные мощности.Как «ИндорСофт» автоматизирует дорожную отрасль

Проектные мощности.
Как «ИндорСофт» автоматизирует дорожную отрасль

Дорожное строительство — одна из самых важных, но одновременно и самых консервативных отраслей экономики.

Если в машиностроении и электронике этап проектирования автоматизирован примерно на 90%, а в промышленном и гражданском строительстве — на 70%, то в транспортном строительстве — не более чем на 50%.

Среди тех, кто двигает прогресс в дорожной отрасли — томская компания «ИндорСофт». О прошлом и настоящем компании — в новом материале спецпроекта «IT-Томск».

«ИндорСофт» разрабатывает два основных продукта в области САПР (систем автоматизированного проектирования) и ГИС (геоинформационных систем). Это универсальная система проектирования дорог IndorCAD и геоинформационная система для их эксплуатации IndorRoad. Программные продукты непрерывно совершенствуются, адаптируются под новые задачи, «обрастают» дополнениями. Сейчас вспомогательных продуктов уже более 20, и они позволяют решать самые разные виды задач: от учёта интенсивности транспортных потоков до проектирования дорожных знаков.

Вне конкуренции

До начала 90-х годов практически всё проектирование в СССР выполнялось на бумаге. С распространением персональных компьютеров инженеры стали делать чертежи в обычных программах-«рисовалках», типа AutoCAD (по сути, это обычный графический редактор). И одновременно с «рисовалками» стали появляться программные продукты, которые действительно автоматизировали некоторые процессы и повышали скорость проектирования.

Первые такие программы в мире были западного производства, но использовать их напрямую в нашей действительности было сложно. Дело в том, что отечественная система ГОСТов и нормативов сильно отличается от той, что принята в других странах. Если все эти особенности изначально не учтены в программном продукте, его можно использовать только как инструмент для черчения и расчетов — «кульман» и «калькулятор». Какая уж тут автоматизация!

Именно поэтому в нашей стране ещё в 80-х годах начали создаваться свои программы для проектирования профиля дороги, расчёта дорожных одежд и прочего. Как полноценные продукты эти программы оформились только к концу 90-х. Из сохранившихся сейчас на рынке с тех времён сейчас остались только CREDO Дороги и GIP.

И вот в начале 2000-х томская компания «ИндорСофт» представила новые программные продукты, теперь не только для проектирования, но и для эксплуатации дорог, — IndorCAD и IndorRoad, полностью отвечающие как мировым тенденциям в области автоматизации, так и российским стандартам.

У компании «ИндорСофт» несколько основателей, два основных из которых — Владимир Бойков и Алексей Скворцов. Первый — признанный эксперт в области автомобильных дорог, второй — в сфере информационных технологий. Оба долгое время занимались как научной, так и практической деятельностью, работая в вузах и одновременно занимаясь бизнес-проектами. Объединив свой опыт и творческий потенциал, в 2003 году они вместе с коллегами создали компанию по разработке ПО для проектирования и эксплуатации дорог и инженерных сетей. Сейчас «ИндорСофт» входит в группу компаний «Индор» вместе с проектными и геодезическими организациями, которые расположены в пяти городах России.

— На начальном этапе работы у вас было много конкурентов?

— Их не было вообще, поскольку сама отрасль была совсем новой. Например, появись сейчас в Томске летающие такси, с кем они будут конкурировать? Только с наземным транспортом. Так и мы конкурировали только с традиционным бумажным документооборотом, — рассказывает генеральный директор «ИндорСофт» Алексей Скворцов.

Как воспитать клиента?

Казалось бы, в 2000-х годах продукт, который позволит автоматизировать часть труда инженера, должны были встретить «на ура». Однако внедрение IndorCAD проходило совсем не гладко.

Люди привыкли работать по-старому, с карандашом, калькулятором и открытым файлом в Word’e. Даже сейчас уровень автоматизации в этой отрасли составляет всего 40–50%, а 15 лет назад он не превышал 10% от общего процесса.

— Будь мы обычной независимой ИТ-компанией, нам бы, скорее всего, не удалось так просто войти на этот рынок, — говорит Алексей Скворцов. — Секрет успеха в том, что в нашу группу компаний входят также проектные организации. Раньше мы буквально в одном офисе сидели с реальными проектировщиками. За счёт тесного контакта с инженерами мы стремительно совершенствовали наш продукт, а благодаря связям в среде дорожников выводили его на рынок.

По-настоящему рыночным продуктом IndorCAD стал примерно в 2010 году, когда более или менее оформился рынок ПО для дорожного проектирования. Сейчас компания «ИндорСофт» занимает примерно четверть этого рынка. И продолжает его завоёвывать.

Один из путей продвижения продукта, которые называет Алексей Скворцов — воспитать своего пользователя с вузовской скамьи. Поэтому «ИндорСофт» очень много времени уделяет научно-образовательной работе. В главном университете дорожников, МАДИ, а также других инженерно-строительных вузах страны студентов учат по учебникам авторства Бойкова и Скворцова и на программных продуктах «ИндорСофт». Конечно, когда выпускники приходят на производство, они совершенно не против поработать с уже знакомым продуктом в своей организации.

Кроме того, оба основателя компании и сами являются действующими преподавателями. Владимир Николаевич — доктор технических наук, заведующий кафедрой геодезии и геоинформатики МАДИ. Алексей Владимирович — доктор технических наук, профессор кафедры теоретических основ информатики ТГУ. Докторскую диссертацию он защитил в 2002 году в возрасте 28 лет, став на тот момент самым молодым доктором наук в истории ТГУ.

А также «ИндорСофт» выпускает научный журнал «САПР и ГИС автомобильных дорог», на страницах которого обсуждается проблематика проектирования и строительства этих объектов.

Проектирование в пяти измерениях

В последние годы основной тенденцией в проектировании стали технологии информационного моделирования — BIM-технологии. Они позволяют в одном документе отразить практически все характеристики объекта, необходимые как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

— Первоначально инженеры и архитекторы всё проектировали на плоскости, «в формате 2D». С появлением компьютеров люди научились делать объёмные чертежи, — поясняет Алексей Скворцов. — На следующем этапе 3D-черчение было заменено на 3D-моделирование. Проектировщики уже не просто рисовали объёмные картинки, а оперировали объектами, имеющими определённые свойства. А когда к данным об объекте добавилась информация о последовательности монтажа и сметной стоимости, это и стало называться BIM-системой, которая является высшим на сегодняшний день уровнем проектирования.

BIM-системы позволяют значительно сократить время работы над объектом, так как многие вещи в них можно делать параллельно. Если раньше архитектор заканчивал работу над проектом и передавал его специалистам по инженерным коммуникациям; тот выполнял свою часть работы и передавал сметчику и так далее, то теперь они могут работать над одним и тем же проектом одновременно, не мешая друг другу.

Правда, есть одна неожиданная проблема: аббревиатура BIM означает building information modeling — то есть, система информационного моделирования зданий. И хотя ещё в 2014 году Минстрой России выпустил приказ о поэтапном внедрении BIM-технологий в строительной отрасли, механически перенести имеющиеся механизмы на объекты инфраструктуры (какими являются и дороги) невозможно. Да и в целом стандарты и нормы в строительной отрасли России нуждаются в пересмотре.

— Наверное, слышали про технологические циклы? — уточняет Скворцов. — Сейчас мы вступаем в эпоху шестого технологического уклада, которая будет характеризоваться конвергенцией различных технологий. Однако большинство ГОСТов и СНиПов в России соответствует четвёртому технологическому укладу, который был до начала информатизации. Адаптация нормативной базы к новому укладу была начата в СССР в конце 80-х, но закончить её в 90-е как-то забыли. Нам надо хотя бы подойти к тому уровню, который достигнут в ведущих западных странах.

«ИндорСофт» активно сотрудничает с международным альянсом buildingSMART, участвует в разработке нормативной базы, которая необходима для повсеместного внедрения технологий информационного моделирования в строительной отрасли вообще и в дорожной отрасли в частности. Уже утверждены временные регламенты, позволяющие использовать BIM-технологии в реальных проектах на крупнейших федеральных дорогах.

В будущем технологии информационного моделирования, несомненно, вытеснят традиционные чертежи. Отрасль должна быть к этому готова.

Для удобства пользования

Когда дорога построена, вся информация о ней должна храниться в особой базе данных. Такие базы существовали и в советское время в бумажном виде. Так называемые паспорта изображали дорогу не так, как мы видим ее на карте, со всеми поворотами и перекрестками, а в виде «линейного графика» — «спрямлённой» горизонтальной дороги, на которой отмечены километраж, дорожные знаки, разметка и все прочие элементы инженерного обустройства дороги.

Первые компьютерные базы данных автомобильных дорог стали появляться еще в 90-х годах. В основном, их создавали отдельные организации для собственных нужд. В 2003 году «ИндорСофт» выпустил геоинформационную систему IndorRoad, предназначенную для хранения и анализа всей информации о дороге. К настоящему времени система IndorRoad развёрнута на многих федеральных, территориальных и муниципальных сетях дорог. Система IndorRoad эксплуатируется в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» — главном операторе платных дорог. В 2016–2017 годах «ИндорСофт» совместно с питерскими коллегами на основе IndorRoad разработали аналогичную систему для Федерального дорожного агентства — операторе федеральных бесплатных дорог.

— Существует три основных вида данных для решения абсолютно разных задач, — рассказывает директор компании «ИндорСофт». — Во-первых, паспорт автомобильной дороги. Он включает в себя все постоянные (маломеняющиеся) параметры дороги: число полос, высота насыпи, радиусы поворота, параметры мостов и водопропускных труб. Во-вторых, информация о состоянии дорог, которая также должна быть актуальной. В идеале, для этого раз в год надо производить диагностику, измерять ровность, прочность, сцепление дороги, выявлять дефекты. Эта информация используется для планирования ремонтных работ. И в-третьих, проект и схема организации дорожного движения, в котором указано расположение дорожных знаков, разметки, светофоров. Схема должна поддерживаться в актуальном состоянии и быть доступным как для дорожников, так и для специалистов ГИБДД.

В общем, задач множество, организаций — тоже, и везде были независимые программы и базы данных. В настоящее время с помощью наших технологий мы пытаемся объединить все данные в общую базу.

Геоинформационная дорожная система под названием IndorRoad предназначена, в первую очередь, для государственных организаций, которые осуществляют эксплуатацию автомобильных дорог.
В их числе «Томскавтодор», по заказу которого «ИндорСофт» третий год работает над созданием ГИС дорог Томской области. Состояние дорог проверяет на местах специальная передвижная лаборатория, а затем информация вносится в базу данных. Уже сделано примерно 70%, закончить работу планируется в следующем году.

— Как вы считаете, будет ли когда-нибудь проектирование дорог и строительство дорог полностью автоматическим?

— Уже сейчас дорожное строительство сильно автоматизировано. Дорожные машины при наличии средств автоматического управления руководствуются техническими заданиями, которые поступают из нашей системы или какой-то другой. Например, при выравнивании земляного полотна под дорогой отвал грейдера может автоматически держать нужный уровень, даже если колёса куда-то проваливаются или выезжают на возвышенность. А водитель должен всего лишь примерно следовать заданному направления.

Если же проектирование станет автоматическим — тогда этот этап просто не будет отделён от строительства. Возможно, дорожные машины будущего смогут проектировать и строить дороги одновременно.

Материал выпущен в рамках специального проекта IT-Томск.

Интеллектуальный партнер проекта:

Текст: Катерина Кайгородова

Фото: Саша Прохорова