Русский комикс: от первых лубков до наших дней
Что рисовали русские художники в эмиграции полвека тому назад? Почему Корней Чуковский выступал против комиксов, и как комикс-культура вернулась в Россию в 90-х?
В рамках выставки комиксов Tempora Mutantur, организованной при поддержке посольства Финляндии в Москве и ассоциации комиксистов KUTIKUTI, которая открылась в Томске на прошлой неделе, издательство «Иллюзион» провело лекцию об истории русского комикса.
Для тех, кто все пропустил — небольшой конспект прошедшей лекции.
Формально историю развития комикса в России можно разделить на пять этапов.
Начиналось все с иконописи и графических рассказов о Житиях святых. В условиях, когда подавляющее большинство населения было неграмотным, такие повествования рассматривались как хороший способ донести информацию до всех его слоев.
Параллельно с развитием эстампа в Европе среди российского крестьянства широкое распространение получил лубок — красочные рассказы в картинках, рассчитанные на самый широкий круг читателей. Что характерно, зарубежные эстампы переводились на русский язык, но очень своеобразно — текст либо искажался, либо переписывался полностью, в зависимости от воли переводчика.
В начале XIII века российский читатель познакомился и с карикатурой — война с Наполеоном, война США за независимость, и многие другие значимые исторические события нашли отражение в тогдашней прессе в виде картинок с подписями. Примерно тогда же в комиксах впервые появился текст на постоянной основе — до этого его наличие не считалось обязательным. Так «говорящие картинки» стали на шаг ближе к образованной публике.
Революция и эмиграция множества художников, авторов и карикатуристов надолго затормозила развитие культуры комикса в России: если в Европе бывшие российские художники перекладывали русскую классику на язык комикса, в США комиксы стали одним из инструментов борьбы с Великой депрессией, то в Советском союзе эти процессы развивались отрывочно и под контролем государства.
Например, Корней Чуковский был категорически против комиксов как вида искусства. В 1948 году в «Литературной газете» вышла значительно сокращенная статья «Растление детских душ», о работе над которой Корней Иванович написал в своем дневнике: «Я написал большую статью, где указывал, что наряду с величайшими достижениями англоамериканской детской литературы есть и ужасные „комиксы“, и мне в последнюю минуту вычеркнули всё о положительных чертах этой литературы и оставили только о комиксах. Вышла дезориентация читателей».
Однако позднее советским читателям все же предложили альтернативу «ужасным американским комиксам»: журнал «Мурзилка», а чуть позднее — «Веселые картинки». Но настоящее возрождение русского комикса началось в 1988 году, когда художники, в частности, Аскольд Акишин, объединились в комикс-студию КОМ. Помимо работы для газеты «Вечерняя Москва» ребята устраивали встречи, на которых обсуждали работы друг друга и тут же рисовали какие-то картинки для себя.
Перестройка открыла двери для западной культуры: в 1994 году издательство «Арчи» начинает выпуск историй о Черепашках Ниндзя, «Классный журнал» с 1999 года публиковал в каждом выпуске зарисовки из жизни кота Гарфилда, «Дрофа» в том же году выпустила первое издание комиксов DC.
На волне интереса к комикс-культуре вообще начался рост и российских комиксов: например, при поддержке союза ветеранов Афганистана Свердловской области была издана первая книга комиксов «ВЕЛЕС», над которой работали Игорь Кожевников и Радик Садыков. К сожалению, в 1998 году издательство прекратило свое существование.
Сегодня другое издательство «ТИЕН» выпускает не только славянский комикс «Велес», но и ряд других произведений, например, советский комикс Игоря Кожевникова «Через кровь и страдание». В каком-то смысле большинство российских издательств, занимающихся выпуском комиксов русских авторов, делает это буквально на коленке: через краудфандинг, на основе покупок преданных поклонников жанра.
И вряд ли в ближайшее время ситуация изменится. Основная проблема российского рынка комиксов — его еще толком не существует. Например, в США комиксы выходят уже почти столетие, сформировался костяк аудитории: люди, которые покупают свежие выпуски каждый месяц или неделю. Плюс экранизации и сериалы по мотивам комиксов подтягивают новых покупателей и фанатов.
В России такого, к сожалению, нет. Нет исторической преемственности и собственного почерка. Есть талантливые художники, но не всегда они способны написать захватывающую историю с увлекательным сюжетом. Нет массового производства и, соответственно, широкой сети распространения. Комикс-сообщество закрыто. Массовому читателю имена авторов или названия комиксов ни о чем не говорят.
Хотя в ходе лекции были упомянуты несколько проектов, с которыми мы рекомендуем ознакомиться всем, кто интересуется российскими комиксами и культурой в целом: постапокалиптический комикс «Фронтир» в жанре «пельмени-вестерн», авторства Францев, Волков, Кутузов; Максим Чумин и его инстаграм-комиксы, посвященные Даниилу Хармсу; также не стоит забывать и о комиксах издательства Bubble — короткометражный фильм по одному из них «Майор Гром» стал сенсацией года в интернете.
Текст: Катерина Маас