18+
18+
Жизненное пространство, Как это работает, Красота, Креативные индустрии, Креативный город, Культура в Томске, томск аргентина художник итало грасси трактат о мурале монументализм искусство живопись история «Трактат о мурале» Итало Грасси (фрагмент)
РЕКЛАМА

«Трактат о мурале» Итало Грасси (фрагмент)

Во второй половине ХХ века аргентинский художник-монументалист Итало Грасси написал «Трактат о мурале». В нем он сформулировал основные признаки этого вида искусства.

Расцвет уличной монументалистики в Латинской Америке в 1960-е стал заслугой левого движения, очарованного идеями марксизма и революционного пожара. В 1959 году в Аргентине появилась «Группа Спартака» — Grupo Espartaco, художественное движение, пропагандировавшее социальное искусство и отвергавшее культурный колониализм. Один из идеологов «спартаковцев», художник Рикардо Карпани в 1961-м году написал наиболее важные постулаты манифеста движения. Его идеи и легли в основу «Трактата о мурале» Итало Грасси.

Мурал — то же, что и фреска — монументальная роспись, сделанная прямо на архитектурных сооружениях или других постоянных основах — например, стенах, потолках, мостах и т.д.

Приводим фрагмент работы Грасси.

Концепция мурала

Отличие мурала от станковой живописи

В чем разница между муралом и станковой живописью? Что важнее? Почему необходимо продвигать мурализм?

Прежде всего, разница социальная. Картина является частной собственностью и поэтому, как правило, ее видят только ее владелец, семья и друзья, или выставляют в художественной галерее, посещаемой ограниченным числом людей, мурал же из-за своего расположения в общественном месте видим сотнями, а иногда и тысячами человек. Это обуславливает то, что картина выполняет свою социальную роль в узком кругу, тогда как социальная роль мурала гораздо значительнее.

Во-вторых, если предмет картины имеет относительное значение и ограничивается фактом, персонажем, пейзажем или натюрмортом, то самое главное в картине — сама пластика; в мурале же тема имеет важное значение. Вокруг нее вращаются действие, композиция, пластика, и она объединяет исторический, социальный или просто человеческий факт, символизируемый различными персонажами или элементами.

Например, если на картине мать может быть просто женщиной с ребенком, то на мурале она будет символизировать «материнство».

В исключительных случаях это можно изменить, если картина носит строго тематический характер, как, например, «Свобода, ведущая народ» Делакруа или «Казнь» Гойи (речь идет о картине Los fusilamientos del 3 de mayo — «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», или «Третье мая 1808 года в Мадриде» в русском переводе — прим. ред.) и другие примеры, а вместо этого мурал носит исключительно декоративный характер.

Это не значит, что станковая живопись должна исчезнуть, как когда-то считали и утверждали некоторые монументалисты. Каждый выполняет важную функцию в своей сфере. Появление фотографии не стало крахом для живописи, наоборот, оно дало возможность тысячам людей иметь произведение искусства у себя дома, а не только во дворцах и храмах. Но развитие не должно было означать и гибель мурала, как это, к сожалению, произошло, поскольку его функция — иная.

Проблема мурала

Художественное решение мурала отличается от картины. Он всегда должен иметь монументальный смысл, хотя его размеры иногда и не столь велики, в отличие от картины, которая может иметь не только монументальный, но и интимный смысл.

Многие монументалисты утверждают, что мурал следует развивать в плоскости, а не в глубину или в третье измерение. Так было всегда — и в древние времена, и в некоторые «современные». Ситуация изменилась в эпоху Возрождения, когда муралы создавались с учетом перспективы.

Кроме того, на мурале цвет должен быть более насыщенным и менее нюансированным, чем на картине, чтобы его было лучше видно издалека. Это зависит и от высоты, на которой размещен мурал.

Края фигур и предметов должны быть четко выражены, в отличие от картины, где они могут быть, а могут и не быть.

Мурал должен адаптироваться к архитектуре того места, где он размещен. Расположение фигур, их размер, интенсивность цвета будут определяться стеной и окружающей средой. Чем больше стена и окружающая среда или чем больше в ней шума, тем крупнее будут фигуры и тем интенсивнее цвет.

Иногда архитектуру можно изменить в пользу мурала, изобретая архитектурные мотивы (Мигель Анхель) или подавляя углы (Сикейрос).

Различные цели исторического мурализма

Палеолит и неолит: Основная цель — совершить магический обряд, способствующий охоте, необходимой для жизни. В неолите также появляется домашний скот, танцы и так далее.

Коренные жители Америки: То же самое и у примитивных народов. В цивилизациях инков и ацтеков боги, ритуалы и лидеры возвеличивались, чтобы способствовать животноводству, сельскому хозяйству, дождю и так далее, и помогли победить врагов.

Африка и Океания: То же самое.

Месопотамия: Делаем невидимый мир богов видимым. Повинуйтесь и поклоняйтесь лидерам и их детям (избранным богами).

Египтяне: То же самое. Они свидетельствуют о жизни вождей перед богами в гробницах и пирамидах. Рабы и рабочие появляются впервые.

Греки: Формирование и воспитание человека физически и духовно. Истории из жизни богов и полубогов. Новый акцент на человеке.

Рим: Возвеличивание имперских завоеваний и лидеров, народных и сексуальных обычаев.

Христианство: Распространение христианской веры. Возвеличение Бога и святых для утверждения силы церкви.

Романский период: Акцент на болезненной христианской вере. Дегуманизация Бога и святых.

Готика: Акцент на вознесении к Богу. Гуманизация религии. Световые муралы (витражи).

Византийский: Акцент на роскоши и религиозном благочестии.

Ренессанс: Гуманизация. Акцент на успешного человека. Уменьшение религиозного чувства и благородства. Власть буржуазии утверждается.

Постренессанс: Мурал разрушается, его заменяет картина. Благородный или буржуазный человек занимает центр. Светские темы, меньше религиозности. Это выражает борьбу буржуазии за власть.

Неоклассика: То же, но с акцентом на «классические» темы или персонажи, или с «классической» интерпретацией.

Романтизм: То же самое. Большие картины с человеческой драмой и борьбой за свободу и власть прогрессивных слоев.

Социальный реализм: То же самое. Человеческая драма с акцентом на рабочих, чернорабочих, крестьян, прачек и так далее. Это выражает борьбу за социализм.

Модерн: Из мексиканского мурализма. Борьба за свободу, за новое общество, за историческую правду, за новый и более полный гуманизм, за экологию и социальные права.

Текст Итало Грасси в транскрипции Рауля Ороско. Оригинал опубликован в блоге Международного движения муралистов Итало Грасси (MIM Italo Grassi).

На русском языке текст приводится впервые.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Томские новости

Томичей приглашают на интерактивные экскурсии и органный концерт в Научку ТГУ

19 апреля 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Томские новости

В Томске «исследуют» личность Крячкова с помощью цианотипии

11 апреля 2024
Томские новости

Опыты, экскурсии и мастер-классы от аниме-студии ждут томичей на «Библионочи» в ТПУ

22 апреля 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на поэтический вечер Евгения Казакова

16 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают поучаствовать в фотоконкурсе «Город-Университет»

11 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на театральный вечер — гид по литературному Петербургу начала XX века

8 апреля 2024
Томские новости

В Музее истории Томска появился Rönisch 1926 года

22 апреля 2024