18+
18+
РЕКЛАМА

Холодная война давно окончена

В нынешнем месяце президент Грузии Саакашвили решил достичь своих политических целей с помощью насилия

Стало модно рассматривать участие России в событиях в Южной Осетии сквозь призму холодной войны, как повторение советского вторжения в Чехословакию в 1968 году. Но подобные трактовки – это глупость с исторической точки зрения. Они игнорируют недавнюю историю региона. Они игнорируют огромные успехи, достигнутые Россией после развала СССР. И они игнорируют самые основные факты о нынешней ситуации: 8 августа под покровом ночи Грузия начала военное нападение, в результате которого были убиты сотни миротворцев и мирных граждан, которое спровоцировало гуманитарную катастрофу, приведшую к исходу более чем 30 тыс. беженцев.

Скажем прямо: российское участие в событиях в Южной Осетии не связано с идеологией. Оно не ставит целью смену режима в Грузии. И менее всего оно призвано возродить границы СССР. Оно призвано восстановить хрупкий мир.

После распада СССР новое грузинское руководство объявило, что "Грузия для грузин", отобрало автономию у регионов и направило вооруженные силы на захват Цхинвали и Сухуми. После кровопролитной войны грузинская армия была изгнана из Южной Осетии и Абхазии. Россия помогла заключить перемирие. В 1992 году Россия и Грузия выработали юридические рамки для стабилизации на Южном Кавказе, в том числе договорились о совместных миротворческих операциях в Южной Осетии и в Абхазии. ООН и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе поддержали эти усилия и направили наблюдателей в оба указанных региона. Все стороны, включая Грузию, согласились с механизмами решения конфликта и приняли участие в их работе.

Но после прихода к власти в 2004 году грузинский президент Михаил Саакашвили стал стремиться подорвать данный процесс и поставить под свой контроль Южную Осетию и Абхазию. Он стал делать это вопреки желаниям жителей этих регионов, которые помнили о кровопролитии начала 1990-х. В нынешнем месяце Саакашвили решил достичь своих политических целей с помощью насилия. То, что грузинские военные присвоили операции леденящее кровь название "Чистое поле", свидетельствует о подлинных намерениях Саакашвили. Это кодовое имя явно отдает геноцидом.

Когда грузинские миротворцы открыли огонь по своим российским коллегам, у нас не было иного выбора, кроме как ответить. В нарушение всех соглашений грузинские силы бушевали по всей Южной Осетии, неистово убивая, сжигая и разрушая. Саакашвили необходимо призвать к ответу за эти преступления. Наш ответ был целенаправленным, соразмерным и законным. 9 августа российские войска были направлены для оказания помощи оставшимся российским миротворцам и для защиты гражданского населения.

Наша цель была проста: остановить убийства и не дать им повториться. Эти действия полностью соответствуют статье 51 Устава ООН о праве на самооборону. Российская сторона никогда не наносила ударов по мирным жителям или гражданским объектам. Нашей целью было защитить все население региона, разоружив грузинские войска и избавив от военного присутствия районы, использованные для нанесения ударов по Южной Осетии.

Сейчас широко известно, что грузинские силы, расположенные возле Гори, продолжали обстреливать жителей Южной Осетии и российские подразделения даже после того, как Саакашвили подписал соглашение о прекращении огня. 12 августа боевые действия закончились, однако ситуация продолжала оставаться крайне опасной. Приведем лишь один пример: грузинская армия прикрывала свое отступление минами-ловушками и умными минами. Нам также поступали сообщения о мародерстве, сведении счетов и притеснениях в условиях вакуума власти, образовавшегося из-за бегства грузинских официальных лиц.

Однако это не то, во что Грузия хочет заставить поверить мир. Пропаганда – мощное оружие. Сознавая, что операция "Чистое поле" провалилась, грузинские власти стали лихорадочно примеривать на себя роль жертвы. Они заявили, что российские солдаты сровняли с землей Гори и движутся на Тбилиси. Саакашвили объявил, что он лично видел, как российские самолеты бомбили местный рынок (европейские министры, сопровождавшие его в Гори, этого удара не заметили). Жилые дома, гражданская инфраструктура и стадион были разрушены кластерными бомбами, утверждал Саакашвили. Все это было неправдой. Это была вопиющая попытка скрыть тот факт, что Грузия сама выступала агрессором.

Что можно сказать по поводу неоднократных заявлений Саакашвили, будто Цхинвали разрушили не грузины, а российские войска, когда захватили город? Даже оруэлловское министерство правды не смогло бы выдумать подобной истории. 14 августа российские солдаты начали восстанавливать порядок в Гори. Российские подразделения помогли обеспечить водо- и электроснабжение, способствовали возвращению грузинской полиции. Они обеспечили, чтобы расположенные там огромные неохраняемые арсеналы с оружием не представляли опасности для мирного населения.

Те, кто тоскует по холодной войне, могут сравнивать защиту Россией своих миротворцев и невинных мирных жителей с советской агрессией прошлого века. Однако правильно сказал об этом на прошлой неделе президент Чехии Вацлав Клаус, который отверг сравнения с Чехословакией 1968 года: "Чехословакия не нападала на Прикарпатскую Русь; вторжение не было реакцией на нашу атаку". Холодная война давно окончена, воспоминания о Советском Союзе уходят в прошлое. Как хорошо известно Соединенным Штатам, страна обязана защищать свой народ, когда на него нападают. Страна, которая уважает себя, не может этого не сделать.

Сергей Лавров – министр иностранных дел России