18+
18+
РЕКЛАМА

Слияния и поглощения

Периодически обсуждается возможность присоединения к России Беларуси или мятежных регионов, отколовшихся от постсоветских государств - Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. Международная практика знает несколько способов присоединения.

Одно государство может добровольно отказаться от части своей территории (так, например, в 1908 году Османская Империя отказалась от Боснии-Герцеговины в пользу Австро-Венгрии). Аннексация может быть результатом изменения статуса: например, в 1885 году Франция объявила Мадагаскар своим протекторатом, а в 1896 году протекторат стал частью французской территории. Аннексация может стать следствием военной победы. Так, в 1981 году Израиль аннексировал сирийские Голанские высоты, оккупированные им в 1967 году.

История 20 века знает достаточно много примеров аннексаций целых государств. К примеру, в 1900 году Британская Империя аннексировала южноафриканские республики Трансвааль и Оранжевую, в 1938 году Германия - Австрию, в 1940 году СССР аннексировал Эстонию, Латвию и Литву, в 1959 году Китай аннексировал Тибет, и т.д. Во многих случаях иные государства не признавали факта аннексации. К примеру, Индонезия в 1975 году оккупировала Восточный Тимор - бывшую португальскую колонию. Однако под давлением международного сообщества Восточный Тимор получил независимость в 2002 году. США никогда не признавали факта аннексации балтийских государств. Иногда международные союзы даже начинали военные действия в поддержку свергнутых властей - после того, как Ирак в 1990 году аннексировал Кувейт, была создана международная коалиция из 24-х государств, которая разбила армию Саддама Хусейна.

В 20 веке был зафиксирован и ряд экспериментов по слиянию независимых государств. Так, в 1958 году Сирия и Египет слились в Объединенную Арабскую Республику со столицей в Каире. Однако она просуществовала недолго. В 1961 году в Сирии произошел государственный переворот, который организовали сторонники независимости. Однако Египет продолжал официально называть себя Объединенной Арабской Республикой до 1971 года. В 1975 году Северный Вьетнам оккупировал Южный, в результате чего произошло воссоединение страны. В 1990 году слились Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германии, Южный и Северный Йемен. В всех этих случаях, подавляющее большинство населения поддерживали проекты воссоединения, а более мощное государство поглощало более слабое. Ныне планы юнификации имеют Северная и Южная Корея, а Китай рассчитывает возвратить Тайвань.Однако в 20 веке государства сливались намного реже, чем разделялись.

Пол Дил\Paul F. Diehl и Гэри Гертц\Gary Goertz, авторы масштабного исследования "Война и Мир в Международном Соперничестве"\War and Peace in International Rivalry, утверждают, что территориальная экспансия всегда является результатом роста демографической, политической, экономической и военной мощи государств. Государства стремятся получить контроль над теми или иными землями из соображений безопасности, по экономическим причинам или престижа.

Шэрон Корман\Sharon Korman, автор исследования "Право на Завоевание"\The Right of Conquest: The Acquisition of Territory by Force in International Law and Practice, отмечает, что право страны-победителя на присоединение к себе новых территорий не оспаривалось до начала 20-го века. Как правило, для того, чтобы присоединить новые земли, государству-победителю требовалось доказать, что во-первых, победитель имеет исторические, моральные, религиозные, военные или иные причины на присоединение, а, во-вторых, местные жители жаждут изменения своего подданства. Одной из проблем являлось наличие легитимной власти на присоединяемой территории, однако во многих случаях на это препятствие могли не обратить внимания. Ситуация изменилась после окончания Первой Мировой войны. Тогда государства мира впервые поставили во главу угла принцип самоопределения наций (как известно, на обломках Австро-Венгерской, Османской и Российской империй образовались новые государства), а также оспорили право завоевателя на территориальные приобретения. Несмотря на то, что в дальнейшем эти принципы соблюдались далеко не всегда и не везде, они доминируют в международном праве последних десятилетий.

Впрочем, известный исследователь этого вопроса Аллен Бюкэнан\Allen Buchanan, автор таких книг, как "Государства, Нации и Границы"\States, Nations and Borders. The Ethics of Making Boundaries и "Справедливость, Легитимность и Самоопределение"\Justice, Legitimacy and Self-Determination, придерживается мнения, что современное международное право учитывает интересы государств (во многих случаях, лишь их правящей верхушки), а не народов.

Арье Касович\Arie M. Kacowicz, автор исследования "Мирные Территориальные Изменения"\Peaceful Territorial Change отмечает, что существует шесть основных принципов, на основе которых те или иные государства могут принимать решение об отказе или приеме под свою юрисдикцию чужих земель (он проанализировал лишь ситуации, когда государства не находились в состоянии войны). Во-первых, одно государство должно быть намного мощнее другого. Во-вторых, наличие схожих политических режимов в обоих государствах. В-третьих, учет норм и правил международного законодательства обеими сторонами. В-четвертых, наличие международных посредников. В-пятых, наличие военной истории - в большинстве случаев государства, которые теряли или приобретали земли, до этого имели длительную историю вооруженных конфликтов друг с другом. В-шестых, катализатором подобных переговоров может быть наличие "третьей силы", которая угрожает обоим государствам, сообщает Washington ProFile.