18+
18+
РЕКЛАМА

Туризм в Томске: отдых дорожает

В сентябре закончился сезон отпусков и поездок на теплые моря. Томичи вернулись к работе, а туристским фирмам пришла пора подводить итоги и делать выводы. О туристском бизнесе Томска – наш разговор с Жанной Василевской, заместителем директора по туризму одного из крупных туристско-экскурсионных предприятий Томска, компании «Томсктурист». Первая часть беседы посвящена туризму выездному: куда едут отдыхать томичи, как работают томские туристские агентства и куда развивается томский туристский бизнес?

В достаточно стабильном и динамично развивающемся туристском бизнесе совсем скоро грядут большие изменения. С 1 января 2007 года отменяется процедура лицензирования туристской деятельности. Для того чтобы понять, какие последствия это будет иметь, необходимо разобраться в различиях между туристским агентством и туроператором. Последний – это фирма, которая сама формирует свой продукт. Сама бронирует места на базах отдыха, организует трансфер (доставку) туристов на место, может быть, имеет собственный транспорт и гостиницы. Агентство покупает путевки у туроператора, пользуется его трансфером, и уж совершенно точно не может похвастать собственным транспортом или гостиницей. Чтобы получить туроператорскую лицензию, фирме необходимо было собрать определенный пакет документов, подтверждающий ее способность заниматься туристской деятельностью; иметь в штате человека, получившего образование в сфере туризма или проработавшего в этом бизнесе не менее 3 лет; нужно было, в конце концов, успешно пережить всю процедуру сбора документов, занимающую около года. С принятием изменений в Закон о туризме, возможно, все упростится.

Деятельность туроператоров будет регулироваться институтом финансовых гарантий. Для операторов внутреннего туризма такие гарантии составят 1 млн. рублей, а для операторов международного туризма - 10 млн. рублей. Оформлены эти деньги могут быть либо как банковское поручительство, либо как страхование ответственности в пользу третьих лиц. Именно эти средства станут гарантией безопасности туриста. Удостоверять солидность фирмы, которой вы доверяете свой отдых, будут банки.

- Это, конечно, увеличит количество туристских агентств, - рассказывает Жанна Василевская, - потому что для деятельности турагентств финансовые гарантии будут не нужны вообще. Будет существовать определенный риск для туриста – попасть в небольшую, недавно образовавшуюся фирму-однодневку, где будут работать недобросовестные люди, которые сегодня есть, а завтра исчезнут. И никакое государство тут не поможет. Эту ситуацию уже будет регулировать область уголовного права.

Почему понадобилось отменять процедуру лицензирования, однозначного ответа нет. По мнению Жанны Василевской, институт лицензирования был недостаточно эффективен: турфирма получала лицензию, а проследить, насколько работа фирмы соответствует этой лицензии, контролирующие органы не могли.

- Финансовая гарантия – это реальные деньги, которые могут застраховать тех туристов, которые оказались в какой-то нестандартной ситуации за рубежом или в России.

Сейчас в Томске существует порядка 90 туристских фирм, из них 1-2% являются собственно туроператорами. К началу каждого летнего сезона появляются новые агентства. Что удивительно – все работают, каждый находит свою нишу.

Варианты отдыха на сегодняшний день можно найти различные: поездки за рубеж для поклонников заграницы, путешествия по России для любителей отечественных красот, активный отдых для экстремалов. Цена отдыха за последние 2 года возросла, причем во многом – из-за предпочтений туристов.

- Тенденция последнего года показала, что менее востребованы недорогие туры за рубеж, т. е. отдых в отелях 2-3 звезды, - отмечает Жанна Василевская. – Если 2 года назад это была основная масса туристов, то сейчас, если турист едет за рубеж, он готов потратить большие деньги. Турист, путешествующий по России, тоже стал более «дорогим»: если он едет в санаторий, то он берет санаторий 3-4 звезды. Поклонники активного отдыха – это те люди, которые любят нашу природу. Но и алтайский, и байкальский регионы предлагают сейчас высокобюджетные туры. Притязательному туристу можно предложить отдых, скажем, на Байкале за 3-4 тысячи рублей в сутки. Всего 2 года назад на Алтай, Байкал ехал активный турист, который был готов потратить только 150 рублей в сутки. А сейчас появился турист, который готов заплатить большие деньги за комфорт.

Как-то классифицировать все туристские предприятия Томска можно с трудом. Безусловно, они различаются по предлагаемым видам отдыха. Есть фирмы, занимающиеся только отдыхом за границей, есть те, что продают путевки по России, но основная масса старается постоянно расширить спектр своих предложений.

- Если мы предлагаем какую-то новую услугу, - рассказывает Жанна Василевская, - мы её активно продвигаем и рекламируем. Через год-два агентства Томска понимают, что год назад эта услуга была новой и «нераскрученной», сейчас же она становится востребованной. И начинают предлагать аналогичную услугу. Поэтому классифицировать агентства сложно. Определенное разделение есть, но сказать, что вот это агентство занимается тем-то, а это тем-то, нельзя.

К слову, выбирать для себя какое-то одно направление в туризме агентству невыгодно: количество желающих отдохнуть за рубежом или, напротив, в России, по словам Жанны Василевской, примерно одинаково. Так зачем же лишать себя значительной доли клиентов?

Конкуренция между туристскими агентствами в небольшом Томске высока – идет постоянная борьба за клиента.

- Туристское агентство имеет определенное вознаграждение, около 10-12% от цены турпродукта, - объясняет Жанна Василевская. Но некоторые агентства идут на то, чтобы дать максимальную скидку клиенту, допустим, снижают эту планку до 5%. Но туристские фирмы – это коммерческие предприятия и должны получать прибыль. И фирмы, снижающие уровень комиссионного вознаграждения, не зарабатывают сами и не дают нормально заработать другим.

Крупные туроператоры с агентствами не конкурируют, а сотрудничают. Особенно выгодно это сотрудничество последним: купить путевку у туроператора обычно дешевле, чем непосредственно на базе отдыха. Объясняется это просто: туроператор бронирует путевки еще до начала сезона – в марте или апреле. Это позволяет делать определенные ценовые скидки.

Существует и практика обмена опытом от туроператора – агентствам.

- Каждый сезон в Томске появляются новые туристские фирмы, - говорит Жанна Василевская. – Открываешь газету, и видишь незнакомые имена... Но есть сеть томских агентств, которые много лет сотрудничают с нами по определенным направлениям. Как правило, в конце апреля - начале мая мы проводим большой расширенный семинар по нашим основным направлениям. Например, в этом году мы предложили агентствам Иссык-Куль. Рассказывали обо всех тонкостях продаж этого региона – ведь это Азия, это восточная специфика. Поэтому если наш специалист, который ведет это направление, не объяснит какие-то особенности региона, потом могут быть претензии. Часто к нам приезжают новосибирские туроператоры для проведения своих презентаций, реже приезжают москвичи.

- Вообще, сейчас выгодно заниматься туристским бизнесом?

- Есть бизнес и более выгодный, с более быстрой отдачей. Туризм – это бизнес, в котором сначала нужно завоевать имя, выучить кадры… Но если бы это было невыгодно, у нас не было бы 90 туристских фирм.

В следующем материале читайте об особенностях отдыха в самом Томске – кто к нам едет, и что может Томск предложить туристу.

Анна Степцюра