18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Бизнес-инкубаторы в Томске: что за "дымовой завесой"? Бизнес-инкубаторы в Томске: что за "дымовой завесой"?

Бизнес-инкубаторы в Томске: что за "дымовой завесой"?

В последние годы термин «бизнес-инкубаторы», наряду с «инновациями», «нанотехнологиями», «венчурными инвестициями» и «стартапами» превратились в лингвистическую «дымовую завесу», маскирующую реальность от глаз обычного человека. На деле, все эти термины обозначают вполне конкретные явления и процессы. О том, каковы они в Томске, разбирались авторы «Томского Обзора».
 
Что такое бизнес-инкубаторы?

Бизнес-инкубаторы – это программы, или структуры, которые создаются, чтобы ускорить и обеспечить успешное развитие компаний, которым предоставляют свои деловые ресурсы и поддержку, а также разнообразные услуги и свои контакты для того, чтобы предприятие благополучно встало на ноги. Многие инкубаторы предоставляют резидентам площадь по льготным (или не очень) ценам, причем стоимость аренды помещения в России может меняться год от года – допустим, 40% от цены в первый год, 60 – во второй, и 80% - в третий.

Отличаются между собой инкубаторы по способу, которым они оказывают свои услуги, по организационной структуре и по типам клиентов, которых они обслуживают. При этом, они отличны и от другой формы, также получившей известность в России – технопарков, так как ориентированы на поддержку и запуск исключительно начинающих и молодых компаний.

И технопарки, и инкубаторы – это звенья одной цепи, или части общего процесса, в котором они выполняют свои задачи. При этом инкубаторы могут быть связаны с разными организациями, которые играют роль спонсора или ведущего партнера Б-И. Чаще всего в роли таких организаций верхнего уровня выступают университеты или академии, правительства, промышленники, венчурные капиталисты, некоммерческие организации, а также разного рода кооперативы, союзы, сообщества и т.д., которые могут быть заинтересованы в продукции, производимой и разрабатываемой инкубационными предприятиями.

Студенты работают в бизнес-инкубаторе. Фото: Мария Дегтярева

В России пока представлены отнюдь не все из них, в силу разных причин. Например, общинные инкубаторы, которые могут возникнуть при церковных организациях, или структуры, организованные различными профсоюзами на нашей почве пока не произрастают. Наиболее же популярным видом в России стал, скорее формат «при вузах», основанный, главным образом, на господдержке.

О том, где и когда возникли первые бизнес-инкубаторы, и как организовано дело за рубежом, читайте в материале «Инкубационная» статистика: от Манкузо до NBIA».

Что в Томске?

В Томске идея бизнес-инкубаторов начала активно развиваться уже в новом тысячелетии, когда в 2004 г. по указу ректора ТУСУР Анатолия Кобзева появился первый не только в городе, но и в Сибири студенческий бизнес-инкубатор «Дружба».

Бинес-инкубатор Дружба
Бизнес-инкубатор "Дружба", ТУСУР (Фото: Мария Дегтярева)

Затем последовало создание первого частного инкубатора инновационных технологий «Аккорд», в 2005 г. решение об учреждении своего бизнес-инкубатора принял Ученый совет ТГАСУ, в декабре 2006 открыли бизнес-инкубатор ТГУ, а в 2008 - конструкторско-технологический на территории Приборного завода, управляющей компанией которого стала ООО "Технологический инкубатор ТПУ". В декабре 2009 г. открыть бизнес-инкубатор непосредственно при вузе решили в НИ ТПУ. Как видно, из 6 томских инкубаторов, 4 были созданы по уже упоминавшейся схеме «при вузах».

В Томской области также существуют северский городской бизнес-инкубатор, студенческий бизнес-инкубатор «Стимул» при СГТА, а также Моряковский и Асиновский городской бизнес-инкубаторы. Итого – 10 структур на Томскую область.

Количество ведомых проектов в каждом из томских инкубаторов обычно не превышает пары десятков, итого, на Томскую область это одновременно не более двух сотен малых инновационных предприятий.

Как финансируются инкубаторы?


Конструкторско-технологический Б-И, по словам его менеджера Ирины Жуковой, был создан на средства администрации Томской области и Минэкономразвития. По такой же схеме финансируются и Моряковский бизнес-инкубатор, ставший первым в стране с сельской пропиской, и северский. Правда, к областным и федеральным средствам в ЗАТО были добавлены муниципальные – от администрации города. 

ТУСУР содержит «Дружбу» на внебюджетные средства: «Что сам зарабатывает, то и вкладывает», - отмечает Наталья Чекчеева, заместитель директора студенческого бизнес-инкубатора.

Наталья Чекчеева, бизнес-инкубатор ТУСУР

Наталья Чекчеева, заместитель директора бизнес-инкубатора "Дружба" и Сергей Коновалов, ТВ-ТУСУР (Фото: Мария Дегтярева)

Финансирование АСБИ ТГАСУ осуществляется за счет средств университета, это, по словам его директора Геннадия Мамонтова, порядка 1,5 млн. рублей в год. «Однако кризис в свое время повлиял на бюджет университета, поэтому наши доходы сократились, имеем самый минимум», - подчеркивает он. Так же финансируется и «Стимул».

«Аккорд» вырос из некоммерческого партнерства «Содействия развитию Академгородка г. Томска», и существует на деньги предпринимателей, вложившихся в этот проект.

Специфика томских инкубаторов

Инкубаторы Томской области ориентированы на решение разных задач. Если инкубаторы при вузах привлекают большое количество студентов, молодых ученых, и занимаются разработками в сфере ИТ или высоких технологий, то у других резиденты работают в более практических плоскостях.

Так, например, асиновская и моряковская структуры функционируют как платформы для самого разного малого бизнеса, предлагая местным предпринимателям площади и консалтинг разного рода. Резиденты этих бизнес-инкубаторов активно участвуют в конкурсах на получение господдержки – различных субсидий, грантов и т.д., и занимаются делом самого разного рода - от производства мягкой игрушки до стройматериалов. Приоритетными считаются сфера услуг, производство, строительство и  сельское хозяйство.

Конструкторско-технологический Б-И - не студенческий бизнес-инкубатор, здесь работают люди, получившие образование, отмечает Ирина Жукова. «Среди них есть выпускники университетов, есть кандидаты наук, есть доктора, - говорит она. -  Каждый бизнес-проект получает на территории инкубатора офисное помещение и место для производства продукции, оснащенное станками. Размещаются все малые инновационные предприятия на льготных условиях: первый год платят 40% арендной платы, потом – 60%, затем – 80%. Договор заключается на 3 года, все проекты заселяются на основании конкурсной комиссии».

Кстати, три года – это практически, стандартный срок, таков он и в  АСБИ ТГАСУ, и в ТУСУРе.

Конечно же, единственный частный бизнес-инкубатор работает несколько по другой схеме, чем структуры, финансируемые государством или вузами – и здесь выпускникам потенциально должно быть проще пережить расставание с ним. Все-таки, частный бизнес-инкубатор, главным образом, выводит на рынок именно компанию, а не конкретный продукт.

В бизнес-инкубаторе. (Фото: Мария Дегтярева)

С одной стороны, авторы могут просто прийти в такой бизнес-инкубатор и оплатить услуги по подготовке разного рода документации, поиску инвестора и выпуску промышленных образцов. С другой – инкубатор не будет брать деньги, но получит долю в создаваемом предприятии. По словам генерального директора инновационного технологического инкубатора "Аккорд" И. Соколовского, таких проектов большинство.

Инкубатор, обладая долей в предприятии своего резидента, всегда ищет инвестора, и потом уже совместной командой выводит проект на самоокупаемость. После чего продает свою долю автору проекта или инвестору и выходит из дела – то есть, фактически выпускает проект на рынок.  

Но это в идеале. На деле же, продать долю частному бизнес-инкубатору достаточно сложно, во всяком случае, у «Аккорда» такого опыта пока нет.

Подробнее о том, как и зачем создавался томский частный инкубатор, в комментарии генерального директора инновационного технологического инкубатора "Аккорд" Игоря Соколовского.

Достаточно ли Томску бизнес-инкубаторов?

Достаточно ли Томску такого количества бизнес-инкубаторов? В этом вопросе представители Б-И, с которыми нам удалось пообщаться, не были единодушны. Так, по мнению Игоря Соколовского, инкубаторы Томску стоит заводить практически в каждом здании – именно это поможет поддержать статус действительно инновационного города.

Наталья Чекчеева (ТУСУР), в свою очередь, считает, что «Томск, в плане создания инфраструктуры поддержки полного цикла инновационной деятельности, впереди России всей. Мы уже создали условия для коммерциализации инноваций на всех этапах, что другим пока только предстоит сделать. Может, разрозненно у них это и есть, но у нас создан дееспособный учебно-научно-инновационный комплекс», - отметила она.

Резиденты бизнес-инкубатора

Резиденты студенческого бизнес-инкубатора за работой (Фото: Мария Дегтярева)

Правда, пока в этом комплексе все-таки есть, что дорабатывать.

Большинство вузовских инкубаторов выращивают компании, которые не готовы к автономной работе по прошествии инкубационного срока. Им требуется продолжение работы на следующей площадке из той самой общей цепи коммерциализации, благодаря которой инновационная идея сможет превратиться в продаваемый товар, востребованный людьми, а компания – в прибыльную и самостоятельную бизнес-единицу.

Одного технологического бизнес-инкубатора в области недостаточно. В планах ТУСУРа  открытие такой структуры. По словам Натальи Чекчеевой, готово даже здание под него, но необходимо 90 млн. для запуска этого проекта. В этом случае, выпускники той же «Дружбы» смогут сначала  наладить мелкосерийное производство в технологическом бизнес-инкубаторе, а затем, как отмечает Наталья, уйти работать в томскую ТВЗ.

Фоторепортаж о буднях резидентов бизнес-инкубатора ТУСУР - на Media.Westsib.Ru

Для тех компаний, которые выпускаются из конструкторско-технологического Б-И, с послеинкубационными условиями тоже не все идеально. По идее, они как раз должны уходить именно в ТВЗ, но, как рассказывает Ирина Жукова, «не все туда хотят - не до конца сформированы правила игры и высокая арендная плата. Существуют, конечно, льготные кредитования, но не все, опять-таки, хотят с этим связываться».

В продолжение нашего рассказа о томских бизнес-инкубаторах на следующей неделе – разговор об их проблемах, резидентах и инновациях, как таковых.

Текст: Елена Фаткулина

Подготовка комментариев: Евгения Швецова

Фото: Мария Дегтярева