18+
18+
РЕКЛАМА
Люди, Роман Казаков: Как научить сибиряков есть суши, персонал - зарабатывать деньги, а бизнесменов - зани Роман Казаков: Как научить сибиряков есть суши, персонал - зарабатывать деньги, а бизнесменов - заниматься благотворительностью

Роман Казаков: Как научить сибиряков есть суши, персонал - зарабатывать деньги, а бизнесменов - заниматься благотворительностью

Создатели одной из самых знаменитых книг о бизнесе последних десятилетий - "Бизнес в стиле фанк" - Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале говорили: "Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся только неудачники". Достаточно жесткий, но вполне работающий принцип - как показывает практика, за плечами каждого успешного бизнесмена обычно не один успешный проект, и не один открытый талант. История томского бизнесмена Романа Казакова - еще одно тому доказательство.

Несмотря на обилие упомянутых в статье бизнес-проектов Романа (и даже - о боже! - ссылок на их сайты), это не рекламное интервью, это история человека, который по-хорошему удивляет - и чей опыт, как нам кажется, может оказаться вдохновляющим для многих.

НАЧАЛО

Работать "на себя" Роман Казаков начал буквально с первого курса. Первый проект стартовал в 1996 году – это была продажа хот-догов в ТГУ, где Роман в то время учился.

- Открыли его вдвоем с товарищем, полгода просуществовал. В итоге все, что мы получили – это бесплатные обеды в виде хот-дога каждый день и личный водитель, который нас увозил и привозил с учебы вместе с…микроволновкой. Но было весело, - рассказывает Роман.

Потом была деятельность в области рекламы – Казаков пошел работать обычным рекламным менеджером, и уже через пару месяцев зарабатывал столько же, сколько и мать-учительница. Потом была торговля пьезо-зажигалками - за 3-4 месяца 19-летнему студенту удалось заполнить ими весь томский рынок, сдавая товар оптовикам и стать первым в Сибири поставщиком, официально растаможивающим этот товар в Забайкальске.

А потом пришла эпоха "Мира суши" - сетевого ресторана доставки, который послужил "ролевой моделью" многих российских доставочных сетей:

- В Томске долго раскачивались – года полтора наверное, очень сложный на подъем город. Зато в Красноярске, который мы открыли через полгода уже на пару с товарищем (своих денег у меня по прежнему не было ещё) пошло все хорошо. Через полгода мы все окупили, и весной 2006 года был запущен уже третий город, потом, через год, четвертый, ну и так далее. В общем, через два года с момента старта я рассчитался со всеми кредитами.

На кухне первого томского ресторана "Мир суши", 2012 г.

КОМПАНИЯ

- Сегодня мы присутствуем в 5 городах, ещё порядка 7-8 работают по проданным в 2005-2006 годах франшизам. Опыт введения франшиз был не очень удачным (главным образом, из-за недочетов нашего законодательства), так как требовать от партнеров выполнения стандартов оказалось очень проблематично. В итоге франшизы я продавал без ТМ, в основном, знакомым. Большинство из тех, кто склонировал нашу модель, выросли тоже в сети из 3-4 городов, кое-кто из них пошел и по нашим городам, опять же, это определенный опыт и для нас… Но зато играть с сильными конкурентами интереснее.

А несколько лет назад в моей жизни наступил момент, когда я понял, что могу делать гораздо больше в этой жизни, помимо непосредственного управления компанией, пусть и достаточно большой. Правда, очень сложно было перестроиться на новые "рельсы", доверить свое "детище" кому-то еще. Я всегда раньше жил по принципу : "Хочешь сделать хорошо, сделай сам". Но пришлось выбирать: делать все как раньше, или начать доверять. Я рискнул. Понимал, что будет лучше, но все равно было страшновато, особенно когда дела начинали идти не совсем так, как хотелось.

В такие моменты хотелось снова вернуться и начать управлять, но я держался. Силой заставлял себя не ездить: поначалу свел количество дней присутствия на работе до 3 в неделю: хочется срочно решить какой-то вопрос, но я себе не даю, жду запланированного дня. Потом было два дня, потом один. Сейчас я появляюсь в компании раз в месяц, и то больше не для контроля, ребята уже, наверное, даже более грамотные в этом бизнесе, чем я. Приезжаешь просто пообщаться, поддержать, поделиться новыми идеями, - рассказывает Роман.

В апреле в Томске открылся первый недоставочный ресторан "Мир суши" - из него планируется сделать вторую полноценную сеть по всем городам присутствия, и это, как говорит Роман, тоже будет совершенно независимый проект, со своей структурой управления. Есть гостиничное направление и ещё один интересный проект, о котором мы уже неоднократно писали - доставка экологически чистых продуктов "Ежи".

- Надоело есть пластмассовые продукты, надоело смотреть, как потихоньку вымирает деревня, и никто ничего не может сделать… Так появились Е.жи – Есть жизнь. 

Хлеб от Ежей

ПРОЕКТЫ

После передачи управления сетью доставочных ресторанов, у Романа появилось время на другие проекты и на другие стороны жизни:

- Стал больше времени проводить дома, с семьёй. Всегда раньше хотел, но не мог этого позволить. Читать книги снова начал. Открыл для себя благотворительность, занятие социальными проектами: в 2009 году я запустил первый проект "Бесплатная утренняя зарядка". Понравилось, все получилось, я понял, что могу применять свои таланты и на благо Томска, людей. В итоге был создан благотворительный фонд "Мир моей мечты", который сегодня ведет пять крупных проектов. Планов в фонде громадьё: мы хотим из него сделать полноценный фонд поддержки социальных инициатив с самостоятельными грантами, который бы наравне с городом мог решать любые социальные проблемы. Отличие будет в том, что эта инициатива будет не сверху, как принято, а снизу, от самих горожан, от бизнеса. Периодически в ВУЗы зовут: прочитать лекции на тему бизнеса. С удовольствием хожу, мне нравится общаться с молодежью, передавать свой опыт. А в последнее время просто незнакомые люди стали приходить за советом.

Помимо фонда есть у нас тренинговый центр "Путь к себе". Цель – помогать людям меняться к лучшему, находить ответы на жизненные вопросы. Однажды у меня был очень сложный период в жизни и помочь было просто некому - вот и создали такой центр. Будем привозить известных тренеров со всего мира, работающих по всевозможным направлениям. Есть интернет-проекты: один - "Полдень Сибири", сейчас модернизируется, другой - интернет-магазин "Ежи-ежи".

Есть и ещё проект, хотя его сложно так назвать: мы решили построить новую модель деревни, своего рода мини-государство со своей экономикой, со своей инфраструктурой, со своей системой образования. Строим, в первую очередь, для себя: для единомышленников, тех, кто хочет жить на природе, есть настоящие продукты, растить счастливых свободных детей. Параллельно на базе этой модели хотим показать некий пример другого подхода к жизни на земле, ведь сейчас только ленивый не ругает деревню, то, что там происходит: нет работы, нет цели у людей, пьянство.

Роман уверен - подобная идея может выжить и быть реализованной:

- Мне тоже в свое время говорили про суши – да кто их есть-то будет? А сейчас мы крупнейшие продавцы еды на дом в России. С фондом такая же история – "кому нужна благотворительность в России!" – но мы существуем уже третий год, а число участников растет уже в геометрической прогрессии. Просто, на мой взгляд, везде нужна голова и люди! Они решают всё!

Проект "Бесплатная утренняя зарядка", май 2011 г.

ЛЮДИ

- Сейчас мы так выстаиваем взаимоотношения, продумали такую модель мотивации с вновь приходящими партнерами (а все приходящие для нас именно партнеры – не работники), которая позволила нам привлечь в команду достаточно много интересных людей. Мы приглашаем в команду не просто лучших, а лучших из лучших. Мы приглашаем тех, кто готов получать зарплату порядка 7 000 руб. Меньше, к сожалению, законодательство не позволяет (смеётся). Все очень просто, ищем людей, которые работаю не за зарплату, а за результат, которые готовы на 100% нести ответственность за ту работу, которую выполняют. Правильнее будет сказать, что мы не платим, а создаем такие условия, где каждый партнер может реализовать свои самые смелые идеи, где уровень доходов ограничен только смелостью и готовностью идти вперед. Во всех наших компаниях у руководящего состава зарплата именно 7 тысяч рублей, остальной заработок - это процент от полученного дохода за реализуемый проект.

Приведу пример: приходит молодой человек, например, на должность руководителя маркетинга. Мы ему даем изначальные условия: бюджет рекламы такой-то, выручка компании такая-то. Эффективность рекламной компании - Х%. Эти условия равны той самой заработной плате в 7 000 руб. А дальше все зависит от человека.

Путей для роста его доходов в этом примере три, как минимум, если он сам ещё что-то не придумает:
- снизить объем затрат на рекламу при сохранении выручки
- увеличить объем выручки при сохранении текущего рекламного бюджета
- способствовать развитию других направлений холдинга…

В итоге, при сокращении расходов на рекламу на 15-20% или росте выручки на 10-15% доход такого партнера в месяц может составлять порядка 100.000 руб. На самом деле у нас руководители есть, кто гораздо больше зарабатывает.

Но, к сожалению, есть и проблема: очень мало людей, кто готов по-настоящему брать на себя ответственность за результат и разговаривать с тобой на равных, отстаивать свою позицию до конца. Тем не менее, мы подбираем в команду именно таких ребят. Риски тут, безусловно, есть. Никто не застрахован от ошибок - но ошибки ведь тоже опыт. Я не знаю людей, кто бы ни разу не ошибался. Ошибка - тогда ошибка, когда она совершена дважды. Грамотный руководитель всегда помнит эту истину и позволяет людям, в том числе, и ошибаться, иначе не будет доверия. А где нет доверия – нет команды.

По большому счету, мы расцениваем свою команду не просто как сопартнерство классных специалистов, готовых к риску, а как семью. Это значит - мы вместе, и в горе, и в радости, всегда готовы "подставить плечо" в трудный момент.

Экскурсия на производство, Томск

Относительно недавно Казаков начал осваивать и другие формы сотрудничества с персоналом:

- Анализируя процесс роста персонала, я стал замечать, что часть сотрудников просто перерастает размеры текущей компании, что они могут гораздо больше. В прошлом, у нас это обычно заканчивалось уходом из компании и открытием своего какого-то проекта. Всегда было жаль терять таких людей. Для них была придумана другая форма взаимоотношений – полноценное соучредительство во вновь создаваемых проектах.  К примеру, работал у нас в "МС" замечательный повар. За год работы стал одним из лучших шеф-поваров компании. Причем потенциал этого человека был явно выше, чем быть только поваром, он ещё и талантливым руководителем оказался, способным вести за собой команду, брать на себя ответственность за результаты своих решений. Когда у нас появилась идея развивать новое направление – сеть фирменных ресторанов -  ему предложили поучаствовать в разработке концепции первого ресторана. Концепция прошла защиту на общем собрании партнеров компании, и мы предложили нашему шефу возглавить проект с выделением доли в новом направлении. Для начала - это  5% при выполнении тех договоренностей, которые были в концепции. Причем эти условия человек сам себе пишет. При выходе проекта на запланированную рентабельность (это второй этап нашей договоренности) получает ещё 5%. На самом деле, и это не предел: если человек может больше, то есть и ещё куда расти.

Если наш руководитель перерастет уровень управления одним рестораном, то ему, как говорится, "зеленый свет" к строительству филиальной сети. И, соответственно, доля его участия может вырасти ещё на 10-20%. Мы долго думали над схемой привлечения ресурсов, думаю, что решили: можно теперь расти практически без ограничений. Это и собственные средства, и привлечение венчурного финансирования, ну и, в крайнем случае, кредитные ресурсы, хотя мы пока и не пользовались ни разу кредитами, есть у меня какое-то недружелюбное отношение к этому варианту. Продумывали мы и потенциальную схему выхода на IPO для особо крупных проектов.

У молодых есть, конечно, минусы - отсутствие управленческого опыта, мудрости, но это же одновременно и плюсы: у них нет стереотипов и слова "невозможно". А мудрость и управленческий опыт есть у нас!:)

СПРАВКА ОБЗОРА:

Роман Казаков, основатель и партнер более десяти успешных коммерческих и некоммерческих проектов в Томске и в России. Самый крупный и известный проект - сеть ресторанов доставки "Мир суши". Год основания 2004, количество собственных филиалов - 5, проданных франшиз – 6. Количество сотрудников в собственных филиалах – более 300. Кроме того, доставка здоровых продуктов "Ежи", тренинговый центр "Путь к себе", зонтичный бренд "Экологические поселения" - оптовая продажа экологически чистых продуктов питания из Сибири, экологическая деревня "Чистые истоки", частная общеобразовательная школа, благотворительный фонд "Мир моей мечты" и др.

Текст: Е. Серебрякова

Фото: из архива Р. Казакова, ресторан "Мир суши", "Томский Обзор", фонд "Мир моей мечты"