18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Музейные тайны. Искусствовед Музейные тайны. Искусствовед

Музейные тайны. Искусствовед

Искусствовед – красивое слово. Да и если смотреть издалека, сама эта профессия кажется очень привлекательной. Любоваться на произведения искусства, писать о них научные статьи, знать о работах в разы больше, чем обычные зрители…

Так ли это на самом деле и чем в современном музее занимается искусствовед? Это мы и выясняли у Татьяны Микуцкой, заведующей научно-исследовательским отделом Томского областного художественного музея.

 

Учиться на искусствоведа Татьяна Николаевна решила в конце 1970-х. Тогда для Томска такой выбор казался необычным, в городе был всего один профессиональный искусствовед, директор Художественной школы №1 Виктория Григорьевна Ротман.

- Трудно понять, почему меня привлекла эта профессия, наверное, на меня повлияла художественная школа, - размышляет Татьяна Микуцкая. - Конечно, свою роль сыграла атмосфера: девушки и юноши на переменке говорили совсем на иные темы, чем в школе, вели беседы об искусстве. Доводилось мне общаться и с художниками, посещать открытия выставок. Я поняла: это удивительная среда, и она меня привлекает, действительно мне интересна. Вскоре я стала работать в краеведческом музее и убедилась: художники это особые люди, стоит выбрать профессию, связанную с искусством, с музеями.

Когда решение было принято, Татьяна Микуцкая поступила в Свердловский университет. В то время искусствоведов готовили только в трех городах: в Москве, Петербурге и Свердловске (Екатеринбурге). Уезжать далеко от Томска не хотелось – у Татьяны уже была своя семья. Впрочем, в Свердловск тогда поступали со всего Союза - среди однокурсников Микуцкой были студенты из Латвии, Украины, Белоруссии. В том же вузе учились музыканты, артисты, так что студенческие годы не только дали возможность получить классическое образование, но и запомнились интересными встречами. Затем пришло время возвращаться домой.

- Работа в краеведческом музее давала возможность «общаться» с шедеврами. Изучали фонды - тогда коллекция была почти не обработанной, мы самостоятельно занимались ее атрибуцией, датировкой, - вспоминает Татьяна. - Кроме того, принимали участие в подготовке крупных выставок. Вскоре в Томске открыли художественный музей, для этого была сформирована творческая группа сотрудников. Тогда к нам привозили коллекции из Эрмитажа и Третьяковки, с ними в город приезжали известные кураторы, мы общались на разные темы. Сначала среди нас было всего три-четыре искусствоведа, потом девушки-филологи вдохновились, решили получить образование и поступили заочно в Петербург.

 

Искусствовед – и по сей день редкая профессия. Татьяна Микуцкая считает, что так и должно быть:

- Есть культурный слой, который для научной работы принадлежит небольшому количеству людей. То есть, конечно, сами произведения принадлежат всем, но нужны люди, которые дадут паспорт каждой работе, найдут ее, привезут в музей, изучат и уже только потом покажут на выставках или в постоянной экспозиции музея. В музее произведение начинает жить другой жизнью, не такой, как дома у коллекционера или в мастерской у художника. Кстати, сами творцы не всегда «видят» работу. А у искусствоведа должен быть «поставленный глаз», чутье. Как оно формируется? Это очень сложный процесс. Большую роль играет опыт. И дело не только во вкусе – бывает, люди прекрасно умеют подбирать и сочетать одежду, но не могут верно оценить работу.

Очень важно разглядеть в пока непризнанном авторе будущего классика. Например, когда еще много лет назад Татьяна Микуцкая с томскими художниками побывала в Красноярске у Андрея Поздеева, который сегодня считается автором мирового уровня, то домой она возвращалась с 13 работами. Их с трудом, с помощью летчиков, удалось занести в маленький самолетик, летавший тогда между городами. Стоили картины в то время недорого, но на закупочной комиссии в музее долго сомневались, надо ли приобретать их в коллекцию. Многие голосовали против. Все-таки работы купили, и теперь в томском музее небольшое, но хорошее собрание замечательного художника. Прошли годы, Андрей Поздеев стал признанным мастером. И некоторые из тех, кто когда-то голосовал против приобретения его картин, превратились в пропагандистов его творчества.

Почти за каждой новой работой, появившейся в фонде музея – своя история.

- Когда-то наш музей приобретал что-то в Москве. Однажды я летела в Томск 8 марта с очень тяжелой иконой, переносить ее мне, казалось, помогал весь самолет, - рассказывает Татьяна Микуцкая. – Часто искусствоведы сами перевозят большие, тяжелые и очень ценные работы, хотя обычно люди этой профессии – хрупкие, слабые женщины. Зато настоящие мастера своего дела, способны на поступок. До сих помню, как искусствовед Ольга Власова, которая работала у нас, а потом в Русском музее, в 1990-е годы привезла в Томск выставку Павла Филонова. Тогда никому не позволяли вывозить его картины, ей пришлось совершить настоящий подвиг, чтобы добиться нужных разрешений.

Когда Министерство культуры еще спонсировало для музеев закупки новых экспонатов, то надо было уметь находить общий язык с чиновниками, доказывать специалистам, что Томск - это тот город, куда можно и нужно отправлять работы.

- В конце 1980-х в Москве на открытии выставки удалось познакомиться с Маргаритой Карловой из Министерства культуры, мы назначили встречу и когда я, начинающий искусствовед, пришла к ней, то за чашкой кофе она устроила мне экзамен, - говорит Татьяна Микуцкая. – Выясняла, кого я знаю из художников, кто мне интересен. Тогда было много журналов об искусстве, я их читала, бывала и в столице, знала художников, общалась с ними. После нашей беседы специалист пообещала: «Будем вас комплектовать!». И я несколько лет приезжала, отбирала для музея несколько работ в хранилище Министерства культуры, так наши фонды и комплектовались.

Иногда передача коллекции в музей становится возможной благодаря хорошим отношениям искусствоведа с художниками или их родными. Так получилось с собранием удивительного художника Вадима Мизерова, немало лет прожившего в Томске. Его вдова Валентина хранила все работы дома.

- Мы познакомились с Валентиной Михайловной, подружились, а вскоре настала юбилейная дата – в 1989 году исполнялось 100 лет со дня рождения Вадима Матвеевича. Собрались сделать выставку. Мне очень хотелось оформить ее красиво. Тем более, что сами акварели Мизерова, его портреты, пейзажи до сих пор поражают своим цветом. Удалось купить много цветов, наша стекольщица специально для них сделала вазы, и мы поставили букеты в залах. Получилось вполне в эстетике модерна, работы были поданы в том же духе, как делали в начале ХХ века: полумрак, вазы с прекрасными ароматными цветами и картины. Когда вдова зашла в музейный зал и увидела выставку, была счастлива. Она поняла, что творчество ее мужа приняли.

Позже в музее выпустили каталог с работами Вадима Мизерова. Тронутая отношением и вниманием к творчеству мужа, его супруга подарила коллекцию, более чем 120 работ художника, музею. И это только один из примеров взаимодействия искусствоведов и творцов.

Помочь комплектовать фонды могут и выставочные проекты. Сейчас Татьяна Николаевна занимается подготовкой очередного, уже 5-го всероссийского конкурса оригинального рисунка. Он проводится с 2000 года.

- Рисунок - это тот случай, когда художник остается один на один с карандашом и бумагой, или тушью и пером, - объясняет Татьяна Микуцкая. – Это не работы, созданные с помощью компьютера. Сейчас российская школа теряет свой язык, оригинальность. Коллаж - это неплохо, но даже Пикассо говорил: для того, чтобы хулиганить в искусстве, надо сначала выучиться, получить базу. Оригинальный рисунок - первооснова российской художественной школы. Идея проекта родилась, когда в искусстве было засилье непрофессионализма, плагиата. Рисунок сразу показывает, кто ты есть. Конкурс проводится раз в три года. Участников с каждым разом все больше, в прошлый раз были работы из 52 городов.

 

Значимая составляющая профессии – это и научная работа, статьи, конференции, и, разумеется, музейные каталоги. Не все могут приехать в Томск в музей, но у каждой работы из его коллекции есть свой паспорт. В 2012 году художественный музей выпустил к своему 30-летию каталог - увесистый, красиво оформленный, в твердой обложке. Он посвящен всему собранию Томского художественного музея. Первый каталог, вышедший в 1990-е, выглядел скромно, был выпущен на газетной бумаге. Нынешний, более представительный, активно рассылается по музеям и библиотекам. Теперь планируется большое издание полного научного каталога, с его помощью Томску удастся больше включиться в жизнь мирового музейного сообщества.

Должен ли искусствовед сам владеть азами художественного творчества? Вопрос спорный, но Татьяна Микуцкая считает, что такие знания пойдут только на пользу:

- Может, я так думаю потому, что училась в художественной школе. Но когда на моих глазах некоторые искусствоведы начинают критиковать профессиональную работу, то порою хочется им сказать: «Возьмите кисть, попробуйте сами собрать 3-4 цвета, хотя бы акварелью, работать маслом сложнее». Тогда станет понятнее, и как рождаются работы, и появится больше уважения к художникам.

Компетентность искусствоведа – сегодня острый момент. Профессия становится модной, что, конечно, влечет за собой свои сложности.

- Обидно, когда многочисленные выпускники факультетов культурологии называют себя искусствоведами, хотя далеко не всегда имеют на это право, - говорит Татьяна Микуцкая. – Например, недавно мне дали рецензировать диплом выпускницы, оказалось, что 95% этой работы - моя научная статья из книги «Томские художники».

Между тем, искусствовед должен чувствовать свою ответственность:

- Изучать историю государства по истории войн неправильно, - полагает Татьяна Микуцкая, - История цивилизации – это история искусств, творчества. А часть духовной культуры, ее хранилища - это музеи. Сегодня профессия искусствоведа по-прежнему кажется мне очень важной. Особенно теперь, когда реформируют образование, и, вероятно, люди будут все меньше и меньше стремиться быть культуными, интеллектуальными.

Впрочем, работа искусствоведа в музее – дело не только сложное и ответственное, но и очень увлекательное. В том, что она выбрала нескучную профессию, Татьяна Микуцкая была уверена, когда поступала в вуз, также думает и до сих пор.

 

C другими материала из цикла «Музейные тайны» вы можете ознакомиться на «Афише».

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина