Городской конструктор в Томске. Нашли проблему: сообщества реформаторов
Сообщества можно рассматривать не только как клубы по интересам, но и как своеобразные маркеры, которые указывают на неудовлетворенные потребности горожан. Например, любители аниме в Токио — отаку — долго не могли найти себе место в городе, потому что чувствовали себя некомфортно среди тех, кто не разделял их интересов. Тогда они переделали под себя целый квартал, который теперь известен, как «Святая земля отаку».
О том, какие задачи в разные периоды истории решали сообщества, и как это влияло на городскую среду рассказал участник проекта Strelka Talks архитектор Рейнир де Грааф.
Отношения между сообществами и архитектурой всегда были довольно сложными. В
В этот период было написано много книг и манифестов. Например, манифест Дорна (1954), в котором, с одной стороны, проповедуется социология как дисциплина, с, а другой, утверждается, что архитектура может и сама решить все социальные проблемы. Одна из наиболее известных книг была написана членом Team X Якобом Бакемой — «От стула к городу» («From chair to city»). Он сравнил архитектурный дизайн с населением, изобразив на иллюстрациях высоту домов пропорционально равную росту членов семьи. Высокий отец, мать чуть пониже и совсем маленькие дети — так разница между зданиями представляет отношения между людьми, которые в них живут. Для
В
Мы видим, что за последние два десятилетия в архитектуре все чаще употребляется слово «сообщество», но частота, вероятно, прямо пропорциональна пониманию этого слова, поэтому необходимо сделать шаг назад, за пределы архитектуры, и посмотреть, как развивались сообщества в других областях.
В Южной Америке было несколько попыток создания альтернативных форм общества. В конце XIX века сестра Ницше Элизабет основала в Парагвае поселение, где вместе с немецкими колонистами пыталась сохранить генетически чистую версию арийской расы (позже это стало основой фашисткой идеологии). Интересно, что этот поселок все еще существует, там
Сейчас люди часто пытаются скрыться от реальности в интернете, где есть возможность делать вещи, которые общество обычно не терпит. Но, например, благодаря фейсбуку мы видим и совершенно другую тенденцию. Раньше считалось, что виртуальность — это возможность расширить реальность, но сейчас мы наблюдаем обратное движение: флешмобы, всевозможные «оккупаи» и даже Арабские весны — во всех этих процессах наоборот реальное становится продолжением виртуального.
Токийский район Акихабара — родина
Сообщество, которое живет в этом районе, называется отаку. Их мир сделан в формате 2D, и это становится проблемой, когда дело доходит до романтических отношений. Самый популярный вопрос среди них: «У тебя ведь никогда не было девушки, да?». Если девушка — это принт на подушке, то ответить может быть довольно затруднительно. Поэтому район Акихабара — это интересная попытка перейти из виртуального формата 2D в материальный — 3D.
Таким образом, круг замкнулся. Отаку — это доказательства того, что интернет не заставляет сообщества исчезнуть, наоборот, несмотря на появление новых технологий, сообщество никогда еще не было настолько актуальным и физически реальным явлением. Проделав долгий путь от заседаний в саду, сообщества сохранили свою независимость, до сих пор занимая определенную территорию, пространство и здания, чтобы заявить о себе.
Фотографии: Hector Garcia, Lucas, Flickr.com
Иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка»