«ЮДИ»: как устроена школа танцев, где учат дисциплине и выдержке
Отыскать местоположение школы танцев «ЮДИ», не заглянув в карту, довольно проблематично: она затерялась
«Томский Обзор» разузнал как проходят тренировки в школе «ЮДИ», почему для всех учеников обязательны отметки за поведение и каким должен быть хороший детский тренер.
Душевные ЮДИ
Небольшой холл встречает посетителей десятком пар обуви. Чтобы миновать его и пройти внутрь, необходимо разуться. В школе все, включая тренеров, ходят босиком. Прямо по коридору — кабинет директора школы, Светланы Андрикевич. Дверь в него постоянно открыта, а в пересменку здесь всегда много людей: дети, родители, тренеры. Все задают Светлане кучу разных вопросов, на которые она успевает одновременно отвечать.
— Светлана Трофимовна, а конфеты есть?
— Кончились, аскорбинку будешь?
Мальчуган лет семи явно расстроен таким поворотом событий, но на аскорбинку соглашается и покидает директорский кабинет. Светлана Трофимовна продолжает показывать дневник успеваемости мамам новеньких учеников. В него, как в обычный школьный дневник, тренер выставляет оценки и пишет домашние задания. Дневник содержит правила поведения в школе и на занятиях. Также в нем есть справочный блок: базовая информация о том, как устроены человеческие мышцы и суставы, и как правильно их разминать.
— Правила школы «ЮДИ» знать обязательно! Тренер может в любое время спросить. Порядок разминки выучить! Ребенок должен уметь самостоятельно разминаться. Строение человека знать!
Рабочий день Светланы Трофимовны начинается в 10 утра и заканчивается в 10 вечера. Все вопросы устройства и функционирования школы лежат на ней. У школы всего один выходной и совсем не бывает каникул. В перерывах между бумажной работой Светлана Трофимовна поглядывает в монитор, на который выведено изображение с видеокамер танцевальных залов. Поглядывает и улыбается:
— Дети у нас очень хорошие. Душевные. Я каждого из них очень люблю.
В «ЮДИ» берут всех. Никакого отбора при поступлении нет. Любая начинающая группа в первую очередь осваивает базу и занимается общей физической подготовкой.
— У нас нет отсева. На то мы и школа, чтобы обучать. Мы не выбираем лучших, все дети хорошие. Просто через определенное количество времени делаем корректировку, чтобы группы были однородными. Так проще работать и детям, и тренеру.
В тесноте да не в обиде
Изначально школа представляла собой разбросанные по городу маленькие группы учеников, которых тренировали участники танцевальной команды «ЮДИ». Время шло, количество учеников росло, и у ребят появилась необходимость расширяться. Так пришла идея создания собственной школы.
Начинали с пустого зала и нескольких матов, не было никакого спортивного инвентаря. Все обреталось постепенно и понемногу.
— Мы просто захотели. Мечтали о школе, о работе с детьми. И как бы ни было трудно, мы это сделали с нашим замечательным тренерским составом, с командой «ЮДИ» и нашими учениками.
Сегодня в школе три зала: один большой и два поменьше. Есть батут и акробатическая дорожка. На первый взгляд кажется, что весь необходимый инвентарь в школе есть, но, на самом деле, многого еще не хватает. А больше всего — пространства. Сегодня школа располагает площадью примерно в 600 квадратных метров. По стандарту длина акробатической дорожки должна быть 25 метров, в «ЮДИ» поместилась лишь десятиметровая. Но в школе не отчаиваются и продолжают упорно работать. Здесь часто говорят: «В тесноте, да не в обиде».
В связи с успехом команды «ЮДИ» на британском шоу талантов «Britain’s Got Talent» администрация области пообещала построить для школы большое, новое здание. Если проект осуществится, от тесноты удастся избавиться. Появятся новые залы, которые позволят развивать новые направления, заниматься в школе смогут почти 2,5 тысячи ребят. Планы на будущую школу грандиозные — она должна стать вторым дыханием «ЮДИ».
— У нас есть идеи, желание и сплоченный коллектив, который готов работать. И нам катастрофически не хватает площадей. Основной состав «ЮДИ» и «ЮДИ junior» работают еще и над театральной составляющей своих номеров. Мы могли бы обучать детей, к примеру, не только танцам, но и театральному искусству, — говорит Светлана Андрикевич.
Сейчас в «ЮДИ» тренируется около 600 учеников в возрасте от 4,5 лет и старше. Школа ориентирована в первую очередь на детей, но есть и одна взрослая группа. Среди популярных танцевальных направлений вроде
Помимо танцевальных направлений, есть и чисто спортивные — акробатика и батутный спорт. Акробаты и батутисты из «ЮДИ», наравне с учениками специализированных школ, участвуют в городских и региональных соревнованиях и занимают призовые места. На последних соревнованиях два первых места забрали ученики «ЮДИ». Вообще, школу чаще называют спортивной — потому что даже танцы здесь в первую очередь связаны со спортом.
Педагогическое призвание
Тренерский штат школы состоит из 16 человек и 4 помощников тренеров. Когда формируется группа новичков, к основному тренеру обязательно прикрепляется помощник. Малышам предстоит адаптация, которая требует повышенного внимания. И здесь очень важен свой психологический подход, который тренер найти обязан.
— Если цель тренера заработок и слава, а не воспитание ребенка — такой тренер нам не подходит. Ребенок к нему второй раз не придет. Дети чувствуют доброту и душевное отношение. Поэтому детей нужно любить, а тренерством нужно жить и болеть, — отмечает Светлана.
Для каждого ученика тренер — главный авторитет, и он же настоящий друг. В школе к тренеру принято обращаться только по имени, без отчества. Несмотря на такое равноправие, ученики соблюдают субординацию, и слово тренера остается законом.
Главный наставник школы — Евгений Фадеев, мастер спорта по спортивной акробатике с медицинским образованием. Днем он
В «ЮДИ» Евгений работает уже 10 лет, то есть, с самого основания школы. Основная обязанность главного тренера — разработка планов и методик проведения тренировок по всем направлениям. Это значит, что Евгений прописывает на бумаге, к примеру, как надо учить детей танцевать
Ещё одна задача главного тренера — формировать и обучать тренерский состав, контролировать его работу:
— Первое, что требуется от потенциального тренера — огромное желание кандидата работать с детьми. Чтобы у него было педагогическое призвание. Второе — это, конечно, спортивные навыки в том направлении, которое он будет тренировать. И третье — это понимание методики преподавания и умение работать с детьми разных возрастных категорий.
Сначала Евгений обсуждает с будущим тренером теоретическую часть преподавания. Когда теория усвоена, стажёру выдают маленькую подгруппу учеников, с которой выполняет определенные задания. И лишь потом потенциальный кандидат получает звание тренера, и имеет право самостоятельно организовывать тренировку.
Для всех видов тренировок существует единый принцип проведения, состоящий из определенных блоков: разминка, основная часть и заминка. Разминка подготавливает
— Если мы хотим научить деток делать сальто, мы не начинаем сразу учить их этому элементу. Они должны пройти несколько этапов подготовки. И это может занять несколько лет.
Стимул и мотивация
Как и в любом спорте, в танцах тоже требуется дисциплина и выдержка. Чтобы изучать сложные элементы, не достаточно лишь физических усилий, требуется еще и психическая готовность. Для учеников мотивация и стимул служат главным толчком к достижению результата. Здесь действует метод «кнута и пряника»:
В дневнике ученика «ЮДИ» две графы оценок: за поведение и за успеваемость. Оценка за поведение ставится после каждой тренировки, а оценка за успеваемость, только если ребенок хорошенько постарался и освоил
Для ребят постарше достаточно искреннего тренерского слова. И если ученик замотивирован, он обязательно услышит тренера. Самый действенный способ мотивации — это выступления на
— Помимо кастинга, проводится анализ поведения ученика. Бывает, что ребенок показывает хороший результат, но на этом результате он уже засиделся. Его уровень не меняется. И если мы его сейчас возьмем в концертную программу, то он больше не будет стараться. Ему будет комфортно. Дети должны двигаться вперед, только в этом случае у них появится возможность попасть на концерт или соревнование, — рассказывает Светлана Андрикевич.
Все эти мероприятия имеют лишь одну цель — замотивировать ребенка на достижение результата и постоянное развитие своих умений.
Текст: Екатерина Мороко
Фото: Мария Аникина