18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, «Верный друг»:Как отлавливают и содержат безнадзорных животных в Томске «Верный друг»:Как отлавливают и содержат безнадзорных животных в Томске

«Верный друг»:
Как отлавливают и содержат безнадзорных животных в Томске

В настоящее время отловом, транспортировкой и содержанием безнадзорных животных в Томске занимается ООО «Верный друг» — тендер на оказание этих услуг организация выиграла впервые в апреле 2015 года. В марте этого года «Верный друг» снова стал победителем аукциона.

О работе организации на территории города «Томскому Обзору» рассказала директор «Верного друга» Алёна Можейко.

Что такое «Верный друг»

Организация «Верный друг» появилась в 2013 году, и изначально специализировалась на кремации тел домашних животных. В апреле прошлого года к этому добавился уход за живыми животными, но прежнее название было решено сохранить.

«Верный друг» размещается на старой ферме в 20 километрах от Томска и более чем в километре от ближайшего населенного пункта — деревни Поросино. Здесь располагаются 200 вольерных мест на открытом воздухе и еще 20 больших вольеров в помещении. Одновременно здесь могут проживать 350–400 животных.

Именно сюда свозят отловленных безнадзорных собак со всего города. Здесь с ними проводят целый ряд процедур, среди которых и обязательная проверка психики.

Отлов

Отловом собак в «Верном друге» занимаются две бригады по два человека. Они выезжают на места, где горожане видели бродячих животных. У ловцов при себе всегда есть все необходимое оборудование для обездвиживания и транспортировки собак: петли, специальные препараты и оборудованные автомобили.

Приоритет всегда отдается вызовам на «логово», то есть на места, где обосновалась и постоянно живут собачьи стаи. Дело в том, что если ловцы выезжают на место, где собаку видели один-единственный раз, велика вероятность, что поймать животное не удастся. Однако это не значит, что «Верный друг» оставит этот вызов без внимания.

Как правило, на логово выезжают три ловца, иногда приходится выдвигаться и полным составом — все зависит от степени доступности логова, количества животных, их размера и степени агрессивности. О случаях укусов бродячими собаками горожане сообщают редко, как правило, речь идет о самке со щенками. В таком случае сотрудники «Верного друга» отправляются искать стаю. Бывает, что ловцы успевают отловить лишь одну собаку, иногда до пяти. Однако приоритет при отлове отдается именно самкам и щенкам.

На месте ловцы находят «загон» — в качестве него может выступать крыльцо (ниша под ним), яма под гаражами, в общем, любое место, откуда животные не смогут убежать. Иногда на помощь приходят люди, которые загоняют собаку (или собак) до приезда специалистов. В животное, которое удалось загнать, стреляют из специального обездвиживающего аппарата, ловят, связывают и отвозят в центр передержки.

В большинстве случаев ловцы выезжают в частный сектор. Особенно часто бездомных собак видят на Большой Подгорной и Степановке.

— Существует серьезная проблема с выброшенными собаками, — рассказывает Алёна Можейко. — Особенно это касается частного сектора. Хозяева отпускают собаку погулять, а потом либо забывают привязать обратно, либо собака сама не дается, потому что почуяла волю. Также собака, пусть даже и не бездомная, может попросту снять ошейник.

Чтобы хозяева не теряли своих животных «Верный друг» регулярно выкладывает посты в официальной группе ВКонтакте с фотографией пойманного животного в ошейнике и указанием места, где его отловили. Правда, в 80% случаев хозяева не находятся.

Ветеринарная обработка

Отловленных собак привозят в центр передержки. Здесь животных стерилизуют ветеринары — двое преподавателей Томского сельскохозяйственного института, которые приезжают в «Верный друг», когда это необходимо. После процедуры стерилизации собаки в течение суток обязательно отлеживаются в теплых вольерах. На следующий день становится понятно как животное перенесло операцию: некоторые не выходят из наркоза, у других во время процедуры выявляются дополнительные заболевания, требующие срочного оперативного вмешательства, которое не всегда заканчивается успешно.

— Собак же никто не проверяет, никто не делает УЗИ, осложнения бывают, но редко. У нас была всего одна смерть на операционном столе — собака не вышла из наркоза, — рассказывает Алёна Можейко. — Еще были несколько случаев, когда у собаки во время операции была обнаружена опухоль. Если ее вскрыли, то надо удалять. Бывает, что еще неделю после этого собака живет. Но таких случаев немного.

Также ветеринары могут помочь собакам, которых сбила машина. Им делают рентген, оценивают шансы животного на выживание (не задет ли позвоночник), в случае необходимости ампутируют больную конечность — без одной ноги собака может вести полноценную жизнь. Если же задет позвоночник и очевидно, что собака не встанет, ее отправляют на эвтаназию.

После операции с собаками начинает работать кинолог — «Верный друг» сотрудничает с очень опытным специалистом. В пункт передержки он приезжает издалека, порой по собственной инициативе. Около двух недель кинолог и сотрудники пункта передержки следят за состоянием животного — этого времени достаточно, чтобы оно адаптировалось к новым условиям и показало свой истинный характер. Специалисты определяют степень адекватности собаки, проверяют ее психику, рабочие качества, уровень агрессии, трусливости и так далее. Иными словами, кинолог оценивает, можно ли отпустить собаку обратно, или передать новому хозяину, не станет ли животное угрозой для человека.

— Если собака по-настоящему дикая, она никогда в жизни не подойдет к человеку. Это ненормально, но такое животное на человека никогда не кинется — оно как бы само по себе, — поясняет Алёна Можейко. — Есть бездомные собаки, которых прикармливают, они знают шорох пакета, из которого еду достают. Такие могут и к сумкам подбегать, по-своему «охотиться» на эти пакеты. У них вырабатывается инстинкт: пакет шуршит, значит, в нем еда.

Другое дело — щенки. С ними гораздо сложнее. Чтобы выяснить, какими они вырастут двух недель недостаточно, а определить степень агрессивности или трусливости в принципе невозможно. Некоторым из них генетически передается «дикость» родителей. Такие щенки сторонятся людей и очень тяжело социализируются, а если им это удается, то они признают лишь одного человека — того, кто носил их на руках и кормил. Как правило, из 10 «диких» щенков лишь двое готовы искать хозяина. Вообще же бездомные новорожденные щенки возрастом до недели подвергаются эвтаназии.

Если по прошествии двух недель специалисты определяют, что собака останется дикой или агрессивной — ее усыпят. Тела отправляют на кремацию.

— Бывает такое, что собака с виду хорошая, нормально относится к человеку, мимо нее можно спокойно пройти. Таким мы даем последний шанс — сажаем на цепь и пытаемся пристроить. Иногда получается: месяц-два на контакт не идет, но потом все нормально. Таких мы держим дольше, у нас достаточно опыта, чтобы суметь их выявить, — отмечает Алёна Можейко.

Содержание

В пункте передержки собаки, как правило, проводят месяц. Средства на эти цели выделяются из городского бюджета. Если же собака остается дольше, расходы на ее содержание берет на себя «Верный друг». В штате учреждения помимо ловцов находятся еще два человека: сторож, который вместе с семьей живет неподалеку от фермы. Еще один сотрудник приезжает каждый день — он чистит вольеры, готовит для животных еду, кормит и поит.

Собак кормят раз в день: в общей сложности съедается около 150 килограммов мясокостного остатка, смешанного со специальными гранулами для пушных зверей, которые содержат все необходимые витамины. В «праздничные» дни на корм собакам уходит 200–250 килограммов рыбы, которую «Верному другу» передают безвозмездно.

Еду готовят в специальном помещении. Здесь установлена печь и котел, где греется вода, которой заваривают мясокостный остаток и гранулы. Еду готовят в 4 баках по 90 литров. Щенки и кормящие мамы получают добавку.

Каждый вольер в пункте передержки убирается раз в двое суток. Все собачьи «дома» разделены на два сектора. В один день убирается первый, в следующий — второй. Также во время холодов животным подсыпают сено и опилки. Все оборудование для «Верного друга», в том числе и вольеры, цепи и ошейники, закупает город.

Пока собака живет в пункте передержки ее могут постепенно приучить к ошейнику, а потом к цепи. В таком случае даже у когда-то дикого пса появляется шанс найти нового хозяина. Чтобы животные не скучали с ними каждый день общаются сотрудники приюта — заходят в вольеры, гладят, разговаривают, иногда даже выпускают побегать. Некоторые собаки пользуются «особым доверием» и бегают по всей территории пункта передержки в ошейнике. Гостей «Верного друга» они не тронут.

В «Верном друге» до сих пор живет лис, которого отловили в Томске в январе этого года. Его хозяин нашелся, но пока с ним ведутся переговоры.

После передержки

После «Верного друга» животные могут отправиться к новому хозяину, в среду обитания или на эвтаназию (в крайнем случае, как было сказано выше). В прошлом году из центра в места отлова было отпущено 250 собак из более чем 2 тысяч пойманных. Все животные были стерилизованы и прошли необходимые тесты, на ухе у каждой собаки была закреплена специальная бирка.

— Мы отпускаем только тех, у кого есть люди, которые кормят. Например, на 79-й Гв. Дивизии, 11 живет собака, которую кормит весь дом. Когда мы ее отлавливали, люди подходили, спрашивали, что это мы с собакой делаем. После передержки мы ее отпустили: она никому не мешает, потомства от нее уже не будет, — рассказывает Алёна Можейко. — Поэтому, если горожане знают, что рядом живут собаки, но они не доставляют неудобств, можно позвонить, мы приедем, отловим, стерилизуем, поставим бирку и вернем назад.

В последнее время в «Верном друге» все больше внимания уделяют именно пристрою животных. Причиной этому послужило возвращение в центр бывшего подопечного, который в естественной среде начал вести себя агрессивно. К тому же стерильных и адекватных собак из «Верного друга» хорошо берут в частный сектор — для охраны.

За питомцами приезжают не только из Томска и соседних деревень, но даже из области — Молчаново, Кривошеино, Тегульдета; несколько собак уехали из «Верного друга» в Первомайский район. Тех, кто приезжает сюда за собакой, консультируют по каждому животному: рассказывают о его характере, судьбе, привычках. К вольерам с дикими или агрессивными животными гостей не подводят. Также сотрудники «Верного друга» поддерживают связь с теми, кто взял себе некогда бездомную собаку.

— Этот механизм сокращения численности бездомных животных в городе был запущен и работал давно, но полностью отладился только в сентябре прошлого года. При постоянном финансировании этой программы в следующие 4–5 лет, проблему безнадзорных собак в Томске можно решить. На сегодняшний день в городе около 4,5 тысяч бродячих собак, средняя продолжительность их жизни — 5–6 лет. При стабильной работе, постоянном отлове, число таких животных будет сведено к минимуму, — утверждает Алёна Можейко.

В последнее время в «Верном друге» все чаще встает вопрос об организации приюта: некоторых животных в естественную среду отпускать нельзя, но и содержать в течение длительно времени нет возможности. Места, для организации приюта на территории фермы, по словам Алёны Можейко, хватит.

О работе «Верного друга» в городскую администрацию регулярно поступают положительные отзывы от томичей. Горожане благодарят организацию за хорошее отношение к животным и профессиональной работе:

«…Руководитель компании и её сотрудники проявляют большое милосердие к бездомным животным, являются профессионалами своего дела, честно выполняют свой долг по отношению к „братьям нашим меньшим“. В результате их работы, численность несчастных бездомных животных существенно сократилась. Этот труд не измеряется никаким деньгами, этот труд идет от их огромного сердца и любви в животным. Хотя и в бюджетных деньгах они тоже нуждаются» (из обращения от председателя совета многоквартирного дома по ул. Профсоюзная 16/2).

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев