18+
18+
РЕКЛАМА
Как это работает, Нефтегаз, Предприятие, Томскнефть ВНК, Томскнефть техника болотоход нефть парад газушка добыча Автопробегом по бездорожью.«Томскнефть» запустила пятилетку обновления парка техники

Автопробегом по бездорожью.
«Томскнефть» запустила пятилетку обновления парка техники

Добывать нефть в Сибири — занятие не простое. Так уж сложилось, что в наших местах она залегает в недрах, поверх которых болота, в глухой тайге и непролазной грязи. И тут на помощь нефтяникам приходит специальная наземная техника.

В этом году «Томскнефть» впервые приняла пятилетнюю программу по обновлению парка техники, которая охватывает весь спектр машин, использующийся для добычи нефти. Конечно, спецтехника закупалась и ранее, но теперь эти действия сведены в четко спланированный график, который учитывает интересы всех подразделений компаний и позволяет распланировать затраты.

Техника в программе поделена на пять функциональных блоков: снего-болотоходная, нефтепромысловая, пассажирская, машины для обслуживания дорог и нефтевозы. Всего за пять лет планируется приобрести 118 единиц техники.

В приоритетном порядке новую технику будут получать автономные месторождения «Томскнефти» — Лугинецкое Герасимовское, месторождения Васюганского региона — здесь, в связи с отдаленностью баз, сложнее ликвидировать технические поломки автомашин. У нового транспорта огромный запас прочности, который поможет решить проблемы с невыходами техники на работу.

В программу заложено приобретение экскаваторов на болотоходном шасси весом до 15 тонн. Ограничение неслучайно: такую технику можно будет перемещать к месту работ вертолетом «Ми-26». Эта схема используется в других подразделениях «Роснефти», но в Томской области ее применят впервые.

Кроме того, планируется закупить вездеходные «Витязи» и «газушки», с которыми нефтяники успешно работают не первый год.

— Снегоболотоход ГАЗ — «газушка» — еще советская разработка, которая создана специально для условий нефтегазоносных районов. Это первый транспорт, который приходит на месторождение: он работает в условиях полного отсутствия дорог, — рассказывает Сергей Колченко, начальник производственно-технического отдела транспортного управления ОАО «Томскнефть» ВНК.

В компании используют грузопассажирский вариант, в котором оптимально размещаются шесть человек, небольшой набор ручного инструмента и материалы. Сначала он привозит геологов, которые ищут нефть, а потом и добытчиков, которые ее осваивают. Запас прочности и проходимости у этого вездехода на гусеничном ходу огромный. Он предназначен для езды по неподготовленным болотам, по тайге — по сути, дорога ему не нужна.

— Именно этим для нас он и ценен, потому что ко многим объектам дороги на этапе строительства и освоения нет. А к некоторым одиночным скважинам ее строить и вовсе нерентабельно, — отмечает Сергей Колченко.

«Витязь» — уникальная машина, которую разрабатывали для работы в условиях севера и полного бездорожья. Она позволяет преодолевать болота и водные преграды. В последнее время ее активно используют в российской армии, а именно в только что созданных арктических войсках — например, в этом году на Параде Победы белые «Витязи» прошли по Красной площади.

— Производятся «Витязи» в Башкирии в различных модификациях. На базе этого транспортера устанавливается разное верхнее оборудование: автокран, автовышка, гидроманипулятор. Наши потребности — это двухзвенный «Витязь», в первом звене которого находятся помещения для перевозки, размещения и обогрева персонала, а во втором — экскаваторная установка, для того чтобы оперативно откопать порванную трубу, отремонтировать ее и закопать место порыва. В принципе, в этом и заключается его назначение — самостоятельно дойти, выполнить всею работу и выехать обратно, — рассказывает Сергей Колченко.

Общеизвестно, что обыкновенный колесный транспорт тонет в болоте, поэтому особую роль в нефтедобыче играет техника на гусеничном ходу. Но достоинства гусеничного трака уравновешиваются серьезными ограничениями в части экономичности, скорости и других характеристик. Однако в этом году нефтяники впервые планируют приобрести вездеходную технику на специальных шинах низкого давления, так как их возможности намного шире, чем у гусениц. Новинкой, в частности, станет болотоход «Шерп» российского производства, который изготавливается в Санкт-Петербурге. За счет особой конструкции колес он уверенно чувствует себя на плаву, может при подходе к кромке льда подниматься из воды на твердую поверхность.

— Шины низкого давления до сегодняшнего дня мы еще не использовали, всегда эксплуатировали гусеничную технику. Однако успешный опыт есть в других подразделениях «Роснефти». Выглядит она может и менее брутально чем привычные «газушки», но по проходимости и другим параметрам выигрывает: она легче по весу, ее легче перевозить, она менее энергозатратна, двигатель меньше по объему и соответственно меньше расход топлива. Скорость у них тоже выше, но это для нас не главный параметр. При движении по бездорожью главное — безопасность, — подчеркивает Сергей Колченко.

Кроме того, эти шины более комфортабельны для работников, потому как гусеничная техника — это лязгающий трактор, который идет очень жестко. А на колесной технике имеется подвеска, которая защищает экипаж и персонал при движении.

Второй блок программы — нефтепромысловая техника, которая обслуживает процесс добычи нефти. Это передвижные парообразующие установки, гидроманипуляторы, вакуумные агрегаты для сбора газового конденсата и нефти. Все эти устройства установлены на шасси отечественных грузовиков КАМАЗ и «Урал», которые гораздо лучше зарубежных производителей знают специфику северных условий. Машины этих предприятий оснащены утеплителями капота, предпусковыми подогревателями и подогревателями топливной системы, позволяющими эксплуатировать автомобили при низких температурах.

Кроме того, в рамках пятилетней программы будет закуплена и пассажирская техника: легковые автомобили для специалистов и автобусы для перевозки персонала. Отечественные производители автобусов устанавливают в салонах дополнительные отопители, независимые от работы двигателя, что позволяет добиться комфортной температуры, а также безопасности в условиях севера.

Следующий блок включает в себя машины для обслуживания дорог, которых на балансе «Томскнефти» свыше 2 тысяч километров без учета автозимников. Будет обновлен парк автогрейдеров, универсальных дорожных машин, самосвалов и бульдозеров. Кстати, именно этот пункт программы уже начал выполняться. Парк Стрежевского ДРСУ, занимающегося ремонтом и обслуживанием дорог вокруг одноименного города, пополнили две единицы ГАЗ-34039 («газушки»), экскаватор на болотоходном шасси, автогрейдер и три единицы навесного оборудования: отвалы для расчистки трасс от снега и пескоразбрасыватели, которые уже будут востребованы в ближайший период зимнего содержания дорог.

Всего по плану в этом году на вооружение подразделений «Томскнефти» поступят 32 единицы техники. В основном это те машины, которые необходимы в работе цехов текущего обслуживания, ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий.

Фото предоставлено ОАО «Томскнефть» ВНК