18+
18+
Александр Мазуров, Дизайн, Интервью, Люди, Люди Томска, Рассказано, Слова, Томск дизайнер граффити Ивлев дизайн рисунок Pixar Со стен — в экраны.Виталий Ивлев: как уйти из граффити в дизайн и открыть собственную школу

Со стен — в экраны.
Виталий Ивлев: как уйти из граффити в дизайн и открыть собственную школу

Он начинал с граффити, а сегодня рисует концепт-арты для игр, совершенствует свой китайский и вдохновляет начинающих иллюстраторов.

Томский дизайнер Виталий Ивлев в большом интервью рассказал нам о том, каким было его первое граффити, нужно ли художнику полагаться на вдохновение, и что бы он посоветовал себе молодому и тем, кто только начинает.

Картинки, нарисованные без спроса

— Для меня все началось все в 2005 году, с ростом популярности в нашей стране хип-хопа, — рассказывает Виталий. — Это был класс седьмой-восьмой. Тогда по школе ходили ребята в широких штанах, слушали рэп, пробовали танцевать брейк-данс. Меня же зацепило граффити. Впервые раскрашенные стены я увидел в голливудских фильмах, постепенно эта мода дошла и до нас. Во время уроков я сидел на задней парте и рисовал на последних страницах тетрадей. Это были кривые буквы, персонажи.

Именно персонажи были понятны и вызывали больший интерес у одноклассников и учителей, которые проверяли те тетради. А через какое-то время Ивлев вместе с друзьями решился «атаковать» свой район.

— Было страшно, хотя мы и старались выбирать ненужные и заброшенные места, но вместе с тем очень захватывающе. На баллоны деньги копили с завтраков. Часто ходили в неформальные уличные галереи смотреть на работы старших ребят — Scout, Dan, Малой, Jump, Fire, Dzl.

Виталий вспоминает, что тогда их, подростков, в граффити привлекали кислотные, яркие цвета и то, что «картинки» были нарисованы без спроса. Первое свое граффити Ивлев нарисовал на кирпичной стене в школьной «курилке» интерьерным баллоном «Хитон», купленным в ЦОТе за 15 рублей. Это было слово «School». Автоэмали пошли в ход несколько позже.

Граффити Виталия в Томске
Из архива В. Ивлева

— Долгое время я стеснялся выходить на улицу и рисовал скетчи. Первую надпись пришли делать втроем: мы с Ромой рисовали, а Руслан караулил, чтобы никто не пришел. Работали с жутким мандражом, раза два перерисовывали. Было страшно, непонятно, но при этом круто. Ощущение, как будто раньше ты был просто один из многих в потоке, а теперь ты начинаешь изменять что-то в среде, оставляешь след в пространстве.

Граффити живет только на фотографиях

Граффити Ивлева в томском селе
Из архива В. Ивлева

Со временем Ивлев и его друзья начали принимать участие в фестивалях уличной культуры «Кислород», которые проходили в Томске в 2005–2008 годах. В программу входили граффити, брейк-данс, рэп-баттлы. Организатором фестиваля выступал Вячеслав Смирнов — один из первых граффити-художников Томска, активно содействовавший развитию направления.

— Я до сих пор считаю, что такой фестиваль, да еще в глубине Сибири, был уникальным явлением в масштабах страны, — вспоминает Виталий.

Параллельно большая активность происходила в интернете. В то время существовал крупный форум, Cans.ru, на котором общались граффитчики. Особенно интересны были баттлы: ведущий задавал тему и слово, а ребята рисовали и выкладывали эскизы. Это был отличный и единственный на тот момент способ знакомиться с единомышленниками, обмениваться новостями и идеями, особенно для тех, кто живет не в столице.

Со временем Виталию предложили присоединиться к крупнейшей томской граффити-команде. Вместе ребята сделали много заказных и персональных работ, проводили фестивали, ездили в другие города.

Г

раффити традиционно делятся на райтинг и бомбинг. Бомбинг — первоначальная форма граффити. Его придумали простые городские парни, без специального образования и навыков. Написать буквы своего имени на опасных и самых видных местах, сделать так, чтобы все в городе тебя знали, о тебе говорили — их главная цель.

Райтинг пришел чуть позже. Некоторые граффитчики пробовали рисовать персонажей, сложные детали, делать буквы более оригинальными и красочными. В конце концов качество стало побеждать количество, ребята стали выбирать более спокойные и безопасные места, где можно сосредоточиться на работе. Постепенно стали поступать и коммерческие предложения.

Примерно в таком формате граффити существует до сих пор.

В Сибири, где нет метро, больших городов и все друг друга знают, больше распространен райтинг. Так и Виталий Ивлев с товарищами, общаясь с разными людьми, старались не конфликтовать и выбирать подходящие места для рисования, делать качественные работы, понятные прохожим.

Менталитет граффитчиков, по словам Виталия, сильно отличается от мировосприятия классических художников.

— Для художественного заведения классическая ситуация, когда начинающему строго указывают его место, заставляют рисовать постановки, копировать работы старых мастеров, — поясняет он. — Прошедшие такую школу ребята теряют способность к креативу и рисованию «из головы». У них появляется страх перед зрителем, а также переоценка собственных работ, большая забота о них. В граффити ситуация полностью противоположная: для граффитчиков не существует авторитетов, они выражают свои мысли, воплощают идеи максимально свободно. Но при этом не знают о том, что рисованию можно научиться, в результате нередко оригинальные идеи страдают от нехватки техники. Еще одна характерная черта — отсутствие привязанности к работам. Рисунок, на который ты потратил много часов и дорогой краски, на следующий день может быть закрашен или испорчен. Не зря существует такая поговорка «Граффити живет только на фотографиях».

Непросто рисовать по наитию

Граффити традиционно считается частью хип-хоп-культуры. С самого начала граффитисты тесно общались с музыкантами и танцорами. Постепенно Виталий Ивлев стал заниматься преимущественно дизайном: иллюстрацией, концепт-артом. Сегодня он создал свою онлайн-школу и участвует в разработке мобильных игр.

— Музыкантам нужны были обложки для альбомов, танцорам — плакаты для вечеринок, — рассказывает Виталий. — Первым моим заказчиком со стороны музыкантов был Изюм (известный томский рэп-исполнитель — прим. авт.), а со стороны танцоров — Амир (один из первых томских брейк-танцоров — прим.авт.) и ребята из Skillz (Skillz School, томская школа уличных танцев — прим. авт.).

Работы для Skillz School
Из архива В. Ивлева

Но такого рода работа требует умения хорошо работать в специальных программах. Также здесь, в отличие от граффити, существует заказчик и его предпочтения, цели проекта, целевая аудитория, отмечает Ивлев:

— В этом момент обычно происходит разделение на свободных художников, не терпящих вмешательство в их творчество, и дизайнеров, способных работать с клиентом, проектировать графику в нужном направлении. Лично я быстро понял, что такая деятельность мне гораздо интереснее, чем рисование для себя.

Со временем заработало и сарафанное радио:

— Клиенты видели мои работы у других, находили меня в интернете. Так я познакомился с некоторыми людьми, которые не только дали мне работу, но и стали учителями с большой буквы, примерами для подражания. Это Данила Слупский, Прохор Маклаков, Сергей Парфенов.

Работы Виталия
Из архива В. Ивлева

В итоге, пройдя период свободного фриланса, дизайн сайтов в студии Redline под руководством Александра Передерея, большую дружбу со Skillz School и изготовление множества плакатов для уличных танцев, Виталий оказался в небольшой игровой студии в Москве.

— Здесь окончательно оформились требования ко мне: не просто рисовать по наитию, искать вдохновение и идеи, но уметь себя контролировать, знать и осваивать новейшие технологии и инструменты, понимать, как и за счет чего можно достичь требуемого результата, — вспоминает дизайнер. — Я понял, что нужно серьезно браться за обучение и пошел на онлайн-курс по дизайну персонажей зарубежной онлайн-школы CGMA под руководством инструктора и дизайнера из Pixar Nate Wragg. Я был просто в шоке, насколько профессионален подход к разработке графики в таких студиях, насколько глубока сфера разработки. В итоге решил отменить все планы и вернуться в Томск, где легче заработать на новые курсы. Так прошло несколько лет. Я выполнял минимум работы, не отвлекался на посторонние вещи, и большую часть времени отдавал изучению зарубежных материалов и курсов.

Своя школа

По образованию Виталий юрист, окончил юрфак ТГУ. По его словам, это было интересно, но он до сих пор себя ругает за то, что учился не в полную силу:

— Любое образование устанавливает тебе в голову мышление, формирует характер: военные становятся смелыми и сильными, журналисты умеют задавать правильные вопросы и вообще веселые ребята, юриспруденция прививает аналитический склад ума. А учиться рисовать лучше либо в зарубежных онлайн-школах, типа CGMA, Schoolism, но сейчас это очень дорого, либо в отечественных школах-аналогах, во многом им не уступающих — Smirnov School, Skills Up School.

Сейчас Виталий делает иллюстрации разного плана для московской игровой компании Red machine games. Чтобы не терять интеллектуальную форму, недавно начал учить второй иностранный язык — китайский. Трижды был в Китае, и планирует посетить страну как минимум еще раз.

— Рисование — такая деятельность, которая не до конца прокачивает мозг, — объясняет он. — Кто-то стихи учит, а мне нравятся языки. Мне кажется, сегодня знать только родной язык — это как жить в общаге и не общаться с соседями.

Работы Виталия
Из архива В. Ивлева

Но основное время занимает своя школа дизайна. Во время собственного обучения Виталий часто проводил онлайн-трансляции, где делился полученными знаниями и опытом. Трансляции получили хороший отклик, и в результате появился полноценный курс с возможностью совместно работать над повышением уровня мастерства. Причем, Виталий считает, что концепция «всезнающий наставник и его ученики» — это неправильно.

Поначалу я относился к курсу несколько легкомысленно, думал, что смогу организовать его быстро и правильно. На деле я обнаружил, насколько многому учусь сам, анализируя и систематизируя информацию для участников. Уже несколько лет подготовка и ведение этого курса является моей каждодневной работой. Все мысли о будущем сейчас, главным образом, связаны с развитием курса. Хочется создать массив информации — в той форме, в которой его не хватало мне в прошлом. Но поскольку передать его себе в прошлое нет никакой возможности, будем надеяться, что он поможет начинающим и продолжающим коллегам в настоящем.

Еще одна цель дизайнера — создать при помощи школы особое дизайнерское комьюнити, «чтобы люди были подкованы в своей сфере, но легче относились к жизни».

— У нас в стране принято себя ругать, — считает Ивлев. — Плохо, когда человек начинает диалог с фразы: «Я скинул тебе посмотреть свою работу. Извини, что она такая плохая, я знаю, что не стоило ее вообще рисовать». Ты чего?! Я пытаюсь своих студентов от такого отучить. В этом плане хип-хоп хорош — он делает тебя уверенным в себе, а это нужная жизненная позиция. Делай и все, а люди скажут, кто ты, хотя и не всегда надо слушать их. Дизайн — сложная вещь. О его успехе можно говорить только в рамках конкретного проекта. Как с одеждой — не существует универсально хорошего костюма. То, что хорошо подходит для похода на вечеринку, может быть совершено неуместным на свадьбе.

«Вершина не может быть единственной»

— Когда ты молодой, думаешь: «Хочу в Pixar, вот там надо работать». Всегда есть гора и деревья, из-за которых ты не видишь ничего вокруг, — считает Виталий. — А когда поднимаешься, замечаешь другие горы, поменьше, и понимаешь, что вокруг еще много интересного. И вершина той самой горы перестает быть единственной.

По мнению дизайнера, когда любая компания разрастается, она теряет свою уникальность, превращается в раздутый бюрократическим аппарат.

— В том же Pixar тебя вряд ли посадят за крупные вещи — ты будешь рисовать всякую мелочь. Вообще, неважно над чем работать — игры, фильмы — это все так близко теперь. Главное — хороший коллектив, где все знают свое дело и имеют границы амбиций, не лезут в чужую работу. Бери хороший фильм, игру — в любом проекте по-своему интересно. Везде можно себя вложить, у меня нет такой привязки, мол, только фэнтези или Sci-fi.

Ивлев признается, что если бы вернулся бы во времена, когда рисовал граффити, то посоветовал бы себе развиваться в техническом ключе — это бы помогло делать работы лучше и разнообразнее. Особенно было бы интересно поработать над ужастиками, «а то с ними беда. Раньше еще неплохо снимали, а сейчас многие хорошие идеи воплощают шаблонно. Сегодня мерзость часто путают со страшным».

— Но главное — это помнить, что всегда есть уровень выше. И чем выше ты поднимаешься, тем больше контролируешь свое ремесло, тем больше у тебя возможностей, — говорит Виталий. — Вообще у обывателей сегодня отсутствует хотя бы минимальное представление, что такое рисование. Многие до сих пор думают, что единственный удел рисующего человека — сидеть в парке с мольбертом и рисовать случайных прохожих за копейки. Большинство специальных заведений, особенно региональных художественных школ и кружков, не дают четкого ответа на вопрос о дальнейшем трудоустройстве и карьере. Они незнакомы с новыми технологиям и больше подходят для тех, кто рассматривает рисование как хобби, нежели для людей, желающих заниматься им профессионально.

Рисование принято считать творческой сферой, построенной на внутреннем поиске и вдохновении. Считается, что тот способ мышления, анализа, обучения, который применяется в технических сферах, абсолютно неприменим в творчестве. На мой взгляд, это очень связывает руки рисующих ребят, заставляя их искать и ждать вдохновения. И я бы пожелал всем без исключения уделять все возможное время на поиск и изучение новой информации от признанных профессионалов в своей сфере, овладение новыми технологиями. С уважением, но очень критически относится к традиционным, устаревшим подходам и точкам зрения.

Текст: Александр Мазуров

Фото: Владимир Дударев

Иллюстрации из архива Виталия Ивлева

Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Креативные индустрии

Айсберги для «Исследователей». Как керамистка Елизавета Клеванцева создает арктический декор для «дома за рубль» на Савиных

3 мая 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Как это работает

Константин Андреев, Музей истории ГУЛАГа. Как привлечь к изучению семейной истории детей и взрослых — нестандартные советы

2 мая 2024
Креативные индустрии

«Фонарщики» рубцовских мест. Кто и как в небольшом селе сохранил единственный в России музей поэта Николая Рубцова

11 мая 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Работа

Вклад в будущее. Как крупные томские компании помогают вузам в подготовке новых профессиональных кадров

27 апреля 2024