18+
18+
IT, Город, Дети в Томске и области, Дети города, ИТ и телеком, Образование и наука, Проект IT-старт, IT-Старт Sibedge ЦФТ Томск департамент труда Гомозова Хакатон «Давай в UX/UI!». Как томские школьники учились проектировать реальные продукты

Хакатон «Давай в UX/UI!». Как томские школьники учились проектировать реальные продукты

Как спроектировать не имеющий аналогов мессенджер и изменить отношение к работе в ИТ за один день?

Об этом узнали участники томского хакатона «Давай в UX/UI!», прошедшего в мае в рамках большого профориентационного проекта «IT-Старт».

Полсотни учеников из 10 школ, лицеев и гимназий города в течении дня прошли все этапы проектирования ИТ-продукта — от идеи до бизнес-аналитики, эскизирования и тестирования. Как выглядит хакатон изнутри — в нашем обзоре.

Найти киллфичу

Хакатон «Давай в UX/UI!», организованный департаментом труда и занятости населения администрации Томской области, компанией SibEDGE и городским департаментом образования, стал финальным этапом проекта «IT-Старт»
Фото: Владимир Дударев

С марта по май 500 учеников из 15 школ Томска участвовали в квизе, мастер-классах, экскурсиях в томские IT-компании и творческих конкурсах проекта «IT-Старт». В итоге, самые активные участники попали на хакатон «Давай в UX/UI!».

В 9.00 в здании огромной новой школы №16 на ул. Береговой собрались 10 команд учеников по 5 человек. К каждой были прикреплены тьюторы из технологических компаний-участниц проекта.
Фото: Владимир Дударев

На первом из трех мастер-классов, подготовленных специалистами компаний Sibedge и ЦФТ, школьникам рассказали о проектировании и его этапах: от идеи до бизнес-аналитики, эскизирования и тестирования. В ходе хакатона команды должны были найти проблему, продумать её решение, разработать и презентовать эскизы интерфейса с основной механикой работы продукта.

Один из наставников — руководитель отдела проектирования Центра финансовых технологий Артем Дорохов: «Наша задача не мешать им и не вмешиваться, не пытаться рулить процессом, а только подсказывать и передавать свой опыт. Они часто куда-то в силу своих бурных фантазий уходят совсем далеко. Мы регламентируем, но нельзя вмешиваться в работу, они должны ее сделать сами».
Фото: Владимир Дударев

После первого мастер-класса ребята приступили к самостоятельной работе под руководством опытных наставников. Школьникам предстояло попробовать себя в роли аналитиков, дизайнеров и разработчиков. В ходе мозгового штурма они генерировали идеи, отбирали ключевую и дорабатывали ее с киллфичей — выдающейся чертой продукта, выделяющей его на рынке и на фоне аналогов конкурентов — и описанием четкого конечного результата. Параллельно участникам хакатона предстояло заполнять проектную документацию.

Анна Мельникова, аналитик ТомскАСУПроект
Фото: Владимир Дударев

Анна
Мельникова
аналитик ТомскАСУПроект

Мы с командой делали мессенджер, который помогает найти мероприятие, которое происходит в данный момент времени и подключиться к чату участников этого мероприятия. Ребята были очень активны, показали командную игру, хорошее включение, идеи генерировали с интересом, искали, вовлеклись.

Работа в командах
Фото: Владимир Дударев
Артем
Дорохов
руководитель отдела проектирования Центра финансовых технологий

Школьники делают проект нового мессенджера, не типичные Telegram, Whattsapp и Viber, а что-то совершенно новое. Например, наша команда делала мессенджер, который позволяет всем общаться с помощью чипа, который ты клеишь за ухо. Он считывает мозговую активность и отправляет сообщение другому человеку. Это позволяет пользоваться мессенджером людям с ограниченными возможностями, или тем, у кого заняты руки — водителям, например. Идея пришла в голову детям!

Разработка и презентация

С ментором из Sibedge
Фото: Владимир Дударев

На втором мастер-классе школьникам рассказали о том, как правильно рисовать интерфейсы и как приложение должно выглядеть, чтобы быть удобным для потенциального пользователя. На третьем научили правильно презентовать свой продукт.

С этими знаниями команды и отправились упаковывать свои идеи.

Александр Кравец, ENBISYS: «Участники команд разделялись по ролям: кто-то хорош в дизайне, кто-то лучше понимает то, как это будет работать в дальнейшем, на чем будет основываться эффективность приложения, кто-то — как будет лучше с точки зрения юзабилити. В моей команде даже выделился аналитик, который исследует, куда проект может развиваться. Все работали очень слаженно»
Фото: Владимир Дударев

Артем
Дорохов
руководитель отдела проектирования Центра финансовых технологий

На самом деле, я был в восторге от детей. Я думал, что они будут гораздо менее заинтересованы во всем этом. А тут оказались активные ребята, которые были воодушевлены всем этим событием, им тоже было прикольно, они были вовлечены в процесс. Для менторов это тоже полезный опыт. Когда ты находишься в контексте своей работы, не совсем адекватно её начинаешь воспринимать. Тебе кажется, что все всё знают про это. А тут ребята с чистой, свежей головой, у них другой взгляд на эту профессию и свои представления! Нам стоит работать с тем, как рассказывать о своей работе другим людям, больше людей с ней знакомить. Сейчас это все-таки профессии будущего, трендовая штука — отрасль ИТ. Поэтому я думаю, это классно, что есть такие активности, где работают с детьми, а не со студентами, у которых уже восприятие искажено.

Работа команды
Фото: Владимир Дударев
Александр
Кравец
ENBISYS

Моя команда придумала действительно клевое приложение, аналогов которого не существует. А мы помогали командам выбрать правильное направление развития проекта, сконцентрировать их на важных аспектах, которые позволят выиграть и не дать им завалиться в какие-то дебри, уйти в рисование эскизов и так далее. Продумать весь функционал в целом, эскизы и то, как подать это приложение в итоге так, чтобы жюри оценило важность. По крайней мере, в моей команде они были сильно вовлечены в процесс. Мы с коллегой пришли, чтобы попробовать себя в роли менторов школьников на хакатоне. Это достаточно интересный опыт — менторство людей, которые хотят развиваться в ИТ-сфере, но при этом не обладают достаточно большим набором компетенций.

На финальное выступление каждой команде отводилось по 5 минут. Оценивали их члены жюри — представители ENBISYS, Sibedge, ТомскАСУПроекта, Центра финансовых технологий и департамента труда и занятости населения и «Томского Обзора».

Работа жюри
Фото: Владимир Дударев

— Работы судили по следующим критериям: оригинальность и проработанность идеи, удобство использования, дизайн, проектная документация, презентация продукта, командная работа. Все критерии оценивались по 5-бальной шкале, — отметила руководитель центра профессиональных компетенций компании Sibedge Анна Алеутдинова. — На презентации ребята должны были представить команду, проблему, которую решали и собственно решение, как презентацию стартапа.

Итогом 8 часов плотной совместной работы команд стали 10 проектов самых разных мессенджеров. Один должен был помогать людям создавать, редактировать и делиться музыкой. Другой — найти собеседника—носителя того языка, который стремится выучить пользователь.

— Мы даже не представляли, что здесь будет, когда собирались на хакатон. Мы просто надеялись, что будет то, что мы сможем сделать. Было сложно, тяжело собраться и вовремя решить все вопросы. В итоге мы немного торопились под конец, так как не все время правильно распределили. Но мы довольны тем, что у нас получилось. Мозги кипят! Тьютор очень крутой! Он дал нам очень много полезной информации, полезных ресурсов, активно участвовал в обсуждении, когда нам была необходима какая-то помощь, опыт. Он не командовал нами, а спрашивал, готовы ли мы принять какие-то его идеи. Чувствовалось, что он готов нам помочь, как старший брат, а не злой дядька, который тыкает пальцем и показывает, что делать. Это был очень крутой опыт! — рассказывают участники команды Томского гуманитарного лицея, занявшей второе место со своим проектом чипа-мессенджера, считывающего мозговые волны.

Победителем хакатона стало приложение «Религрам», которое поможет наладить контакт между людьми различных конфессий. Именно он, отчасти, благодаря яркой презентации, был признан победителем хакатона.

— Было офигенно. Такие идеи вы давали! Я для себя пометки делал — темы, которые вы затрагивали: краудфандинг, no borders, have fun, все аспекты человеческого бытия. Это было здорово! Команда ForAll, когда начались ваши первые слайды, я смотрел на них и у меня было ощущение, что я сижу в Купертино, а на сцену сейчас вышел сам отец-основатель. Я сегодня много обращал внимание еще и на то, как кто выступал — ведь мало создать классный продукт, надо его еще и подать, — отметил технический директор компании ENBISYS Максим Усов.

Стажировки в награду

На церемонии награждения
Фото: Саша Прохорова

Церемония награждения победителей хакатона прошла во Дворце творчества детей и молодежи. Там собрались почти все участники проекта «IT-Старт».

— Участники — это огромная команда: и работодатели, и учителя, и кураторы, и информационные партнеры. Это огромная команда людей, которая плечом к плечу второй год делает все возможное, чтобы погрузить вас в сферу ИТ, — сказала заместитель председателя комитета содействия занятости департамента труда и занятости населения Томской области Анна Гомозова.

Заместитель председателя комитета содействия занятости департамента труда и занятости населения Томской области Анна Гомозова
Фото: Саша Прохорова

Победители хакатона получили свою награду — сертификаты на курс английского языка школы iSpeak. Кроме того, представители IT-компаний вручили подарки школьникам, хорошо показавшим себя как на хакатоне, так и на других мероприятиях проекта.

Председатель комитета по общему образованию департамента образования города Томска Ольга Назарова
Фото: Саша Прохорова

Председатель комитета по общему образованию департамента образования города Томска Ольга Назарова отметила:

— Хочу поблагодарить ИТ-компании, что не побоялись пустить наших школьников в свои святая-святых. И поблагодарить вас ребята. Современная жизнь требует, чтобы выпускник был «на ты» с ИТ-технологиями. Мне кажется, что вы как раз те, кто соответствует этой характеристике. И когда мы вместе были в проекте — учились не только вы, но и мы у вас. И, конечно же, хочется поблагодарить тех педагогов, которые помогали, которые находили наряду с теми многими задачами и делами, которые в их жизни существуют, время для того, чтобы заниматься делом, интересным для вас.

Первый этап проекта IT-Старт завершился — за спиной у участников осталось 32 экскурсии, 10 мастер-классов, 33 творческих проекта и два интеллектуальных состязания.

Теперь лучших из ребят ждут стажировки в томских IT-компаниях, участвующих в проекте: Sibedge, ENBISYS, Sidenis, Rubius, Palex, ТомскАСУпроект, Connective Games, Центр финансовых технологий и I-Link.

Фото: Владимир Дударев, Саша Прохорова

Томские новости

Мобильные комплексы лучевой терапии на основе бетатронов ТПУ начнут выпускать в следующем году

3 мая 2024
Как это работает

Константин Андреев, Музей истории ГУЛАГа. Как привлечь к изучению семейной истории детей и взрослых — нестандартные советы

2 мая 2024
Томские новости

Сегодня в Томске начали расконсервировать фонтаны

20 апреля 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Рассказано

Крячков и Лыгин против конструктивизма. Как в Томске студенты СТИ боролись за признание «новой» архитектурной школы

11 апреля 2024
Томские новости

В томских школах завершился марафон «Полезный бургер»

15 апреля 2024
Томские новости

В Томске появился новый арт-маршрут с заплатками о литературной истории города

19 апреля 2024
Томские новости

В Томске меняют табло с временем прибытия общественного транспорта

12 апреля 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024