18+
18+
Голос городских сообществ, Город, Интервью, Культура в Томске, Люди, Сообщества, томск барды ксп авторская песня пьеро перекресток снежинка рвань каникула мыльцев кондратьев барсуко Снежинка над костром. Мыльцев, Барсуков и Кондратьев об истории бардовского движения в Томске

Снежинка над костром. Мыльцев, Барсуков и Кондратьев об истории бардовского движения в Томске

Как те, кто пел под гитару свои песни, стали так популярны в Томске, что на концертах сносили двери вместе с проемами? Как возник «Томский перекресток»? Чем живут барды сегодня?

Разобраться в прошлом и настоящем этой субкультуры нам помогли барды и соорганизаторы фестиваля «Томский перекресток» Константин Мыльцев, Владимир Барсуков, а также директор одноименного ДК Владимир Кондратьев.

В этом году томская самодеятельная песня отметила сразу несколько дат. Во-первых, исполнилось 15 лет с открытия «Томского перекрестка», единственного в стране ДК с уклоном в бардовскую песню. Во-вторых, в 20-й раз прошел одноименный фестиваль, ну и в-третьих, 50 лет — клубному движению. Константин Мыльцев поясняет:

— 50 лет — дата условная. Скажем так, мы решили ее наконец отпраздновать. На самом деле, все зародилось раньше, еще в 1960-х. В 1971 году образовался КСП ГРФ, клуб студенческой, а не самодеятельной, песни на геологоразведочном факультете ТПИ. Так что 50 лет, скорее, студенческой песне. Но до этого было несколько волн движения, его подъема.

Константин Мыльцев
Фото: Савелий Петрушев

Что в те годы вообще значила авторская песня, кого слушали люди? Мыльцев вспоминает — несмотря на то, что сам термин еще не был в ходу, понимание, что есть люди, которые пишут совсем другие песни, уже появилось. Эта музыка сильно отличалась от всего того, что лилось из телевизора и радио.

— Я услышал её в старших классах. Для меня это была отдельная песенная культура. Я слушал Виктора Берковского, естественно, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Александра Галича. Я понял, есть неформальное, некоммерческое, неполитизированное, непатриотизированое, а абсолютно независимое песенное творчество. Для себя я называю его вольная песня, — говорит Константин.

Коммуна «Рвань»

Участницы коммуны «Рвань»
Фото: Томский перекресток

«В Томске авторская песня обретала коллективное звучание поначалу на туристических слётах, ежегодно проводимых и тогда ещё поощряемых властями в качестве спортивных мероприятий.
С осени 1963 г. в общежитии на Усова 13-а, где проживали студенты ГРФ, стал формироваться костяк поклонников самодеятельной песни» — писала в книге «Геофизики 60-х. Круговорот любви в природе» участница тех событий Фрида Гейн.

Одними из первых, кто начал продвигать формирующуюся неофициальную культуру, стали члены коммуны «Рвань» и их окружение. Коммунами тогда называли группы молодых людей, которые решали жить совместно в студенческих общежитиях. Они скидывались деньгами, совместно готовили, иногда делились одеждой. Меткое название — «Рвань» — одна из девичьих коммун на геолого-разведочном факультете ТПИ получила от своей же старосты, Жени Карнауховой.

— В Томске авторская песня развивалась как везде в стране, единственное, внесло коррективы студенческое сообщество, оно здесь было большим. Среди молодежи всегда быстро распространяется самое интересное. Тем более, были 1960-е годы, люди вздохнули свободнее после войны, появилась стабильность. В этот момент организовали множество клубов, не связанных с «официальной» жизнью, комсомолом, партией. Это были туристы, рыбаки, альпинисты, спелеологи... Главное, что в них не было официоза. От него хотели уйти, выбирались на маёвки, туристические слеты, — поясняет Владимир Барсуков.

Владимир Барсуков
Фото: Савелий Петрушев

Музыка захватывала. Вслед за первой «Рванью» появилась и «Рвань два» — коммуна парней-геологов.

«Однажды Валька Прусаков привёз из Москвы с 1-го Фестиваля самодеятельной песни магнитофонные записи на бобинах. Качество записи было ужасающим, песни — завораживающими! В них был смысл, они рассказывали о том, что болело, волновало и вдохновляло. Девчонки из „Рвани“, прильнув к единственному донельзя заезженному магнитофону, ночами напролёт разбирали слова в бесхитростном исполнении самих авторов. И когда складывалась песня — всех охватывал неистовый восторг соучастия в сотворении песни! Формировался коллектив, связанный неразрывными узами творчества и любви к новому песенному жанру. Расшифрованные песни мгновенно разлетались по общаге» — вспоминала горный инженер-геофизик Фрида Гейн, выпускница ТПИ 1968 года.

— Очень важно, что в Томск начали приглашать бардов. Ребята смотрели на них — вот они, живые, пишут, исполняют свои песни… и мы хотим также! Начались небольшие фестивали, стали появляться исполнители и коллективы. В Томске складывались дуэты и даже ансамбли. Например, «Снежинка» пели авторскую бардовскую песню просто классно! В 1971 году они ездили выступать в Москву и в Киев и там всех встряхнули. Мир, интересующийся авторской песней, заметил этот опыт, вскоре начали появляться другие ансамбли, ставшие в будущем знаменитыми. Томск был одним из родоначальников такого подхода, — рассказывает Мыльцев.

— В интернете можно найти черно-белые снимок, где трое парней с гитарами и две девчонки стоят возле общежития, а из окон высовываются люди, много народу, даже на козырьке кто-то есть. Это ребята из «Снежинки», они должны были выступить на предприятии, но вместо полноценного концерта им дали спеть только 3-4 песни. Тогда они решили играть на Пирогова, 18 (возле общежития ТПУ, тогда ТТИ — прим. ред). Много историй под фото подтасовывают, но на самом деле, это томский снимок и наша «Снежинка», — объясняет Константин.
Фото: из архива

— Потом наступил момент, когда коммуна «Рвань» окончила институт, все разъехались. Случилась попытка организации движения. В 1971 году сделали объединение при клубе туристов ТПИ. Его возглавлял Владимир Исаев, а Александр Косачев курировал это направление. Первый самодеятельный клуб Томска получил имя «Пьеро». В 1977 прошло собрание, в 1978 году клуб начал вести насыщенную жизнь, — рассказывает Барсуков.

Он приехал в Томск через год, в 1979-м, из города Белово в Кемеровской области. К тому моменту для Владимира уже не существовало других песен, кроме авторских:

— Был такой журнал «Кругозор», его еще называли «с дыркой в голове», поскольку туда вклеивались пластиночки. Среди них были записи радиостанции «Юность», которую в свое время организовывал, в том числе, и Юрий Визбор. В 1976 году я выписал себе по почте первую гитару. Не предупредил семью, получил за это… Но ладно, зато у меня появилась гитара «Ленинград», семиструнка! Ходил месяц к дядьке, он меня учил играть и на шести, и на семи струнах. Потом я вышел на улицу и запел песни. Естественно, сначала дворовые, все как полагается. Но в 9-10 классе я поставил пластинку из «Кругозора», где звучали песни Егорова «Я вас люблю», «Мои дожди», «Красный командир на горячем коне», и меня отрубило! Все остальные песни ушли, осталось только бардовское направление...

Владимир Барсуков
Фото: Савелий Петрушев

Вскоре после приезда в Томск, Барсуков увидел объявление в общежитии на Вершинина о том, что идет набор в клуб самодеятельной песни ГРФ ТПИ. Песни пели прямо в общажном коридоре третьего этажа. А потом Владимира затянуло в клуб альпинистов и спелеологов, который находился на этаж ниже. Там была та же аура, и так же процветала авторская песня, только пели уже человек 80-100 разом — выезжая на скалы и собираясь у костра. Пели хором, раскладывая песню на разные голоса, и это производило неизгладимое впечатление на всех.

В 1983-м Барсуков познакомился с заведующим молодежного направления в КСП «Пьеро» — Вадимом Кусковым, пришел в клуб, и с тех пор не уходил оттуда вплоть до закрытия клуба в 2006-м. В тот момент он уже был президентом клуба.

— Официально именно я закрыл «Пьеро» как общественную организацию в 2006 году, когда был его президентом. А как движение душ, соединяющее людей, он живет до сих пор. Многие вспоминают «Пьеро», — говорит он.

Мыльцев приехал в Томск в том же 1979-м, что и Барсуков, но из Фрунзе — столицы Советской Киргизии.

Константин Мыльцев
Фото: Савелий Петрушев

— Как я узнал, что есть «не те» песни, то начал за ними охотиться. Это было в старших классах. Я окончил физмат школу, приехал в Томск и три года вообще не учился. В первые дни услышал в общаге песни, встретил еще как абитуриент Дмитрия Эйдензона (томский поэт и бард — прим. ред.). Мы подружились и столько песен перепели! Попал на первые бардовские концерты, пришел в клуб «Пьеро», потом, в 1980 году, был III городской фестиваль. Это меня так захватило! Всё свободное время я слушал записи, выписывал песни на листочек, подбирал их на гитаре, учил имена бардов, перебирал фонотеку клуба, сам начал мотаться по фестивалям… Знакомился с авторами, слушал внимательно, смотрел в рот, в глаза, в сердце пытался заглянуть… Эти три года я впитывал песни, а по учебе задача была одна — не вылететь. В результате я жил почти без стипендии, поскольку учился на «трояки». На 4 –й год подтянулся, — вспоминает он.

Борис Овценов — одно из значимых имен для томского песенного движения. В шестидесятых его стихи и песни знали действительно многие томские студенты. Поэт и автор песен в 1966–1967 годах учился в Томском политехническом институте, в 1968–1969 годах работал в строящемся Стрежевом, в 1974 году окончил филфак ТГУ, работал журналистом в газете «Томское предместье». Одни из самых известных песен Овценова — «Томск, Томск, улицы все в снегу» и песня про вокзал Томск-I.​​​
Борис Овценов
Фото: Клуб «Каникула»
Валентин Шушарин — еще один известный автор бардовской песни в Томске. В 1953 году поступил на Машиностроительный факультет ТПИ (НИ ТПУ). Участвовал в факультетской самодеятельности, хотя проучился в этом вузе недолго. К концу 1962 года написал порядка 40 песен, в том числе, «Вальс политехнический», позднее переименованный в «Лирический политехнический», ставший гимном ТПУ. В 2014 году на здании МКЦ ТПУ открыли мемориальную доску, посвященную Шушарину.

1980-е: от расцвета до заката

Из архива ДК «Томский перекресток»
Фото: Томский перекресток

Начало 1980-х запомнилось, как время расцвета бардовской песни. На подъеме были не только отдельные исполнители, но и ансамбли. На одном из томских фестивалей городской самодеятельной песни был даже отдельный конкурс для них.

— Не знаю, случалось ли такое в других городах, но у нас тогда 12 сибирских ансамблей очень высокого уровня соревновались за победу. Было что-то невероятное! Мы, ансамбль УиОПФ — факультета управления и организации промышленного производства ТПИ — стали вторыми. А 1 место взяла «Пауза», представляющая химико-технологический факультет ТПИ. Александр Пыжьянов, возглавляющий в те годы известнейший ансамбль «Секунду», получил «серебряный костыль» на фестивале на БАМе. Ребятам рукоплескал весь БАМ! Потом, когда они вернулись, на концерте в Доме культуры ТПИ был не просто заполненный зал — люди не вмещались, лезли через балкон и выломали фрамугу! Эта история показывает, насколько самодеятельная песня была популярна.

Концерты проводились в ДК ТПИ, Доме офицеров, Облсовпрофе, иногда в ДК ТЭМЗ, ТИАСУРе и ТИСИ. Константин Мыльцев вспоминает, что их компания использовала актовый зал педагогического института. Уже на втором фестивале в Томске из-за обилия выступающих и слушающих появились дополнительные площадки. Люди на концерты приезжали из разных городов, от Москвы до Владивостока — Томск был известен сильной организацией. Устраивали на фестивале и обязательную «Пьерушку» — веселую встречу, на которой все задерживались до полуночи, сочиняли друг для друга номера-поздравления.

— В то время и наши люди из клубов тоже начали посещать фестивали — Грушинский, московские, кемеровские, новосибирские, дальневосточные. Так открывались новые имена, привозились песни и структурные находки — как у кого организован клуб. Сейчас намного проще, есть интернет, а тогда информация передавалась из уст в уста, записывалась на листы и магнитофонную ленту. Благодаря активным людям увеличивался объем песен.

Константин Мыльцев и Владимир Барсуков
Фото: Савелий Петрушев

Барсуков подтверждает — поездки были нужны, чтобы и себя показать, и других посмотреть. И вспоминает одну из самых ярких поездок тех лет, когда в 1988-м году томичи отправились на Второй фестиваль всесоюзной бардовской песни:

— Приехали из Москвы на поезде, и его нам оставили…

— Поезд состоял из 15 вагонов, в каждом жил свой регион. Этот удивительный состав курсировал по городу между двумя станциями. Тогда создавался Союз КСП на уровне страны, — рассказывает Константин Мыльцев. — Бардовская, авторская песня — это единство авторов, людей, которые обеспечивают организацию концертов и клубов и тех, кто без этой песни не представляет свою жизнь, слушателей и почитателей. Пока они есть, движение будет так или иначе продолжаться.

Барсуков добавляет — фестивали, все-таки, были вехами. А кроме них шла и обычная клубная жизнь: проводили «Осенины», новогодние отчетные концерты. Но в конце 1980-х период расцвета песенной культуры пошел на спад. На первый план вышли другие вопросы: что поесть, как детей вырастить. Наступило непростое десятилетие для авторской песни. Только к концу 1990-х что-то начало меняться, но в целом, уверены наши собеседники, авторская песня никогда не становилась объектом поддержки в стране. Томску повезло больше многих других городов — здесь движение было заметным и после развала СССР, бардам достался даже отдельный ДК.

Рояль в кустах

Архив ДК «Томский перекресток»
Фото: Томский перекресток

Владимир Барсуков рассказывает, что забрать Дом культуры команде «Томского перекрестка» и клуба любителей бардовской песни в 2007 году предложил начальник городского управления культуры. Расположен ДК был на восточной окраине города, в районе, известном, как Бактин — сокращение, возникшее в начале ХХ века от НИИ Бактериологический Институт. Как раз в этом районе раньше располагалась производственная, аграрная и научно-исследовательская база института (сейчас это НПО «Вирион»).

— Так на Баумана, 20 появился «рояль в кустах» — первый в России ДК с направлением авторской самодеятельной песни, где его развитием занимаются профессионально, при финансировании и ставках. Главное — у нас тогда появились залы на 100 и 250 мест. Правда, большой вскоре закрыли на ремонт, — продолжает рассказ Барсуков.

Первыми руководителями дома культуры были Галина и Александр Пыжьяновы (Александр — создатель и руководитель ансамбля «Секунда»). Сейчас им руководит Владимир Кондратьев.

— Я пришел на должность директора ДК в 2014 году. И честно говоря, был знаком с жанром авторской песни, но глубоко в него еще не погрузился. Первые несколько лет были потрачены на то, чтобы привести в нормальное состояние те помещения, где занимаются наши кружковцы, и зрительный зал, где проходят концерты. А уже потом удалось заняться творческими проектами. За 8 лет, которые я и моя команда работаем в ДК, изменилось многое. Сейчас у нас действует 13 творческих кружков и объединений, в которых занимаются дети и взрослые, а в 2014 году их не было совсем. К нам приезжают авторы-исполнители со всей России — в прошлом году в ДК состоялось 63 концерта, которые посетило свыше 2000 зрителей. Многие мероприятия проходят в онлайн-формате. Впервые мы вынужденно начали эту работу в 2020 году и сам были удивлены, потому что наши онлайн-трансляции собрали почти 45 тысяч просмотров. Это говорит о том, что жанр авторской песни и томские исполнители интересны не только нам. Их знают и любят в других городах России и даже за рубежом. Интернет позволяет присутствовать на концерте человеку из любой точки мира. А статистика подтверждает, что этот жанр интересен, его хотят видеть и слышать, — рассказывает Владимир Кондратьев. — Очень рассчитываем на то, что в ближайшее время будет капитально отремонтирован наш большой зал. Проектно-сметная документация уже есть. И мы надеемся, что под занавес юбилейного года будут выделены средства на капитальный ремонт. Это позволит нам расширить кружки, на новом уровне реализовывать свои проекты в отремонтированном зале.

«Томский перекресток»

Одно из самых главных событий, связанных с авторской песней в Томске, если не главное, безусловно, музыкальный фестиваль «Томский перекресток». В этом году он прошел уже в 20 раз.

— Само название возникло на фестивале «Бабье лето» в Юрге. Там была сцена «Томский перекресток», ее организовали томичи — Володя Трубин, Леша Пономаренко и Володя Барсуков, — рассказывает Константин Мыльцев.

— Да, я туда бревна таскал! Там, где делали сцену, была развилка дорог. Мы отгородили себе уголок, сначала не было названия, а потом мы придумали «Томский перекрёсток», — подтверждает Барсуков.

— Кстати, когда хлынул дождь, наша сцена была единственной, где продолжали петь. Под навес набилось множество людей!

Константин Мыльцев и Владимир Барсуков
Фото: Савелий Петрушев

Владимир Барсуков уверен — у любого события есть «корни». И появление «Томского перекрестка» тоже неслучайно.

— Кто основная движущая сила, где все собираются? У томичей! Мы были «ядром» на «Бабьем лете». И потом в 2000 году начинали федеральную программу по развитию культуры, жаль, с ней так ничего и не получилось. Первый «Томский перекресток» мы провели в 2003 году. Компания организаторов года два ездила на рыбалку и думала, почему бы нам не сделать фестиваль летом. Присматривали место неподалеку от Томска. Тогда нам подсказали Семейкин остров. Мы походили по поляне, прикинули…. Место подошло. И пляж на Семейкином острове в Томске тоже появился благодаря фестивалю.

— В 2019 году, до пандемии, мы достигли определенного максимума: за 3 дня фестивальную поляну и концертные площадки посетило около 7 тысяч зрителей. Кто-то на машине, кто-то на маршрутках, кто-то приехал на кораблике. Была чудесная погода, работали две сцены. Был очень большой палаточный лагерь. За годы работы по популяризации жанра это было такой кульминацией, — вспоминает Кондратьев. — Потом была пандемия, но мы ни разу не отменили фестиваль. В первый год он прошел в онлайн-режиме, во второй мы собрали большой концерт в центре студенческого Томска, в ЦК ТГУ и транслировали его в онлайн-формате.

В этом году на «Томский перекресток» после 2 лет карантина собрались десятки интересных авторов, чья география — от Дальнего Востока до Петербурга. Уместить это на одной сцене было сложно — пришлось сделать сразу три, отмечает Владимир Кондратьев.

— Отдельно хочу сказать про профессионализм нашей команды — это люди, с которым можно реализовывать самые сложные проекты. Все они энтузиасты, работают «за себя и за того парня», быстро и слаженно выполняют все задачи. И именно благодаря этому, несмотря на сложности с финансированием, годы пандемии и другие факторы история фестиваля ни разу не прерывалась, — говорит он.

Главным событием, по словам Мыльцева, в 2022-м году стал приезд в Томск проекта «Песни нашего века»:

— Это популярный коммерческий шоу-проект на основе авторской песни. Здесь происходит соединение несоединяемого — индивидуальности поступились своими особенностями ради общего пения.

— Еще один интересный проект — это наше сотрудничество с Томским муниципальным русским оркестром во главе с Ольгой Алешиной, — добавляет Кондратьев. — Этот замечательный коллектив вот уже четвертый год выступает с нами во время «Томского перекрестка». Это уже стало музыкальной фишкой нашего фестиваля: гости могут услышать не только песни под аккомпанемент гитары, но и в сопровождении оркестра. Это добавляет интересный колорит происходящему. Это, своего рода, выход за рамки жанра.

Проекты и гастроли

Томские барды в Париже. В центре — Владимир Кондратьев
Фото: из архива ДК «Томский перекресток»

Что происходит с авторской песней сегодня? Востребована ли она публикой, развивается ли как направление, кто ее слушатели? Константин Мыльцев отмечает — когда-то бардовское движение родилось в вузовской среде, его двигали молодые преподаватели и студенты. Но потом тусовка стала взрослеть. Сейчас студенчества среди поклонников и исполнителей авторской песни практически нет.

— Молодых ярких исполнителей немного, на весь бывший СССР появляется 2-3 новых имени в год. Есть Оля Кориэлл из Сыктывкара, ей 21 год, она очень интересный исполнитель. В Томске пока такого человека нет. Авторская песня всегда была направлена на узкий круг людей. Даже когда на концертах ломали фрамуги, нас, почитателей и любителей авторской песни, было не более 5% в стране. Мы говорим о небольшом слое. Да, многие слышали Визбора и Окуджаву, но это не показатель того, что они знают и понимают авторскую песню, — констатирует Мыльцев.

Не особенно складывается и с коммерциализацией этого направления, считает исполнитель.

— Как только речь заходит о коммерции все, что называется авторская бардовская песня, рушится. Если бы наше государство и меценаты, могли бы, как во Франции, ее беречь и поддерживать… Тогда бы барды жили дольше и могли бы творить интереснее. К сожалению, люди за счет сил и здоровья делают все, что они могут. По традиции, бардовская песня в России — это никогда не про деньги... Как только люди переключаются на этот аспект, бард начинает умирать, и мы знаем много ярких примеров — Розенбаум, Митяев, Дольский… Обычно барды всегда имеют основную профессию и зарабатывают, как правило, ею, а не выступлениями.

— Хотя есть исключение. Один из примеров, у кого получилось — это Роман Ланкин, — отмечает Владимир Барсуков.

Тем не менее, идет развитие исполнительских форматов. Не так давно появился совместный проект с местным симфоническим оркестром. Его придумал Владимир Кондратьев, другие барды идею поддержали, отмечая, что это значимое событие для авторской песни.

— Так как у меня есть музыкальное образование (по специальности я — дирижер академического хора), мне понятна симфоническая музыка. Показалось интересным совместить два этих жанра. Подготовка к реализации заняла три года. Это было непросто и затратно финансово, но в конечном счете «Симфония менестрелей» прозвучала в 2018 году и собрала полные залы. А в 2022 году состоялась «Симфония менестрелей-2». В этом году в проект включились еще два ярких представителя бардовской культуры — Ирина Абушаева и Игорь Иванов, — рассказывает Кондратьев.

Симфония менестрелей
Фото: из архива ДК «Томский перекресток»

— Томск вообще уникален: здесь родилось около 30 авторов, значимых для бардовского движения страны. В бывшем СССР имен такого уровня 500. Томск входит в десятку по количеству авторов, а если добавить уникальных исполнителей и группы, то войдет и в тройку, — уверен Мыльцев.

Интересные гастроли тоже случаются. В 2019 году четыре томских исполнителя по инициативе все того же Владимир Кондратьева, директора «Томского перекрестка» и при поддержке городского управления культуры, томские барды отправились на гастроли в Париж. Иванченко, Трубин, Пономаренко и Мыльцев собрали полный зал в центре французской столицы.

Томские барды в Париже
Фото: из архива ДК «Томский перекресток»

— Концерт состоялся в Париже, в Российском духовно-культурном православном центре. Все это было впервые, очень волнительно. Был замечательный прием французской стороны, зал аплодировал томским музыкантам стоя. Причем, публика была в основном французская. Мне было интересно наблюдать за нашими бардами из зала, видеть, как они переживают и как хотят поделиться своим творчеством с теми, кому интересен русский язык и русская культура. Кстати, интересный факт. На концерте присутствовала дочь академика Кузнецова, в честь которого названа улица в Томске. Нам удалось с ней пообщаться. Увидев афишу, на которой было написано «Томский перекресток» в Париже, она поняла, что просто обязана посетить этот концерт. Приехала вместе с детьми, хотя находилась уже в очень преклонном возрасте. Это говорит о том, что культура имеет силу и может объединять самых разных людей, — говорит Владимир Кондратьев.

Наши собеседники отмечают, что главная цель для них сейчас — «дотянуться до студенчества и увлечь несколько десятков активных ребят». Тогда движение в Томске начнет возобновляться.

— В Барнауле происходит нечто невероятное. Там есть гитарная школа и КСП «Лесовичок», они объединились и располагаются в самом крупном микрорайоне города. Их более 300 человек! Из этого объединения выходят дети и молодежь, которые становятся лауреатами российских фестивалей. В Кольцово на базе школы-интерната возникло интереснейшее объединение «Свечи», где проводится детско-юношеский фестиваль. В «Томском перекрестке» тоже идет работа с детишками и подростками, просто она не столько активна, как хотелось бы, — говорит Константин.

— У нас в ДК есть региональный детско-юношеский конкурс «Апрельский дебют», он проводится уже 11 лет. С прошлого года мы расширили возрастные рамки до 34 лет. Это осознанное решение, чтобы привлечь к жанру авторской песни молодых исполнителей, которые еще не нашли своего зрителя, — поясняет Кондратьев.

Константин Мыльцев: в бардовское движение надо вовлекать молодежь
Фото: Савелий Петрушев

Но одного ДК недостаточно — Мыльцев считает, что движению требуется более неформальное место для сбора, где нет вахтеров и охранников, куда можно прийти в два часа ночи или в пять утра и «жить глубокой творческой интеллектуальной жизнью».

— Знаю ребят, кто мог бы общаться, пить чай и не только, говорить о песнях, придумывать, экспериментировать… Для такой области, как Томская, найти подобный подвал — копейки… И с этого начнется новая волна, — уверен Мыльцев. — Я сижу в жюри на конкурсе дворовой песни в Томске. Там много банальных и графоманских вещей, но я вижу и людей, которые гораздо глубже, интеллектуальнее. Я ищу таких исполнителей, создал школу авторской песни.

— Мы рады каждому новому человеку, который включается в наше сообщество. Бардовское движение — это одна семья, люди, которые умеют дружить, помогать, радоваться друг за друга. Это очень ценно в наше время, также, как и ресурс человеческого общения, — уверен Кондратьев. — Поэтому обязательно выбирайтесь на концерты.

— У нас есть старая традиция, она связана с КСП ГРФ. На день геолога мы приходим в общежитие на Пирогова, 18, и поем, потому что мы горели и горим. А для молодежи нашли вариант — предлагаем достать смартфоны, найти текст песни и к нам присоединиться, — говорит Владимир Барсуков.

Текст: Мария Симонова, Елена Фаткулина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на юбилейный Тотальный диктант

15 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на театральный вечер — гид по литературному Петербургу начала XX века

8 апреля 2024
Томские новости

Сегодня в Томске начали расконсервировать фонтаны

20 апреля 2024
Томские новости

Опыты, экскурсии и мастер-классы от аниме-студии ждут томичей на «Библионочи» в ТПУ

22 апреля 2024
Томские новости

Томичам представят книгу «Картинные девушки» об известных художниках и их музах

19 апреля 2024
Город

Майские в Томске. Где гулять и что смотреть — топ путеводителей по городу

28 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на показ фильма «Иди и смотри»

29 апреля 2024
Креативные индустрии

Тотальный диктант-2024 в Томске. Юбилейная явка, мэр в музее и кот Бегемот

22 апреля 2024