18+
18+
Архитектура и дизайн, Исторический центр, Краеведение, Люди, Рассказано, томск архитектура совесткий город как выглядел раньше история краеведение элеазар дрейзин Архитектор Элеазар Дрейзин. Кто построил «новый город» и сохранил деревянный Томск
РЕКЛАМА

Архитектор Элеазар Дрейзин. Кто построил «новый город» и сохранил деревянный Томск

Элеазар Дрейзин известен в Томске как архитектор нового корпуса Научной библиотеки ТГУ, стадиона «Труд» и реконструкции кинотеатра им. Горького.

Он построил их в период «оттепели», когда становилось популярным использовать типовые проекты и вписывать их в среду с учетом местных особенностей. Несмотря на веяния моды, в Томске Дрейзин по-новому взглянул на деревянную архитектуру и один из первых заговорил о важности ее сохранения.

Рассказываем, как складывалась жизнь Элеазара Дрейзина, почему он переехал в Сибирь и какие возможности для творчества нашел в Томске.

Путь до Москвы

Директор НБ ТГУ Артем Васильев — о жизни и творчестве Элеазера Дрейзина.
Фото: Серафима Кузина, из архива издания

О жизни советского архитектора Элеазара Дрейзина опубликовано совсем немного сведений. Нам известно, что он переехал в Томск в 1957 году уже довольно зрелым человеком, в возрасте 57 лет. Узнать о детстве и юности архитектора удалось благодаря найденной в Государственном архиве Томской области автобиографии, которую Дрейзин написал в 1969 году, незадолго до отъезда из Томска. Ее изучил директор Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев:

— Дрейзин сегодня — это не самый известный архитектор. Мы не произносим его имя с таким же придыханием, как [говорим] «Андрей Крячков». Но, тем не менее, он построил здание, которое стало родным для многих поколений студентов, — рассказывает Васильев. — В Томске он создал ряд других знаковых построек. Можно заранее предположить, что у Дрейзин была интересная жизнь, так как он родился в 1900 году. Представьте себе, что этот человек, ровесник века, застал, пережил? Говоря о масштабе личности — есть такой тезис, что даже без постройки нашего и других зданий, он вошел бы в историю города как человек, который написал одну из важнейших книг о Томске и очень много сделал для популяризации и сохранения того, чем мы сегодня так гордимся — нашего деревянного зодчества.

Элеазер Дрейзин (1900-1979)

Родился Дрейзин в городе Александрия Херсонской губернии, на правом берегу Днепра, в небогатой еврейской семье. Из его автобиографии мы узнаем, что большим событием для маленького Элеазара стала учеба: «Я был принят в гимназию после того, как три года подряд отлично сдавал экзамены всё в один и тот же первый класс (преодолел процентную норму)».

Александрия. Конец XIX–XX вв.
Фото: предоставлено А. Васильевым

В то время попасть в учебные заведения представителям национальных меньшинств было непросто. С конца ХIX века в Российской империи для них действовала квота: поскольку на территории страны проживало всего 5% евреев, то поступить в учебное заведения могли лишь 5% их детей от общего числа мест. Дрейзин своим упорством и одаренностью смог оказаться в рядах гимназистов. Это позволило ему не только начать осваивать науки, но и улучшить материальное состояние своей семьи — он стал давать уроки детям богатых родителей. А параллельно и сам начал ходить на бесплатные занятия по рисованию вместе с еще одним будущим художником Исаем Зейтманом.

Гимназисты на улицах Александрии. Открытка. Конец XIX–XX вв.
Фото: предоставлено А. Васильевым

— Гимназисты в предреволюционной Александрии жили весьма насыщенной духовной и общественной жизнью, — рассказывает Артем Васильев. — По воспоминаниям некоторых из них мы знаем, что в городе создаются различные молодежные кружки марксистского характера, некая Полина Дрейзин играет в них видную роль, там обсуждается современная литература, в том числе, и запрещенная, возникают нелегальные библиотеки. Участвовал ли в таких кружках сам Дрейзин, мы не знаем. Но вот что известно уже не из автобиографии: сестра слависта Дмитрия Чижевского оставила воспоминания, где рассказала о своей маме, Марии Дмитриевне Чижевской, очень интересном человеке. Окончила Петербургскую Академию художеств, обучалась у самого Ильи Репина. Он даже дал ей наказ: чтобы она, разыскивала способных к рисованию детей из бедных семей и бесплатно обучала их. Такие занятия как раз посещали Зейтман и Дрейзин.

Семья Чижевских: Иван Константинович, Мария Дмитриевна (Ершова) и дети — Мария и Дмитрий.
Фото: предоставлено А. Васильевым

Впоследствие Исай Зейтман и Элеазар Дрейзин свяжут свою жизнь с искусством, один станет художником-импрессионистом, а второй — архитектором. Но произойдет это, конечно, не сразу. Еще не окончив гимназию, Дрейзин устраивается работать в отдел народного образования организатором, а затем его назначают заведующим александрийской народной библиотекой, «скомплектованной главным образом из книг, конфискованных у окрестных помещиков, сбежавших из своих имений».

В годы Гражданской войны власть в городе меняется быстро и часто. В автобиографии об этом ничего не сказано, но трагических событий в городе было немало. Особенно во время мятежа атамана Григорьева, сделавшего Александрию своей «столицей» и известного своими антисемитскими взглядами и действиями.

Автобиография Дрейзина, сохранившаяся в Государственном архиве Томской области. Ее архитектор написал в 1969 году, незадолго до отъезда из Томска.
Фото: предоставлено А. Васильевым

В 1920 году в Александрии окончательно устанавливается советская власть. Дрейзин на тот момент уже три года отработал в библиотеке, и ГОРОНО решает отправить его в Москву на курсы по повышению квалификации. Это становится поворотным моментом в судьбе молодого человека. Он остается в столице и устраивается в центральную рабочую библиотеку Московского государственного совета профессиональных союзов (МГСПС) в бывшем Общественном собрании города.

Митинг рабочих табачной промышленности у Дома союзов в Москве (бывшем Общественном собрании) в честь открытия V Всероссийского съезда профсоюзов 17–22 сентября 1922 г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД).

В это время библиотечное дело в Советском Союзе только встаёт на ноги. Молодое государство ставит перед библиотекарями большие задачи в деле просвещения рабочих и ликвидации неграмотности. В эту пропагандистскую работу активно включается и Дрейзин. Он рисует плакаты, проводит курсы для профсоюзных работников и выпускает пособие для библиотекарей «Основы графической грамоты».

Из книги «Основы графической грамоты для библиотекарей»
Фото: предоставлено А. Васильевым

В этой книге он объясняет, как оформлять объявления, рекомендательные списки литературы, работать с данными, делать графики и диаграммы, выбирать шрифты и в целом выстраивать работу в библиотеке. Это не первая, но одна из первых книг по библиотечному дизайну в нашей стране. Сама же библиотека МГСПС в 20-е годы было очень популярна в Москве и оставила важный след в истории библиотечного дела.

Но только библиотечной работой жизнь Элеазара не ограничивается. В автобиографии он отмечает: «Приходилось быть участником и свидетелем многих общественных событий того времени». В 1920-е годы в бывшем Общественном собрании, ставшем Домом союзов, проходят выступления Владимира Ленина, съезды разных организаций, прощания с партийными лидерами, первые открытые судебные процессы, среди них в 1928 году — судебный процесс по «Шахтинскому делу» (судебно-политический процесс о «вредительстве» и «саботаже» угольщиков на Донбассе). Все это, очевидно, оказывает влияние на взгляды молодого библиотекаря.

Мы новый мир построим

Параллельно с работой в библиотеке, Элеазар учится на знаменитых Высших государственных художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАС (после 1926 г. — ВХУТЕИН) сначала на живописном, а затем на архитектурном факультете. Его учителя — известные мастера А.В. Щусев, И.А. Голосов, Л.А. и А.А. Веснины, Н.А. Ладовский.

Элеазар Дрейзин в студенчестве
Фото: предоставлено А. Васильевым

— Здесь, во ВХУТЕМАСе, зарождается советский конструктивизм. Идут бурные дискуссии между классиками и новаторами. Внедряется революционный «объективный метод» обучения различным художественным искусствам и ремеслам, — говорит Васильев. — Но, к сожалению, мы почти ничего не можем сказать об этом периоде жизни Дрейзина. По некоторым данным, его дипломным проектом был Дом промышленности. Судя по поздним интервью с Дрейзином, он не был, вероятно, на стороне тех, кто пытался абсолютно сломать существующий стиль, он, скорее всего, был больше на стороне классиков. Сохранились о нем такие слова: «Дрейзин любил посещать творческое кафе на Тверской, бывшей булочной Филиппова. Там он встречал не только своих коллег, но и Маяковского, Есенина. В кафе шли жаркие споры, ниспровергались авторитеты. Дрейзин защищал своего кумира, крупного зодчего Камерона, создателя «Висячего сада», — то есть архитектора XVIII века, конечно же, представляющего классическую архитектуру.

Чарльз Камерон, шотландец на русской службе, приехал в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. Был архитектором Царского Села и Павловска, ярким представителем классицизма. «Висячий сад» — часть Екатерининского парка в Царскосельской императорской резиденции.

Заявление на зачисление во ВХУТЕМАС
Фото: предоставлено А. Васильевым

После окончания ВХУТЕИН Дрейзин получает квалификацию архитектора-художника и увольняется из библиотеки. Но остается в Москве и работает по специальности в Сокольнической строительной конторе Моссовета. Практически сразу же активно вовлекается в архитектурную жизни страны. С началом первой пятилетки молодой архитектор отправляется на одну из крупнейших строек в Советском Союзе — строительство Нижегородского автомобильного завода:

— Строительство завода и соцгорода при нем стали своего рода смотром существующих архитектурных течений в Союзе, ведь в конкурсе на строительство принимали участие крупнейшие мастера своего времени. Здесь Дрейзин и работает. Судя по его автобиографии, работает достаточно успешно: становится главным архитектором соцгорода, избирается депутатом районного совета. Здесь же он встречает чертёжницу Юлию, на которой женится, — продолжает рассказ Артём Васильев.

Строительство автомобильного завода и соцгорода в Нижнем Новгороде
Фото: предоставлено А. Васильевым

После окончания строительства в 1933 году Элеазар возвращается в Москву и устраивается на авиазавод №24 им. Фрунзе, основанном еще до революции благодаря французам, а после национализированном. Во время Великой Отечественной войны завод эвакуируют в Куйбышев (сейчас Самара), вместе с предприятием переезжает и его архитектор Дрейзин.

— Он не только проектирует здания для завода, но и занимается монументальной пропагандой: строит конный памятник Фрунзе (не сохранился). В своей автобиографии упоминает еще и дворец культуры завода им. Фрунзе, считая его ключевой постройкой этого периода, — отмечает Васильев.

Конный памятник Фрунзе в Куйбышеве. Из семейного архива Пензиных
Фото: предоставлено А. Васильевым

ДК завода им. Фрунзе
Фото: предоставлено А. Васильевым

После войны Дрейзин продолжает работать в Куйбышеве, по совместительству являясь главным архитектором «Облпроекта». Занимается благоустройством города, в частности, об Элеазаре есть упоминание в местной газете, как об авторе проекта загородного парка. Тогда же Дрейзин начинает исследовательскую деятельность. Совместно с другими архитекторами он пишет монографию по истории куйбышевской архитектуры.

Книга Дрейзина об истории куйбышевской архитектуры в соавторстве с И. Л. Шафраном, А. И. Матвеевым, С. В. Ананченко, А. В. Канавских, П. А. Парамоновым.
Фото: предоставлено А. Васильевым

В 1950 году в связи с решением правительства о восстановлении разрушенных городов Дрейзин переезжает в Курск. Там он работает вместе с главным местным архитектором советского времени, Марком Теплицким, которого иногда называют «строителем нового Курска». Одна из работ этого тандема находится в самом центре города и до сих пор сохранилась:

«На Красной площади в Курске построен большой жилой дом. В пятиэтажном здании 95 квартир со всеми удобствами. На первом этаже разместился булочно-кондитерский магазин. Тут же будут установлены автоматы по продаже чая, кофе, какао и фруктовых соков. По лифту из магазинов можно будет подняться в кафе, расположено на плоской крыше дома», — писали газеты того времени.

Жилой дом 1961 года. Находится на Красной площади, д. 2/4. Архитекторы Э.И. Дрейзин, М.Л. Теплицкий, Н.М. Клевенский. Фото 2015 г.

Среди других сохранившихся построек Дрейзина в тот период — Дом культуры в Шебекино.
Фото: предоставлено А. Васильевым

Также вместе с другими курскими архитекторами Элеазар Дрейзин участвует в конкурсах того времени. Он проектирует памятник танкистам в Прохоровке (1952 г., Дрейзин Э.И., Теплицкий М.Л., областной конкурс 3 премия), Курский сельскохозяйственный институт (1954 г. Дрейзин Э.И., Теплицкий М.Л) и Пантеон великим людям Советской страны, который должен был появится в Москве (1954 г. Гаркуша Д.И., Дрейзин Э.И., Теплицкий М.Л, всесоюзный конкурс). Но эти проектные предложения так и остались не реализованными.

Пантеон Великим людям Советской страны. Проект Д. И. Гаркуша, Э. И. Дрейзин, М. Л. Теплицкий. Всесоюзный конкурс. 1954 г.
Фото: предоставлено А. Васильевым

Надо отметить, что 50-е — это сложное время для архитекторов. В 1955 году выходит знаменитый указ Хрущева «Об устранении излишеств в строительстве», что кардинально меняет архитектурный вектор в стране — появляется типовое индустриальное строительство, роль архитектора начинает снижаться.

Переезд в Томск

Ответить на вопрос, как Дрейзин оказался в Сибири, исследователям еще предстоит. Директор НБ ТГУ Артем Васильев предполагает, что он переехал в наш город вместе с семьей за старшим сыном, который к 1957 г. окончил Московский строительный институт и мог попасть в Томск по распределению. В автобиографии Дрейзин пишет: «В Томске я и старший сын Владимир поступили на работу в институт „Томгипротранс“ по проектированию железных дорог Восточной Сибири, а дети, окончившие школу с золотой медалью, были приняты в томские вузы».

Томск в конце 50-х годов — это, конечно же, совсем другой город. Он значительно меньше, многих крупных жилых районов на Каштаке и Комсомольском проспекте еще нет, а вот потребность в них уже есть. Интересно, что одно из первых томских высказываний Дрейзина в печати было о благоустройстве.

Томск в 1950-х годах. Из архива Н.М. Петрова
Фото: из архива издания

— В письме в «Красное знамя» в 1957 году он говорит о том, что в Томске многое выкрашено в темные мрачные цвета, есть проблемы с рекламными вывесками, нет нумерации домов, множество неказистых киосков разбросано по городу. Это почти дословно из его письма, — рассказывает Артем Викторович. — Но город быстро меняется после некоторого замирания в 20–30-е гг. Во время Великой Отечественной войны в Томск эвакуируют ряд крупных промышленных предприятий, которые впоследствии становятся двигателями развития города; вскоре открывают томскую нефть. Нам сейчас сложно представить, как, например, росла численность населения. После войны это около 200 тысяч, а к моменту, когда Дрейзин уезжает, уже почти в 2 раза больше. Естественно, множество архитекторов, томских и не томских, работают над проектированием нового города, над размещением жилых микрорайонов, расширением заводов, устройством улиц и проспектов, коммуникаций. Существующий город как будто не вмещал в себя новые потребности — переустройство Томска было объективным процессом. Как это было сделано — другой вопрос. Хочется при этом подчеркнуть, что читая статьи тех лет: чувствуется, что люди по настоящему и искренне верят в «новый Томск» (популярное выражение тех лет), в строительство светлого социалистического будущего. Мне хочется верить, что они были такие.

Статья Дрейзина об архитектурных перспективах Томска
Фото: предоставлено А. Васильевым

Дрейзин тоже поступает на службу в «Томгипротранс» в должности главного специалиста архитектурно-строительного отдела института. Он, как и сын, занимается железнодорожным строительством на территории Сибири: строит поселки, жд вокзалы и автостанции. Одними из крупных своих проектов сам Дрейзин называет железнодорожный вокзал в Братске, авто и жд вокзалы в Канске. Вместе с сыном он проектирует новое административно-производственное здание института «Томгипротранс», которое появится в дальнейшем на пр. Кирова.

Здание «Томгипротранса». 1975-1979 гг.
Фото: pastvu.com

— «Томгипротранс» был ведущей и старейшей проектной организацией в Томске, одной из тех, что в тот период занималась переустройством города. В статье 1964 года Дрейзин рассказывает о большой работе, своей и института: упоминает прокладку очередной линии трамвая на Нахимова, говорит о бывшей Казанской улице, в будущем — проспекте Ленинского комсомола (сейчас это Комсомольский проспект), проектировании жилых районов у вокзала Томск-I, на Кирова, в конце проспекта Фрунзе, проектах благоустройства Набережной реки Ушайки, Лагерного сада, парка им. Пушкина, строительстве стадиона Труд. То есть, спектр проектов очень широкий, в том числе жилищное строительство, адаптация типовых советских проектов под томские условия, — отмечает Артем Викторович.

Дрейзин за работой в «Томскгражданпроект» (справа)
Фото: предоставлено А. Васильевым

В 1968 году Элеазар Израилевич переходит работать во вновь организованный проектный институт «Томскгражданпроект» и посвящает все свои силы застройке города и области.

Миссия сохранить

Когда Дрейзин приехал в Томск, он, конечно, застал здесь и отметил не только проблемы с благоустройством, но и резные деревянные дома. Хотя, по словам Артема Васильева, тогда о них даже не рассказывали туристам:

— Случайно нашел у себя дома книжечку «Памятные места города Томска. В помощь экскурсоводам», это как раз 1957 год. Большая часть ее посвящена революционным событиям, и только последняя страничка — архитектурные памятники Томска, каменные. Конечно, нельзя сказать, что деревянного зодчества не признавали, большая исследовательская работа была проделана в 20-е годы А.Л. Шиловским и сотрудниками краеведческого музея. Но в 1950 гг. деревянное зодчество не влияет, скажем так, на градостроительную политику в городе. Оно как бы есть, но проектируются новые здания, растёт большой город, нужны новые кварталы… Деревянная архитектура не находится в центре внимания. Но вот уже первые годы своего пребывания Дрейзин под впечатлением от деревянной архитектуры, а в 1958 году издает с коллегами первый альбом — «Деревянная резьба в архитектуре старого Томска».

3-4. ул. Красноармейская, 67; 5. ул. Войкова, 16, пр. Кирова, 12.
Фото: предоставлено А. Васильевым

С этой книги начинается одно из важнейший дел Элеазара в Томске — популяризация деревянной архитектуры, которой он занимается до 70-х гг., пока он не возвращается в Курск. Во вступительной статье к альбому Дрейзин пишет: «К сожалению, многое из этого ценного наследия находится ныне в неудовлетворительном состоянии, разрушается. Произведенные кустарным способом ремонтные работы ведутся без учета сохранения имеющейся художественной резьбы, искажают ее. В большинстве же случаев ремонт своевременно не производится, и эти ценные памятники декоративного искусства, глубоко своеобразные, глубоко народные, могут быть безвозвратно потеряны».

Пока трудно сказать, что повлияло на интерес Элеазара Израилевича к деревянной архитектуре. Исследователь его творчества Артем Васильев находит несколько важных моментов в биографии архитектора, которые могут приблизить нас к пониманию:

— Его учитель Щусев ещё до революции занимался вопросами сохранения деревянного зодчества на русском Севере. Во ВХУТЕМАСе, в принципе, уделялось внимание постройкам из дерева, в 1921 году в Москве состоялась первая выставка исторической деревянной архитектуры. Очевидно, повлиял и его личный опыт восстановления городов Советского Союза после войны, когда было уничтожено множество памятников… Конечно, влияние времени — это оттепель, некоторое расширение культурного пространства. Первый альбом по зодчеству Дрейзин издает с коллегами из «Томгипротранса» (фотографии ст. техника П.М. Новикова). В одной из статей упоминается, что всего вышло два экземпляра книги: один сейчас хранится в библиотеке ТГАСУ, а второй — в Екатеринбурге, библиотеке УрГАХУ. Фотографии из альбома быстро становятся известными, поэтому возникает идея выпустить второй альбом, большим тиражом.

Вторая книга Дрейзина о деревянной архитектуре Томска
Фото: предоставлено А. Васильевым

В 1966 году в газете «Неделя» появляется публикация, в которой автор Э. Максимова описывает свои впечатления от знакомства с Томском. В первых абзацах она рассказывает о том, как впервые увидела книгу Дрейзина:

...Но нет, и пробовать нечего передать это чудо словом. Я кинулась в киоски: может быть, открытки или книжечки какие есть? Нет, говорят, и не ищите, последнее продали три года назад. В понедельник мы беседовали с ректором политехнического института Александром Акимовичем Воробьевым. Когда от вузовских тем перешли на всякие другие и я, преимущественно междометиями, стала передавать свои впечатления от города, ректор достал из шкафа красный альбомчик. На обложке было написано «Деревянная архитектура Томска»». После журналистка нашла автора книги и даже смогла с ним пообщаться, о чем тоже рассказала в своей статье. Примечательна история печати этого издания: «Делали его на общественных началах и намучились с ним изрядно. Шестидесятилетний архитектор ездил в Москву, заказывал там клише и сам волок эти свинцовые килограммы в Томск. А после того как альбом наконец вышел — тиражом в 1000 экземпляров, которые мгновенно расхватали, — директор издательства схлопотал выговор за «издание малоходовой дорогостоящей литературы» (цена 71 копейка).

Статья Э. Максимовой. 1966 г.
Фото: предоставлено А. Васильевым

Два эти вышедших альбома нам менее знакомы, чем изданная в 1975 году совместно с И.А. Пасечником третья книга Дрейзина «Деревянная архитектура Томска». Ее появление было не менее трудным. О деталях можно только догадываться, но 1972 г. Дрейзин с горечью пишет о тщетных попытках продвинуть проект:

«К сожалению, предпринимаемые нами усилия по изданию улучшенного и расширенного альбома деревянной архитектуры Томска остаются безрезультатными в течение нескольких лет. А ведь каждый прошедший год — это новые потери в фонде деревянного зодчества нашего города». И все же в новый альбом вышел в столичном издательстве «Советский художник», тиражом в 25 тысяч экземпляров, с фотографиями известных фотографов А. А. Райха и В. А. Кондратьева. Новый альбом тоже быстро разошелся.

Самый известный альбом о деревянной архитектуре Томска
Фото: предоставлено А. Васильевым

В этих книгах Дрейзин дает характеристику томской деревянной архитектуры, ее особенностей, истории, стилевого развития. Размышляя на эти темы, постепенно формируется и своеобразная программа не просто Дрейзина-исследователя, но и Дрейзина-архитектора, которая ярко выражена в одной из его последних статей «Как сберечь деревянную сказку» в 1975 году:

«Известно: особый колорит естественнее всего придать городу, если выявить характерные, только ему присущие черты — природные, исторические, самобытные. Так вот, для Томска деревянная архитектура является именно такой достопримечательностью.

Перед нами задача: правильно сочетать богатое художественное наследие деревянной архитектуры с новой застройкой, органически, с наибольшим эффектом включить старое в новую ткань строительства.

Мы знаем примеры, когда старую часть города оставляют, так сказать, в первозданном виде, а рядом возникает «новый город». Но так поступают в том случае, когда налицо плотная, большей частью каменная застройка, затесненные улочки. В Томске же улицы достаточно широки, застройка не слишком затесненная, а дома — некапитальные. Поэтому необходимо сохранить лишь особо ценные деревянные здания и в то же время уплотнить кварталы современной застройкой. Не исключен и даже логичен прием сохранения лучших памятников там, где они стоят, по красной линии улиц. В этом случае обширные дворы следует застраивать современными многоэтажными домами. Этот необычный прием может стать характерным именно для Томска, придаст некоторым улицам своеобразный колорит».

Дрейзин активно ведет исследования о томской архитектуре, вступает в Общество охраны и памятников истории и культуры, публикует ряд статей в местной прессе с громкими заголовками: «Сохранить деревянную сказку», «Обиды томских теремов» и другие, рассказывает А. Васильев.

— Он ратует за комплексный подход в развитии города, учет памятников архитектуры, создание градостроителього совета, выращивание местных архитекторов (архитектурного факультета до той поры не было), создание реставрационных мастерских. И красной линией проходит мысль, деревенная архитектура — это то, что придает городу своеобразие.

Награждение Дрейзина Орденом Ленина
Фото: предоставлено А. Васильевым

В своих работах архитектор, с одной стороны высказывает идею о сохранении деревянного зодчества, что актуально и сегодня, но в тоже время как архитектор, участвующий в строительстве нового Томска, считает верным сочетать художественное наследие с новой застройкой. Эту идею он в последующем воплощает в проекте нового корпуса Научной библиотеки ТГУ.

Подробнее о томских работах Дрейзина — в нашем следующем материале.

Текст: Алена Попова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024
Томские новости

Из проекта приказа о границах исторического поселения Томска исключены все объекты культурного наследия

22 апреля 2024
Томские новости

В Томске во время ремонта томской поликлиники нашли два старинных письма

10 апреля 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Как это работает

Константин Андреев, Музей истории ГУЛАГа. Как привлечь к изучению семейной истории детей и взрослых — нестандартные советы

2 мая 2024
Работа

Вклад в будущее. Как крупные томские компании помогают вузам в подготовке новых профессиональных кадров

27 апреля 2024
Рассказано

Крячков и Лыгин против конструктивизма. Как в Томске студенты СТИ боролись за признание «новой» архитектурной школы

11 апреля 2024