18+
18+
РЕКЛАМА
Городские тренды, Общественно-полезный бизнес в Томске. Как выжить благодаря КСО Общественно-полезный бизнес в Томске. Как выжить благодаря КСО

Общественно-полезный бизнес в Томске. Как выжить благодаря КСО

Одним из трендов минувшего года в Томске стал рост мероприятий, связанных с продвижением корпоративной социальной ответственности (КСО).  

Когда говорится о социальной ответственности компаний, далеко не всегда речь идет только о благотворительности, скорее, об участии определенной компании в жизни общества. С этой точки зрения социально-ответственными проектами будет и весенний субботник на прилегающей территории, и содержание бурой медведицы в зоопарке, и конкурс для молодых ученых, и ежедневные бесплатные обеды для сотрудников, и забота об экологичности собственной продукции, и о постоянных скидках для покупателей-пенсионеров. 

В то же время, это некое джентльменское соглашение бизнеса с обществом. Организация в данном контексте приносит пользу обществу следованием букве и духу этических норм предпринимательства, добровольным и честным соблюдением законов. Общество оплачивает эти действия высокой деловой репутацией, которая в конечном итоге является одним из активов компании.

В 2012 году в Томске о «КСО» говорили, «КСО» стали заниматься  больше и масштабнее, чем раньше, и наконец-то, о «КСО» хотя бы единожды услышали гораздо большее количество горожан, нежели ранее. Не в последнюю очередь, это произошло благодаря работе представителей разного рода общественных и благотворительных организаций и фондов.  

О мероприятиях и проектах многих из них - фонда «Мир моей мечты», «БлаговестЪ», «Фонда Алены Петровой» мы писали в течение года, и обязательно будем писать еще. Ну а сегодня - своеобразные итоги того, что было сделано в Томске по части продвижения темы «КСО» за последнее время. 

 

Безусловно, главными событиями здесь стали  два Межрегиональных социальных форума, собравших за одним столом представителей власти, бизнеса, СМИ и благотворительных организаций. Инициатором и организатором форумов выступил благотворительный фонд «Мир моей мечты».

В число участников первого форума, состоявшегося в июне, вошли представители томских фирм малого и среднего бизнеса, СМИ, некоммерческих организаций, городской и областной администраций, а также приглашенные эксперты в области корпоративной социальной ответственности из Москвы, Рубцовска, Новосибирска, Кемерово.

Нужна ли бизнесу система КСО, как региональное законодательство может простимулировать развитие благотворительности, каковы образовательные возможности менеджера КСО - эти и другие вопросы обсуждались в ходе заседаний и круглых столов.  

Определения, которое бы исчерпывающе объясняло, что такое корпоративная социальная ответственность, нет. Но большинство из существующих сводятся к тому, что КСО - это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и обществом, в процессе которого бизнес берет на себя выполнение некоторых обязательств, выходящих за рамки экономической деятельности, нацеленной на рост его прибыли. Касаются эти обязательства в основном социальных вопросов, экологии, а в последнее время и управления.  

Второй форум состоялся уже в ноябре, был организован совместно с ТООФ «Центр общественного развития» и Общественной палатой Томской области и собрал гораздо большее число участников. По заявлениям организаторов, перед ним были поставлена цель «актуализировать задачи по совершенствованию инфраструктуры поддержки и развития некоммерческого сектора в Томской области». Общие заседания, доклады и круглые столы – мероприятие проходило в достаточно традиционной форме, но, повторимся, форум стал первой на территории Томской области попыткой поднять тему важности и нужности КСО и для бизнеса, и для общества в целом.

 
Валерий Кошелев

директор благотворительного фонда «Мир моей мечты»  «Тема «корпоративной социальной ответственности» в Томске пока, по большей части, не понятна и не интересна предприятиям малого и среднего бизнеса. Она лишь слегка известна ответственным менеджерам в работе крупных федеральной компаний, которые имеют филиалы или дочерние структуры в Томске. Средний и мелкий региональный бизнес, как правило, не понимает сути и не считает нужным выстраивать целостную стратегическую политику в сфере КСО, предпочитая придерживаться собственного понимания (и надо сказать далеко «не продвинутого») этой сферы современной деятельности для бизнеса. В этой ситуации следует делать ставку на средний томский бизнес, стремящийся к устойчивому корпоративному развитию и росту, на те компании, кто хотел бы стать лидерами рынка и завоевать репутацию как дополнительный аспект повышения стоимости компании. В связи с этим хотелось бы порекомендовать крупным и средним региональным компаниям обратить внимание на развивающиеся сейчас социальный маркетинг, устойчивое развитие и управление нефинансовыми рисками – которые все вместе помогают по-новому позиционировать компании и их деятельность на конкурентном рынке.

 

Привлечь бизнес к добровольному участию в городских событиях с социальным подтекстом пытается и муниципальная власть - уже трижды томская мэрия устраивала благотворительный фестиваль «АртЕль», куда приглашались, в первую очередь, именно предприятия и компании, а не обычные горожане.

 
Лидия Тихонович

представитель российского филиала британского фонда Charities Aid Foundation (CAF), обозреватель журнала «Деньги и благотворительность»  «На фоне других регионов России томские некоммерческие организации выглядят очень неплохо. Они молодцы, они умеют о себе рассказывать, и они это делают очень грамотно. Они участвуют практически во всех больших мероприятиях, которые проходят в Москве и в Петербурге... И конечно, важно, если власть поддерживает и подчеркивает, что это нужное дело. Например, в Москве есть департамент в министерстве по экономическому развитию, и там сотрудники очень активно приветствуют все инициативы НКО, участвуют в мероприятиях. И когда люди видят, что еще и власть поддерживает — это очень важно, в том числе, для СМИ, это сподвигает их на поддержку и участие в инициативах НКО».

 
 

В то же время, большая часть публичных мероприятий, которые проводятся в части разного рода благотворительности, ориентированы, в первую очередь, на физических лиц, а не на корпоративный сектор. Бизнесу в этой истории чаще всего предлагается просто «дать денег». Но раздача финансовых воспомоществований не приносит должного удовлетворения и вовлечения в общественную жизнь - требуются новые подходы. 

Одним из основных направлений, в котором реализуются эти подходы, стало благоустройство города. Кроме официальных и традиционных «субботников», к которым многие относятся  скептически, принудительно закрепленных за предприятиями для уборки территорий или районных-городских конкурсов по благоустройству («Томский дворик», «Весенний марафон» и т.д.), появляются разного рода неформальные акции типа «Всемирной уборки мусора». Правда, для того, чтобы они стали действительно массовыми и привлекли внимание большого количества компаний, требуется не один год работы и не один грант на некоммерческую деятельность.

«Филиалы большинства крупных федеральных и иностранных компаний в Томске не особенно участвуют в проактивном движении и не демонстрируют видение региональной специфики устойчивого развития. К тому же, как правило, эти филиалы не могут распоряжаться бюджетом региона на 100%, и поэтому не всегда являются проводниками интересов местного сообщества на корпоративный уровень управляющей компании. В лучшем случае, они реализуют общую корпоративную социальную политику», - отмечает эксперт по КСО фонда местного сообщества «Мир моей мечты» Сергей Раков.  

Тогда как по мнению директора по КСО компании Advanced Micro Devices Тима Моэна, именно корпоративная социальная ответственность формирует до 40% репутации компании. 

Главный публичный документ в части КСО, обственный социальный отчет, в Томске представляют лишь несколько предприятий - из известных нам, это «Томскнефтехим» (СИБУР) и ОАО СХК (ТВЭЛ-Росатом).

С корпоративным социальным отчетом СХК можно ознакомиться на сайте компании

Отчет «СИБУРа», который осенью представлял в Томске гендиректор «Томскнефтехима» Роман Тумасьев, можно также скачать с сайта холдинга. Это довольно любопытный 80-ти страничный документ, в котором можно найти не только собственно данные по предприятиям и программам «СИБУР», но и интервью с экологами, священнослужителями и другими представителями социума, контактирующими с корпорацией.

 

Если отвлечься от терминологии, социальная ответственность – это потребность бизнеса сделать что-то не только ради прибыли, но и для общества. И если раньше это работало от случая к случаю (вне зависимости от побудительных причин - благородства или желания получить коммерческую выгоду), то сегодня соответствие компаний в цивилизованном мире стандартам КСО становится залогом выживаемости. 

Процесс зародился на Западе - основу современного подхода заложила опубликованная в 1953 году книга американского экономиста Говарда Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена», где этот термин упоминался впервые. По мнению Боуэна, бизнесмен обязан принимать такие решение и совершать такие поступки, которые отвечают целям и ценностям общества. До нашей страны понятие КСО добралось только с приходом XXI века. Появление с началом 90-х бизнеса в нашей стране не привело к рождению социальной ответственности, скорее наоборот, отличительной чертой переходного периода стало избавление компаний от любого вида социальной «нагрузки». Англоязычный термин Responsibility оказался сложен для перевода и некомфортен для применения. Чаще всего его переводят именно как «ответственность», но, уверена обозреватель журнала «Филантроп» Лидия Тихонович, это скорее, «способность к ответу» или «реакция на определенный стимул, поведение». К русскому  «ответственность»  гораздо ближе английское Liability, которое включает в себя не только «ответственность», но и «обязанность», «долги», «денежные обязательства».

«Может быть, именно неопределенность перевода послужила причиной тому, что КСО в нашей стране стали воспринимать как нечто принудительное, поскольку «ответственность» в России чаще всего ассоциируется с юридическими санкциями за несоблюдение общеобязательных правил поведения», - считает Тихонович. Тем не менее, по мере стабилизации экономики социальная ответственность все чаще стала превращаться во вполне конкретные корпоративные программы, ассоциируясь в том числе, с экономической эффективностью и социальной стабильностью компаний.  Профессор Джереми Мун, директор ICCSR, Nottingham University Business School, отмечает по следам осеннего саммита в Сингапуре (Singapore Compact CSR Summit) несомненный повсеместный рост интереса к теме социальной ответственности и ее интернационализации. 

Что входит сегодня в сферу корпоративной социальной ответственности и на что она может влиять:

- прозрачность компании

- внимание к экологическим проблемам 

- вовлечение сотрудников в социальную и экологическую деятельность

- внимание покупателей к экологичности приобретаемого продукта

- филантропия и благотворительность

- работа с социальными медиа

- формирование идентичности компании

- внимание к правам человека

- конкуренция за ресурсы и их разумное расходование

 Текст: Анна Мацковская, Елена Фаткулина

Фото: Роман Сусленко, Мария Аникина, Елена Фаткулина, © Ryan Deberardinis