18+
18+
Исторический центр, Коллекции, Люди, Рассказано, томск история парикмахерская коллекции альбом интим бритвы студия батенькова Студия на Батенькова. Как запустить атмосферный бизнес в центре старого Томска

Студия на Батенькова. Как запустить атмосферный бизнес в центре старого Томска

АВТОР
Мария Симонова

Обычный поход в парикмахерскую может превратиться в путешествие во времени, когда оказываешься в новой студии на Батенькова.

Атмосферное место появилось на втором этаже доходного дома Деева, известного также как «дом с белочками». В студии, пока работающей в техническом режиме, хранится коллекция опасных бритв и альбом с дореволюционными открытками, а интерьер украшают вещи из театра «Интим». Мы поговорили с хозяином студии Сергеем Старковым и его девушкой Катей и узнали, почему они выбрали помещение в старом здании и какие открытия ждали их при ремонте.

Мечта детства

Это тот случай, когда мечты сбываются. В детстве Сергей хотел работать именно возле «1000 мелочей», в самом центре Томска. И к 30 годам у него появилась студия в соседнем здании.

Сергей — коренной томич, любит свой город, интересуется его прошлым и переживает, когда здания и дворы оказываются заброшенными, как это было со двором возле Батенькова, 3.

— Это тот Томск, который мы теряем. А хочется, чтобы он процветал, хочется заряжать это место своей энергией. Никому не нужно, но нам с моей девушкой Катей надо, — поясняет Сергей. — Почему не сделать Томск Европой? Как говорил в одном из интервью Юрий Дудь, Томск — это Европа… Такие сравнения радуют. И странно, когда двор в самом центре города стоит запущенным. Это же дом купца Деева, памятник архитектуры, постройка 1915 года! Здесь во время войны был госпиталь, в советские годы — кондитерская фабрика.

«Доевроремонт», афиши «Интима» и тибетская тханка

Место в историческом здании нашлось в прошлом году случайно. После 4 лет работы в известной томской парикмахерской студии Сергей решил, что пора начинать свое дело. Так совпало, что из дома Деева прошлой весной как раз дружно съехали арендаторы. Все помещения сдавались, о чем Сергей узнал от своего друга, директора местного ЖЭУ.

— Пришел посмотреть пространство, но надо было снимать 230 квадратов, мне столько не нужно, — вспоминает Сергей. — А потом зашел в комнату на 2 этаже, и почувствовал: здесь такая атмосфера, энергетика, что надо делать студию! Еще и обнаружил, что есть отдельный вход из двора. Так совпало, что к этому времени помещения уже взяли в аренду. Я договорился с этим человеком, что сниму у него комнату. Она лет 20 пустовала, была совсем заброшена, ни отопления, ни воды.

От кондитерского производства в помещении сохранился небольшой пищевой лифт, с его помощью поднимали продукты. Теперь ребята используют его как шкаф. В 90-е годы комната превратилась в кабинет директора ювелирного магазина, где был колоритный «доевроремонт», от него остались деревянные панели, которые новые хозяева решили сохранить. Хотя сил и времени в помещение пришлось вложить много.

— Впервые пришла сюда полгода назад. Здесь были голые стены, мойка и Сережа! — рассказывает Катя.

— Я сам делал окошки, покрашено помещение моими руками. Только батареи нам помогали ставить, остальное собственными силами сделали, — подчеркивает Сергей. — С сентября начали ремонт, делали его вместе с Катей. До сих пор не останавливаемся. Как потеплело, занялись двором.

Осматриваем необычную студию. Выясняется, что большое полотно — это подарок, ее автор — Анна Молл, дизайнер из Германии. На другой стене — как перекличка, еще одна бело-синяя работа. Это Катя, увидев картину, вспомнила, что писала похожую еще в школе и доделала ее.

Стол был в кабинете, его только покрасили и оставили как директорский. За спиной у Сергея висит тибетская тханка, он увлекается буддизмом и индуизмом с детства.

А колоритные кресла в студии из камерного театра Алевтины Буханченко.

— Осенью театр закрыли, их помещение относилось к тому же ЖЭУ, что наше. Мне предложили забрать интересные вещи из реквизита, который там бросили. Сказали, иначе все увезем завтра на свалку, — уточняет Сергей. — Мы поспешили взять некоторые предметы. Картины-декорации, часть из которых Катя покрасила, маску, юбилейное полотно в честь 400-летия Томска (оно висело в кабинете Буханченко). В подъезде мы повесили несколько афиш.

Инстаграм столетней давности

Но, конечно, не все необычные предметы, «поселившиеся» в студии нашли в опустевшем театре. Старинный фолиант — это альбом, собрание дореволюционных открыток, им больше 100 лет. Коллекцию собирали несколько десятилетий, потом ее купил увлеченный антиквариатом друг Сергея и отдал ему на временное хранение.

— Инстаграм начала ХХ века! — смеется Сергей. — Дружба с антикварщиком — путь к настоящим ретро-сокровищам!

Старый проигрыватель пока молчит — ждет иглы, а пластинки для него уже есть.

Коллекция опасных бритв середины ХХ века скрыта от глаз посетителей, но скоро для нее, вероятно, сделают специальную витрину в музейном духе.

— Советская бритва произведена в 1939 году, мощная, на нее много металла потрачено, а французская, 1942 года создания, заметно изящнее, — показывает свое собрание бритв мастер. — Это точилка для бритв. Есть у меня и древняя плойка, даже не знаю, как ее правильно нагревать. Бритвами пока не пользовался — надо довести их до ума, наточить. Правда, работать ими в студии не удастся — по санитарным правилам и нормам теперь можно пользоваться только индивидуальными лезвиями.

Рядом с современными книгами — дореволюционные, с ятями. И старинные рекламные объявления есть. В них нахваливают «Кремъ», который вовсе не крем, а сорт махорки. С этими пожелтевшими листами связана целая история. Ребят попросили помочь с ремонтом на 3 этаже пассажа Второва, что расположен в соседнем здании. Дальше — как в приключенческом романе — в полу была дыра, где лежало много старинных бумаг, среди них и реклама из прошлого.

Во дворе

Когда потеплело, ребята взялись за двор. Для начала хотели, чтобы людям было не страшно в него заходить. Покрасили стену в желтый цвет (посмотрят, каким будет после реставрации пассаж Второва и, возможно, подберут более гармоничный цвет), сделали инсталляцию, вывезли мусор.

— Я, как дворник, каждый день подметаю наш двор, огородил в нем место для парковки тех, кто к нам приходит, — рассказывает Сергей. — Мы в закрытом техническом режиме работаем. Все правила соблюдаем, бактерицидная лампа у нас есть. Стрижем пока только мужчин — я мужской мастер, женского еще ищу. К открытию потихоньку готовимся, надо вывеску повесить. Пока называемся просто «Студия на Батенькова». Масштабное открытие в ближайшем будущем бессмысленно, поскольку рядом с нами идут строительные работы. Скоро будут асфальтировать двор, ремонтировать соседний дом.

Главным в своем необычном проекте Сергей и Катя считают не коммерческий интерес, а самореализацию. Они чувствуют себя скорее художниками, чем предпринимателями. Студия помогает им выразить себя, а заодно и сделать любимый город уютнее.

— Люблю старое пространство, старинные вещи до эмоциональной дрожи, — говорит Сергей. — Историей интересуюсь с детства, учился на истфаке, правда, не окончил его. Но к прошлому неравнодушен до сих пор.

Фото: Владимир Дударев

Рассказано

Крячков и Лыгин против конструктивизма. Как в Томске студенты СТИ боролись за признание «новой» архитектурной школы

11 апреля 2024
Томские новости

Из проекта приказа о границах исторического поселения Томска исключены все объекты культурного наследия

22 апреля 2024
Томские новости

В Томске во время ремонта томской поликлиники нашли два старинных письма

10 апреля 2024
Краеведение

В гостях у Анны. Как в доме на Воскресенской горе сохранили старинную печь

16 апреля 2024
Город

Сколько на Воскресенской горе сохранилось старинных печей?

17 апреля 2024
Креативные индустрии

Айсберги для «Исследователей». Как керамистка Елизавета Клеванцева создает арктический декор для «дома за рубль» на Савиных

3 мая 2024
Как это работает

Константин Андреев, Музей истории ГУЛАГа. Как привлечь к изучению семейной истории детей и взрослых — нестандартные советы

2 мая 2024
Работа

Вклад в будущее. Как крупные томские компании помогают вузам в подготовке новых профессиональных кадров

27 апреля 2024
Креативные индустрии

Как получить 250-летнюю виолончель для концерта? Музыкант Глеб Степанов о музейных гастролях в Томске

15 апреля 2024