18+
18+
Краеведение, Культура в Томске, ТГУ, Александра Потанина Григорий Потанин путешествия литература дворянство труд биография воспоминания Т Потанина.Как дочь священника стала этнографом, путешественницей и художницей
РЕКЛАМА

Потанина.
Как дочь священника стала этнографом, путешественницей и художницей

Она никогда не была в нашем городе, но оказалась связана с ним.

Первая русская путешественница-исследовательница Центральной Азии, этнограф и одна из первых женщин в Императорском Русском географическом обществе. Художница, писательница, жена и сподвижница одного из самых популярных общественных деятелей Томска начала XX века.

Об Александре Потаниной сегодня многое одновременно известно и неизвестно.

Архив жены Потанина

В Научной библиотеке ТГУ работает выставка «Г.Н. Потанин: ученый, путешественник, гражданин», где представлены материалы из личного архива Григория Потанина, поступившего в библиотеку еще в 1920-х годах. Прежде эти материалы хранились в Институте исследования Сибири — именно туда были переданы личные вещи Потанина, книги, рукописи и документы еще при его жизни. Личные вещи сегодня хранятся в Томском краеведческом музее, а все «бумажные экспонаты» осели в Научной библиотеке.

— Разбором архива Потанина я занимался в период моей работы в Отделе рукописей и книжных памятников. Он был очень большим, до сих пор многое в архиве не обработано. Было непонятно, с чего вообще начинать, — рассказывает директор НБ ТГУ Артем Васильев. — Но попались на глаза документы, связанные с Александрой Потаниной. Их оказалось довольно много — документы, рисунки, дневники, причем почерк везде был понятным, это очень важно. Почитал ее биографию, был очень удивлен, что у нас есть документы о такой интересной личности, и притом малоизвестной. У Александры Потаниной нетипичная судьба женщины XIX века. Это такая история самоопределения человека — интересная и сложная.

По материалам архива можно проследить весь жизненный путь Александры Потаниной, говорит Артем Васильев. Так, в библиотеке хранятся ее свидетельство о рождении (свидетельства рождения самого Григория Потанина нет), свидетельство о принадлежности к личному дворянству, свидетельство о браке и другие документы.

Свидетельство о принадлежности к личному дворянству Александры Потаниной

Здесь же — заметки из путешествий, личные дневники, черновики статей, рисунки, выписки из изданий по истории и этнографии Сибири, Монголии и Китая. Некоторые из этих материалов можно увидеть на выставке. Также сохранилась часть переписки Александры Викторовны с ее родственниками и несколько писем самого Григория Потанина к жене.

— Интересно, что Потанин до конца жизни, несмотря на все переезды, жизненные обстоятельства, сохранил весь архив своей первой жены. По сути, личных документов, связанных с Александрой Викторовной, в нашем архиве чуть ли не больше, чем связанных с самим Потаниным. Это очень характеризует его отношение к ней. В самом известном сборнике ее трудов «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю», опубликованном уже после смерти Потаниной, впервые была представлена ее полная биография, фрагменты личной переписки. В общем-то, наш архив связан с этой книгой — при подготовке к ее публикации Потанин собирал письма своей жены у разных людей. Сохранилось немало таким писем, переписанных чужой рукой, которые после были отправлены Потанину. Возможно, он уже тогда задумывался о том, чтобы собрать ее архив, — говорит Артем Васильев.

Те самые «переписанные» письма Александры Потаниной. В некоторых из них вырезаны части, вероятно, самим Григорием Потаниным
Фото: Иван Иванов

Какой-то определенный взгляд на личность Потаниной начал формироваться уже после ее смерти, отмечает Артем Васильев. Люди, знавшие Александру Викторовну, хотели запечатлеть в общей памяти образ талантливой, но скромной и очень светлой женщины. Некоторые фразы, характеризующие ее, будут повторяться у разных авторов.

— Хотя в ее личности все-таки много загадок. До конца неизвестно — какой она была на самом деле, к чему стремилась, чего хотела. Можно что-то предполагать, основываясь на записях из ее личных дневников. Из всего, что о ней было написано, не складывается однозначного понимания, каким человеком она была. Несомненно одно — Потанина была женщиной незаурядной, самостоятельно выбравшей свою судьбу и оказавшей огромное влияние на своего мужа.

Дочь священника

Александра Потанина

Александра Викторовна родилась в 1843 году в городе Горбатове Нижегородской губернии. Ее отец Виктор Николаевич Лаврский (урожденный Фиолковский) был священником. Он окончил Московскую духовную академию, получил профессорское звание, преподавал в Нижнем Новгороде, после стал протоиреем. Дедушка Александры, по линии матери, также происходил из духовного сословия. В своих дневниках она вспоминала, что у него была домашняя библиотека, где было много книг на латыни, классической литературы. У Александры было два брата — старший Валериан и младший Константин. Валериан пошел по духовной линии, стал религиозным публицистом. Константин получил юридическое образование, работал журналистом. Кстати, племянник Александры Викторовны, Аркадий Валерианович Лаврский впоследствии будет профессором кафедры минералогии и кристаллографии Томского технологического (индустриального) института и кафедры минералогии Томского государственного университета, а также организатором и первым директором Сибирских высших женских курсов.

— В своей автобиографии Потанина много пишет о том, как училась читать, рассказывает про семью, про нянюшек. Есть и воспоминания о ранних годах. В ее дневниках и личных письмах можно встретить рассказы о том, как они с братьями читают, собирают гербарии, поздравляют друг друга с праздниками. Эта атмосфера, царившая в семье Лаврских, очень повлияла на всю жизнь Александры. Как и в целом общественная жизнь в Российской империи в 1850–1860-е годы, в эпоху Великих реформ, когда появилось новое поколение «шестидесятников». Стали рушиться старые связи и возникать новые неординарные жизненные пути, в том числе среди женщин. Вероятно, на фоне всех этих процессов Александра Викторовна и решила строить свою жизнь, — отмечает Артем Васильев.

Александра Потанина и ее брат Константин
Фото: Иван Иванов

В 1861 году умер отец, и Александра, как старшая дочь, должна была выйти замуж за священника, чтобы сохранить приход. Судьба ее была вроде бы предопределена, но молодая девушка сделала выбор в пользу иного будущего. В 1866 году она поступила воспитательницей в женское епархиальное училище и проработала там восемь лет. Ее тянуло к науке, к литературе, к рисованию.

— Потанина вспоминает, ее мать, тоже дочь священника, не получила хорошего образования, занималась в основном самообучением и поэтому не смогла стать равноправным другом и товарищем своему мужу. Возможно, Потанина проецировала свой взрослый уже взгляд на прошлое, или еще в молодости она уже мыслила подобным образом. Вообще в ее личности есть загадка. Все авторы, которые про нее писали — Николай Ядринцев, Владимир Стасов, подчеркивают, что она была невероятно скромной женщиной. В ее личной переписке прослеживаются постоянные сомнения в себе, своих умениях, в том, своим ли делом она занимается в жизни. Если говорить о ее рисунках, она считала себя не очень хорошим художникам. Про свои сочинения она могла сказать что-то вроде «Не знаю, зачем я вообще мараю бумагу, мое ли это». Такие сомнения преследовали ее всю жизнь. Когда кто-то расспрашивал о ней, ее занятиях, она всегда отвечала: «Я при муже». Почему она так говорила, хотя явно сама сознательно выстраивала свою жизнь, — загадка, — говорит Артем Васильев.

Один из предметов архива — переписка брата Потаниной Валериана Лаврского с невестой

Судьба свела их в 1872 году — Александра Викторовна навещала своего младшего брата Константина, сосланного за революционную деятельность в город Никольск Вологодской губернии. Там же отбывал ссылку Григорий Потанин.

— Через два года они поженились и переехали в Санкт-Петербург. Детей у четы Потаниных не было. Наверное, причин тому несколько. Они познакомились будучи уже очень зрелыми людьми по тем временам — ей бы 31 года, ему — почти сорок. К тому же, Потанин тогда еще не был известной личностью, известным путешественником, что за судьба их ждет впереди, было неизвестно.

На выставке можно увидеть свидетельство о браке Потаниных, а вот совместных фотографий супругов нет, и где они могут храниться, неизвестно. Самое распространенное на сегодняшний день изображение пары — рисунок из монографии 1950-х годов В. и Е. Зариных «Путешествия А. В. Потаниной:

Первая путешественница

На выставке в НБ ТГУ

На памятнике, установленном на могиле Александры Потаниной в бурятском городе Кяхте, высечено: «Первая русская путешественница — исследователь Центральной Азии Александра Потанина». Дальние путешествия и серьезные исследования — для женщины России второй половины XIX века это действительно был подвиг.

С 1876 по 1893 годы Потанины совершили четыре совместных экспедиции в Центральную Азию — в Северо-Западную и Центральную Монголию, Северный Китай и Восточный Тибет. Александра Викторовна не только сопровождала мужа в поездках, но и много и упорно работала. Стирала белье, заботилась о провианте, одежде и топливе, занималась денежными вопросами. И при этом умудрялась совмещать все хозяйственные и бытовые хлопоты с научной работой — помогала мужу вести метеорологические наблюдения, собирать образцы растений и горных пород. И сама вела путевые заметки, куда заносила ценнейшие сведения о жизни и быте местных племен, их традициях и верованиях, делала зарисовки предметов обихода, утвари, жилищ и украшений.

— Александре Викторовне, как женщине, было легче получить доступ к этой части жизни местного населения. В целом к экспедициям, в составе которых была женщина, относились с меньшим подозрением. Особенно на фоне экспедиций Пржевальского, которые, по сути, были военными, путешествия Потанина сильно отличались.

Очерки из путешествий и рисунок А.В. Потаниной на выставке в НБ ТГУ

В промежутках между экспедициями Потанины жили в Иркутске, собрав вокруг себя местную интеллигенцию. Потанин состоял на службе в Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества в качестве правителя дел. Александра Викторовна продолжала постоянно работать над своим образованием. Разбирала записи, сделанные во время поездок, читала научную литературу, посещала лекции. Важный факт, который сообщают в первую очередь в любых публикациях о ней — Потанина стала одной из первых женщин-членов Императорского Русского географического общества, первая сделала публичный доклад в Иркутске и была удостоена малой серебряной медали РГО.

— Если снова обратиться к вопросу о ее личности — в первых экспедициях Александра Потанина официально даже не числилась, несмотря на огромный объем работы, который она выполняла. Считается, что она была очень скромной женщиной. Сама она в письмах писала, что ей гораздо больше нравится жить в провинции, то есть в Иркутске, а не в Санкт-Петербурге, потому что «здесь мы хоть как-то заметны». Все-таки какое-то тщеславие ей было присуще, — говорит Артем Васильев.

Пьеса из монгольской жизни

На выставке в НБ ТГУ

При жизни Александры Потаниной было опубликовано около 20 статей — и научно-этнографических и художественных. В своих дневниках она вспоминает, что с юных лет пробовала себя в писательском искусстве. Артем Васильев рассказывает интересную историю:

— Когда Потанины жила в Иркутске, Александра Викторовна начала писать пьесу из монгольской жизни. В личной переписке видны ее переживания по поводу этой работы — она сомневается, хорошо ли выходит, спрашивает у своих знакомых, заслуживает ли этот труд продолжения. Хотя это была одна из первых попыток русских авторов создать художественное сочинение на бурятско-монгольскую тему. В архиве Научной библиотеки хранятся черновики этой пьесы, или этнографической драмы. По переписке Потаниной не прослеживается, чем закончилась эта история с пьесой. Но известно, что через пять лет в Кишиневе, когда ее уже не было в живых, появилось сочинение некоего Кронидова под названием «Записки из монгольской жизни», где как раз представлен сюжет этой пьесы. В скобках указано «По материалам, переданным А.В. Потаниной». Видимо, когда она жила в Иркутске, передала свои материалы этому человеку, по сути просто подарила, он решил ими воспользоваться.

Черновики пьесы Потаниной
Фото: Иван Иванов

Александра Потанина находила время для чтения и письма и во время экспедиций. Причем в списке ее книг регулярно фигурировала Библия — видимо, несмотря на выбор своего жизненного пути, она всегда оставалась религиозным человеком.

— Еще одна интересная деталь, которая характеризует супругов Потаниных. Общеизвестный факт — сочинения, опубликованные Григорием Николаевичем по итогам экспедиций, были написаны очень сухим языком. Если пробовать их читать — очень скучно, и сам Потанин это признавал. А вот в путевых заметках Александры Викторовны чувствуются художественные нотки. Потанина интересовали сухие факты, а заметки жены хорошо дополняли эти сведения.

Рисунки из экспедиций

Копии рисунков Александры Потаниной на выставке

Первые рисунки можно увидеть в ранних письмах Александры Викторовны к родным и близким. Никакого специального образования она не получила, но ее увлечение рисованием поддерживали братья. Уже после женитьбы, когда Потанины жили в Санкт-Петербурге и готовились к своей первой экспедиции, Александра Викторовна посещала уроки живописи Ивана Шишкина, с которым Потанин был знаком еще со времен своей учебы в 1860-х годах. Якобы великий художник даже советовал, какие краски взять в экспедицию, поскольку с самого начала предполагалось, что Потанина будет делать какие-то зарисовки.

Рисунки Александры Потаниной, которые хранятся в архиве НБ ТГУ
Фото: Иван Иванов

Копии рисунков Александры Потаниной, оригиналы хранятся в архиве НБ ТГУ
Фото: Иван Иванов

С рисунками Александры Викторовны связана еще одна интересная история. В перерыве между экспедициями, когда Потанины находились в Санкт-Петербурге, Григорий Николаевич работал в Императорской публичной библиотеке, консультировался у Владимира Васильевича Стасова (русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель — прим. ред.). Там он и познакомил со Стасовым свою жену, рассказал о ее рисунках. Стасов очень ими заинтересовался и в итоге дал Потаниной задание в следующей экспедиции, когда они будут знакомиться с местными племенами, особенно обратить внимание на предметы с эмалью. Дело в том, что в это время Владимир Стасов вместе с историком искусства Никодимом Павловичем Кондаковым работали над созданием монографии «История и памятники Византийской эмали», вошедшей в число самых дорогих книг в истории российского книгопечатания. Это был огромный каталог-альбом, в основу которого легла коллекция петербургского мецената Александра Звенигородского. Туда же вошли и другие коллекции эмали — Александре Викторовне было поручено сделать зарисовки среднеазиатских произведений искусства. Ее рисунки впоследствии вошли в эту книгу, один из экземпляров которой сегодня хранится в Музее книги НБ ТГУ.

— На постоянной экспозиции в Музее книги можно увидеть рисунок Потаниной, который вошел в книгу, там есть упоминание о ней. То есть признание как художник она получила, хотя книга была опубликована незадолго до ее смерти, и она ее уже не увидела, — говорит Артем Васильев.

1 — «Истории и памятников Византийской эмали: Из собрания А. В. Звенигородского» в Музее книги НБ ТГУ. 2 — рисунок Александры Потаниной, вошедший в книгу

«История и памятники Византийской эмали: Из собрания А. В. Звенигородского» — одна из самых дорогих и известнейших книг в истории российского книгопечатания. Была напечатана ограниченная партия — по 200 экземпляров на русском, немецком и французском языках. Книга не предназначалась для продажи, все экземпляры были вручную пронумерованы издателем и содержаи указание, кому книга предназначалась. На ее издание было потрачено больше 120 тысяч рублей. Для сравнения — строительство главного корпуса университета несколькими годами ранее оценивалось в 760 тысяч.

Оставшаяся в Кяхте

Александры Викторовны Потаниной не стало в 1893 году. Сложные походные условия экспедиций сказались на ее здоровье, хотя сама она старалась этого не показывать. И даже скрывала от мужа своего состояние, когда Потанины собирались в свою четвертую экспедицию, чтобы продолжить изучение восточной окраины Тибета. Во время экспедиции состояние Александры Викторовны стало хуже, какое-то время ее даже несли на специальных носилках. Но и тогда она продолжала работать — записывать, делать зарисовки.

Умерла Александра Потанина близ города Чжо-хуа по дороге в Шанхай. Спустя четыре дня она была похоронена на Успенском кладбище бурятского города Кяхты (Бурятия). Григорий Потанин, как известно, похоронен в Томске.

Объявление о заупокойной литургии по Александре Потаниной

В 1956 году на могиле Потаниной в Кяхте был установлен памятник. Сегодня ее имя носит Центральная городская библиотека Иркутска. Но большая часть памятных материалов хранится именно в Томске.

— Нельзя сказать, что сегодня к личности Александры Потаниной есть какой-то большой интерес. Сам Потанин не был особенно популярен в советское время, тогда больше интересовались его этнографическими материалами. Но недавно в университете состоялась защита диссертации по Потанину, интерес постепенно растет. Периодически к нам обращаются коллеги из Иркутской библиотеки, чтобы мы показали какие-то материалы из архива, связанные с Александрой Викторовной. Но многое еще предстоит исследовать, архив Потанина не разобран до конца. В ближайшее время мы планируем запустить портал, где можно будет знакомиться с цифровыми копиями наших архивных документов. Любой желающий сможет поучаствовать в распознавании документов, этой будет такой волонтерский проект. Надеемся, что этот портал будет пополняться в том числе вот такими материалами, как архив Потанина и его жены, сибирякам это должно быть интересно.

Текст: Анна Мацковская

Фото: Серафима Кузина

«Томский Обзор» выражает благодарность за помощь в подготовке материала Научную библиотеку ТГУ и лично ее директора Артема Викторовича Васильева

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».

Томские новости

«Пасхальное чудо» в Доме искусств. Что готовит для томичей команда «Большого вертепа»

17 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на поэтический вечер Евгения Казакова

16 апреля 2024
Томские новости

Томичам представят книгу «Картинные девушки» об известных художниках и их музах

19 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на показ фильма «Иди и смотри»

29 апреля 2024
Креативные индустрии

Тотальный диктант-2024 в Томске. Юбилейная явка, мэр в музее и кот Бегемот

22 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на юбилейный Тотальный диктант

15 апреля 2024
Томские новости

Рояль, линейка и резинка. В Томской филармонии появится музей Эдисона Денисова

26 апреля 2024
Томские новости

Томичей приглашают на лекции Виктора Шалая, директора Музея-заповедника истории Дальнего Востока

13 мая 2024
Томские новости

В Томске пройдет поэтический вечер Евгения Казакова

21 апреля 2024